Почему бензин дорожает, когда падает нефть

У нас, граждан "страны-бензоколонки", сложилось совершенно устойчивое мнение, что если мировая цена на баррель определенной марки снижается, то на заправках мы тоже должны видеть устойчивое снижение цены. Часто слышу возмущения по этому поводу, поэтому решил, наконец, объяснить, почему снижение мировых цен на нефть отражается на нашем кошельке не менее сильно, чем на гос. бюджете или доходах нефтяных компаний.


Начнем с простого, и в первом пункте не будем учитывать волатильность курсов.
Представьте, что некая компания "Нефть" продает сырье на внешний рынок за рубль. Затем происходит падение цены на определенный сорт, которое тянет за собой цену на сырье компании "Нефть". Тогда она вынуждена продавать ее, например, за 80 копеек. А как компенсировать потерю в 20 копеек, чтобы окупить нефтедобычу? Да, повышением цены на внутреннем рынке, что и делают наши предприниматели. Вы когда-нибудь видели, чтобы на одной заправке цены существенно отличались от другой? Как правило, они добиваются лояльности клиентов за счет бонусов, скидок, акций и специальных программ. И дело здесь не только в олигополическом сговоре, но и в том, что никто не хочет остаться в минусе. А продажа бензина и прочих продуктов нефтедобычи не поддается "эффекту масштаба" в привычном его понимании, так как нефть - исчерпаемый ресурс, и объемы потребления оказывают обратное влияние на цены. В отличие, например, от молока.


Усложним задачу, введя в наше уравнение новый фактор - колебания курсов. 90% проблем в нашей стране можно было бы избежать, продавай мы за рубеж в рублях. Мы бы с вами забыли о повышении цен и набившем оскомину слове "индексация".

Но утопия на то и утопия, чтобы не стать реальностью, поэтому приходится вывозить "черное золото" за "жалкие зеленые бумажки", подкладывающие знатную свинью и экономике в целом, и каждому гражданину в отдельности.
Принято считать, что экспортерам выгодно, когда "падает" рубль, потому что "масса" выручки увеличивается. В краткосрочной перспективе это приносит неплохие барыши, увеличивая рублевые показатели эффективности деятельности. Но эта схема не совсем подходит для тех, кто кредитуется в долларах. Иностранные инвесторы, за привлечение которых так переживает часть российских экономистов, хороши для отрасли, в которой нет такой нестабильности цен. И конечно, лучше всего, когда отдавать долги нужно в рублях.
Только вот занимали-то в долларах, цена на баррель падает тоже в долларах, и отдавать опять-таки в них. За счет кого производитель будет компенсировать дыру в своем бюджете? За счет тех, кто платит ему в рублях. И чем сильнее "упал" рубль, тем больше мы производителю заплатим.


Вот такие вот простые схемы, в очередной раз доказывающие, что для нас не есть хорошо, когда падает нефть и рубль. Но существует и другая сторона медали - растущая конкурентоспособность в других отраслях. Жаль только, что за счет такой вот "конкурентоспособности" нам не удается сильно увеличить популярность на рынках, а вот грубо говоря бюджетообразующие отрасли все равно оказываются в серьезном минусе.


Надеюсь, что такое объяснение сделает проблему чуточку понятнее, хотя я понимаю, что без ее решения легче не станет.

Источник: http://manzal.livejournal.com/416550.html

78
2783
29