"Отстрельный список": как Мосад вел охоту за палачами еврейского народа

На модерации Отложенный

Институт "Яд ва-Шем" снял гриф секретности с трехтомного исследования Йоси Хена о тайных операциях Мосада по поиску нацистских преступников. Впервые опубликован "отстрельный список" с именами тех, кто подлежал первоочередной ликвидации

После захвата в 1960 году Адольфа Эйхмана израильская внешняя разведка Мосад готовила еще целую серию подобных операций. Цель ставилась простая - захватить и доставить в Израиль. А если не удастся – ликвидировать.

 В Мосаде существовал "отстрельный список", работа по которому продолжалась в течение 30 лет. Результаты, к сожалению, были не такими впечатляющими,  как хотелось бы руководству Мосада, да и всему еврейскому народу. Подробности этого плана изложены в трехтомнике израильского исследователя Йоси Хена (Хейница). Они были напечатаны десять лет назад и положены на полку в архиве "Яд ва-Шем". Гриф секретности был снят только на этой неделе. Таким образом "отстрельный список" – перечень нацистских преступников, за которыми вел охоту Мосад, - стал впервые доступен широкой общественности.

 Спецподразделение, которое вело охоту за нацистскими преступниками, называлось "Амаль". Оно было создано по инициативе легендарного руководителя Мосада Иссера Харэля и его будущего преемника Меира Амита. Именно они, как считается, составили список подлежащих ликвидации нацистских преступников, ранжировав их по первоочередности уничтожения – в соответствии с "активностью" и "вкладом" в "окончательное решение еврейского вопроса".

Первым в списке стоял Адольф Эйхман – один идеологов и практиков массового уничтожения евреев, сумевший избежать правосудия и укрывшийся в Аргентине.

 После Эйхмана, которого судили и повесили в Израиле в 1962 году, первым в списке стал "ангел смерти из Освенцима", доктор Йозеф Менгеле, поиски которого продолжались тридцать лет (подробнее об этом рассказывали "Вести").

 Помимо него в списке фигурировали имена карателя из Латвии Герберта Цукурса, которого Мосад нашел и ликвидировал в 1965 году, а также убийцы евреев в Польше, Украине, Беларуси, главы концлагерей, убийцы из гетто… О некоторых фигурантах "отстрельного списка" – чуть подробнее. 

Хорст Шуман: "экспериментатор" из Освенцима

 Штурмбаннфюрер СС Хорст Шуман (1906-1983) считался первым помощником Йозефа Менгеле. Врач и сын врача. Еще в январе 1940 начал отрабатывать программу умерщвления (эвтаназии) "неполноценных" (престарелых и неизлечимо больных) в благотворительном попечительском учреждении (HuPa-, Heil- und Pflegeanstalten) в Графенэкке, директором которого являлся. За полгода было уничтожено 10 тысяч человек. Опыт был повторен в другом подобном "заведении" в Зонненштейне.

С 1942 года участвовал в опытах по стерилизации и кастрации, проводившихся над узниками Освенцима.

 После войны спокойно жил в Западной Германии и сначала преследованиям не подвергался. В 1951, узнав о намерении германской полиции арестовать его, бежал из страны. В 1951-1955 работал судовым врачом. Жил в Судане, Гане (где даже работал в министерстве здравоохранения), в 1964-м был пойман и экстрадирован в Германию.

Начатый в сентябре 1971 года процесс по его делу был закрыто в связи с плохим состоянием здоровья Шумана.

 Мосад, охотясь за Менгеле, не считал Шумана "главной целью".

Это позволило ему выжить и умереть своей смертью в 1983 года от ракового заболевания.

 Алоиз Бруннер: пережил два покушения

Гауптштурмфюрер СС Алоиз Бруннер (1912—2010) - один из главных соратников Адольфа Эйхмана по осуществлению "окончательного решения еврейского вопроса". В 1939-1945 годах руководил перевозкой десятков тысяч евреев из Вены, Берлина, Греции, Франции и Словакии в лагеря смерти.

После войны по подложным документам скрывался в Германии, затем бежал в Сирию, где жил под именем доктора Георга Фишера и сотрудничал с местными спецслужбами.

 Мосад предпринял две попытки ликвидации Бруннера – в 1961 и 1980. В результате он лишился глаза и четырех пальцев, но выжил.

За операциями по ликвидации Бруннера стоял Ицхак Шамир, в будущем премьер-министр Израиля. В книге Йоси Хена утверждается, что Шамир лично передал ему заминированный пакет в Дамаске.

 Мартин Борман: погоня за призраком

 Мартин Борман (1900-1945?) был личным секретарем Гитлера, главой партканцелярии НСДАП, рейхсминистром по делам партии, входил в ближний круг фюрера и всюду его сопровождал.

 16 января 1945 года вслед за Гитлером переехал в Фюрербункер. После того, как его начальник покончил с собой, 2 мая в составе группы покинул рейхсканцелярию. Предположительно, совершил самоубийство на мосту близ Лертского вокзала. За военные преступления и преступления против человечности на Нюрнбергском трибунале был заочно приговорён к смертной казни через повешение.

 Подпись Бормана стоит под указами от 31 мая 1941 года о распространении действия расовых законов на восточные зоны оккупации, 9 октября 1942 года – об "окончательном решении еврейского вопроса", 1 июля 1943 года - о передаче полномочий по решению еврейского вопроса гестапо и лично Адольфу Эйхману.

 В связи с тем, что смерть Бормана была официально подтверждена лишь в 1972 году, он был включен в "отстрельный список", однако о каких-либо конкретных операциях по его розыскам неизвестно.

Генрих Мюллер: в поисках Косинуса

 Группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Генрих Мюллер (1900-1945?) - начальник тайной государственной полиции (IV отдел РСХА). Как начальник гестапо был причастен почти ко всем преступлениям нацистского режима.

 Если Эйхман и Менгеле в Израиле считаются самыми кровожадными палачами еврейского народа, то Мюллер, имевший кличку Косинус, был их непосредственным начальников и несет прямую ответственность за истребление 6 миллионов евреев.

Мюллер был в числе участников Ванзейской конференции, разработавшей программу "окончательного решения еврейского народа" и фактически руководил ее реализацией (как шеф гестапо).

 Послевоенная судьба Мюллера, как и Бормана, долгое время была неизвестной. Существовали подозрения, что он под вымышленными именами скрывается то ли в Южной Америке, то ли в Египте.

 Примечательно, что после захвата Эйхман заявил следователям, что Мюллер жив.

 Мосад вел слежку за женой Мюллера в Мюнхене, искал его следы в Панаме и даже схватил там некого Мюллера, но тот оказался другим (это подтвердили отпечатки пальцев). В настоящее время считается, что нацист покончил с собой 1-2 мая (по другой версии – погиб при бомбежке).