О словах для учебника по истории современной России

На модерации Отложенный

 

Open-Book

Вот интересно, какие слова лет через 50 окажутся во всех учебниках новейшей истории на страницах, посвящённых России начала XXI века?

Будет ли это свежее «Цап-царап» или бессмертное «Мы и в сортире их замочим, в конце концов»?



А может ли так статься, что для понимания атмосферы в учебники войдут совсем другие слова, совсем других людей?

 

Например, вот это…

Последнее слово студента ВШЭ Егора Жукова, которому вменяли, да так и НЕ смогли вменить участие в массовых беспорядках, и вывернулись переквалифицировав обвинение на призывы к экстремизму по результатам одной весьма сомнительной экспертизы, уже широко разошлось по соцсетям.

И даже умеренно-либеральные «Ведомости» всё его перепечатали.
 

Судебное разбирательство, которое происходит сейчас, посвящено словам и их значениям.
Мы обсуждали конкретные фразы, нюансы формулировок, способы толкования.
Надеюсь, мы смогли доказать уважаемому суду, что я НЕ являюсь экстремистом, как с точки зрения лингвистики, так и здравого смысла.
 
Но сейчас я хочу затронуть вещь более фундаментальную, чем смысл слов.
Я хочу рассказать про мотивы своей деятельности.
Благо эксперт также про них высказался. Мотивы подлинные и глубинные. Те, что заставляют меня заниматься политикой. Мотивы, преследуя которые, я и записывал видео для канала «Блог Жукова».

И вот с чего я хочу начать.
Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей.
Много внимания, как нам говорят, уделяется институту семьи и патриотизма, а ключевой традиционной ценностью называют христианскую веру.
Ваша честь, мне кажется, может быть, это даже и хорошо, потому что христианская этика действительно включает в себя те ценности, которые мне поистине близки.
Во-первых, это ответственность.
В основе христианства лежит история про человека, который решился взвалить страдания всего мира на свои плечи.
История про человека, который взял на себя ответственность в максимально возможном смысле этого слова.
По сути, центральная идея всей христианской религии — это идея личной ответственности.


А во-вторых — любовь.
«Возлюби ближнего как самого себя» – это главная фраза христианской религии.
Любовь есть доверие, сострадание, гуманизм, взаимопомощь и забота.
Общество, построенное на такой любви, есть общество сильное. Пожалуй, наиболее сильное из всех в принципе возможных.

Для того, чтобы понять мотивы моей деятельности, достаточно всего лишь взглянуть на то, как нынешнее российское государство, гордо выставляющее себя защитником христианских, а значит и этих ценностей, на самом деле их защищает.

Перед разговором об ответственности сперва надо ответить на вопрос, что из себя представляет этика ответственного человека, какие слова он произносит себе в течение жизни.
Мне кажется, такие: «Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями подчас невыносимыми.
Все твои близкие умрут, все твои планы нарушатся, тебя будут обманывать и бросать, и ты никуда не убежишь от смерти.
Жизнь — это страдания, cмирись с этим.
Но, смирившись с этим, смирившись с неизбежностью страдания, все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой. Потому что иначе все станет только хуже.
Стань примером. Стань тем, на кого можно положиться. Не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа.
И строй страну, в которой твои дети смогут стать счастливыми».
 

Разве такому нас учат?

Разве такую этику усваивают дети в школах?

Разве таких героев мы чествуем?

Нет!
 

Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности для человеческого процветания.

10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили в своих руках 90% благосостояния страны.

Среди них, конечно, есть весьма достойные граждане, но основная их часть, вернее, основная часть этого благосостояния, получена не честным трудом на благо людей, а банальной коррупцией.


Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером.

Все деньги сконцентрированы сверху.

И их оттуда никто НЕ отдаст.

Снизу же, без преувеличения, осталась лишь безысходность.
Понимая, что рассчитывать им НЕ на что и понимая, что как бы они ни старались, ни себе, ни своей семье они принести счастья НЕ смогут, русские мужчины либо вымещают всю злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются.

Россия — первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на 100 000 человек.

В результате треть всех семей в России — это матери-одиночки с детьми.

Это мы так, хочется спросить, традиционный институт семьи защищаем?



Мирон Федоров (рэпер Оxxxymiron — «Ведомости»), не раз приходивший на мои заседания, очень верно заметил: у нас алкоголь дешевле, чем учебники.

Государство создает все условия для того, чтобы между ответственностью и безответственностью россиянин всегда выбирал второе.



А теперь — про любовь.
Любовь невозможна без доверия.
А настоящее доверие зарождается во время совместной деятельности.
Во-первых, совместная деятельность — редкое явление в стране, где НЕ развита ответственность.
Во-вторых, если совместная деятельность все-таки где-то проявляется, она тут же начинает восприниматься охранителями как угроза.

И неважно, чем ты занимаешься — помогаешь ли заключенным, выступаешь ли за права человека, охраняешь ли природу.

Рано или поздно тебя настигнет или статус «иностранного агента», либо тебя просто так закроют.

Государство ясно дает понять – ребята, разбредитесь по своим норкам и друг с другом НЕ взаимодействуйте.
Собираться друг с другом больше двух на улице нельзя — посадим за митинг.
Работать вместе по социально полезной повестке нельзя — дадим статус «иностранного агента».
Откуда в такой среде взяться доверию и любви?
Не романтической, а гуманистической любви человека к человеку.



Единственная социальная политика, которую последовательно проводит российское государство — это РАЗОБЩЕНИЕ.

Так государство расчеловечивает нас в глазах друг друга, ибо в его глазах мы уже давно расчеловечены.
Как иначе объяснить такое варварское отношение к людям с его стороны?
Отношение, которое каждый день подчеркивается избиениями дубинками, пытками в колониях, игнорированием эпидемии ВИЧ, закрытием школ и больниц и так далее.
Давайте взглянем на себя в зеркало.
Кем мы стали, позволив сотворить с собой такое?

Мы стали нацией, разучившейся брать на себя ответственность.

Мы стали нацией, разучившейся любить.



Более 200 лет назад Александр Радищев, проезжая между Петербургом и Москвой писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека».

Где сегодня подобные люди?

Люди, чья душа так же остро болит за происходящее в родном отечестве.

Почему их почти НЕ осталось?
А все дело в том, что на проверку оказывается единственный традиционный институт, который подлинно чтит и укрепляет нынешнее российское государство — это самодержавие.
Самодержавие, которое норовит сломать жизнь любому, кто искренне хочет добра своей родине, кто НЕ стесняется любить и брать на себя ответственность.
В результате гражданам нашей многострадальной пришлось выучить, что инициатива наказуема, что начальство всегда право просто потому, что оно начальство, что счастье здесь может быть и возможно, но только НЕ для них.
И выучив это, они начали постепенно исчезать.



По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает со средней скоростью минус 400 000 человек в год.

За статистикой НЕ видно людей, так увидьте же их.
Это спивающиеся от бессилия, это замерзающие в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой люди, такие же как мы с вами.
 
Наверное, к этому моменту мотивы моей деятельности стали ясны.
Я действительно желаю видеть в своих гражданах два этих качества: ответственность и любовь.
Ответственность за себя, за тех кто рядом, за всю страну.
Любовь к слабому, к ближнему, к человечеству.
Это мое желание — еще одна причина, ваша честь, почему я НЕ мог призывать к насилию.
Насилие развязывает руки, ведет к безнаказанности, а значит и к безответственности.
Ровно так же насилие и НЕ ведет к любви.
Все же, несмотря на все преграды, я ни на секунду НЕ сомневаюсь, что мое желание исполнится.
Я смотрю вперед, за горизонт годов и вижу Россию наполненную ответственными и любящими людьми.
Пусть каждый представит себе такую Россию, и пусть этот образ руководит вами в вашей деятельности также, как он руководит мной.


В заключение скажу следующее: если суд все же примет решение, что эти слова сейчас произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы моей жизни будут наполнены лишениями и невзгодами.
Но… я постараюсь радоваться тому, что мне выпал этот шанс — пройти испытания во имя близких мне ценностей.
В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону.


Это довольно длинная речь, которую сейчас уже называют едва ли НЕ манифестом поколения.

 

Хотя сколько таких речей и таких манифестов уже было на нашей памяти!

А сколько их знает #история!
 

Достойны ли эти слова войти в учебники?

 

Вот, например, экономист Константин  Сонин считает, что да.

 

Но историю, как ни крути, пишут победители.

Лично я, к сожалению, сомневаюсь, что либеральная идея в России в ближайшие полвека победит.



А вы как думаете?