Новая боль экономики: молодежь не хочет потреблять
На модерации
Отложенный
5 Декабря 2019
Владимир Лакодин
Им всё это «дико, например» (с): пенсионные накопления; ипотека и тянущая жилы работа на одном месте; мифическая необходимость «верхнего образования»; дети, рожденные в возрасте до 35 лет; географическая привязка по принципу «где родился, там и сгодился»; троглодитская политика каких-то олдовых полковников, мешающая их сетевой жизни; семейные «ценности» – дача, гараж, инвестиционная квартира, мебель из массива дерева на века, сотни бумажных книг чисто для интерьера и хрусталь на полках…
Впервые в человеческой истории и истории России на сцену во весь рост вышел постматериализм – совершенно новая модель экономического и социального поведения, носителями которой в основном являются молодые люди, родившиеся в конце 90-х и после 2000 года. Они не хотят потреблять товары и услуги так, как это принято у нормальных людей.
И «нормальных» людей они боятся и не понимают их устаревших устремлений, пристойных скорее для хомяков, чем для представителей новой цифровой цивилизации.
По данным Росстата за 2018 год, в России насчитывается примерно 25 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет. Как бы ни старались их не замечать «менеджеры страны», эти молодые люди – огромная сила. И в ближайшие годы она будет способствовать слому традиционной экономики, в том числе – агонии пенсионной системы.
Ученые из Московского гуманитарного университета и Российского государственного социального университета в своем исследовании новых поведенческих моделей молодежи в экономике сообщают: происходит цивилизационный сдвиг, очередная волна развития постиндустриального общества, которая характеризуется сменой ценностей.
Им вторят сотрудники Российского государственного педагогического университета им. Герцена: новому условному «поколению Z» присуще мировоззрение, которое принято обозначать как «постматериализм». Термин был предложен еще в 1977 году американским социологом Роландом Инглхартом.
В то время Инглхарт, изучая результаты соцопросов, заметил, что обеспеченную молодежь западных демократических стран все меньше интересуют сугубо материальные проблемы, и все больше – вопросы гражданских свобод и экологии.
К концу 2010-х годов из-за фантастического цифрового рывка, бурного развития интернета и связанного с ним особого сектора экономики постматериализм превратился из не очень внятного социологического концепта в реально существующее явление. Российские ученые-педагоги отмечают: «поколение Z» выросло среди цифровой глобализации – буквально в интернете, в котором всё связано со всем.
Цифровые технологии для молодежи – обыденность, а не мечта, как это было, например, у их родителей. Видя весь мир на экранах удобных гаджетов, молодые сформировали собственные ценности.
Они ориентированы на стремительный социальный «взлет», на частую смену жизненной обстановки, на быстрые результаты от приложенных к чему-либо усилий.
Они выстраивают свою жизнь вокруг разнонаправленных интересов, а о далеком будущем заботиться не хотят.
Для молодых являются нонсенсом такие явления, как, например, традиция присваивать звание «ветеран труда».
Они вполне адекватно удивляются тому, что кто-то в здравом уме готов вкалывать в одной и той же отрасли 25-40 лет и добиваться ведомственных или государственных наград ради каких-то эфемерных льгот в старости. Им странно само это словосочетание – «ветеран труда». Почему, собственно, «ветеран»?
Труд – это что, война? Почему везде должно быть место подвигу?
Они боятся жить и уходят в цифровые фантазии? Или это реально новые ценности?
Исключительно важным молодые люди полагают иметь право на самостоятельность, независимость, неприкосновенность частной жизни и свободу слова. Также они выстраивают собственную, необычную и довольно активную философию потребления. Канадский ученый Дон Тэпскот назвал это поколение «сетевым». В своей работе «Выросшие цифровыми: как сетевое поколение меняет мир» (2008 г.) он среди прочего утверждал, что новая потребительская философия молодежи – это всего лишь попытка спрятаться от реальных жизненных проблем и страхов, которые с ними связаны. В чем-то с Тэпскотом можно согласиться, потому что одной из характерных черт «поколения Z» является избегание ответственности – в профессиональной сфере, в сфере владения материальными активами, в сфере отношений и деторождения. Хотя речь скорее идет об избегании обстоятельств, которые приводят к несению ответственности. Однако не может ли оказаться так, что молодые люди на самом деле проявляют некий новый здравый смысл? И избегают слишком прочных материальных и человеческих уз неспроста?
Ведь одной из главных ценностей «зэтов» является собственная самореализация – профессиональная, творческая, личная. Исследования российских ученых показывают, что ценности отечественных представителей сетевого поколения имеют отчетливо нематериальный характер.
Они потребляют ради удовольствия, у них нет мотивации к длительному накоплению материальных ресурсов.
Также у них снижена склонность к предпринимательскому риску. Зато они ценят умение работать в команде (хотя работа может вестись удаленно, а общение команды быть сугубо виртуальным).
Авторы исследования «Трансформация экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества», на которое мы уже ссылались выше, выделили 8 новых поведенческих тенденций условных «зэтов»:
1. Они быстро переключаются при потреблении информации. Плохо концентрируются на ней и неглубоко прорабатывают вопросы, которые их интересуют. Хорошо воспринимают наглядную информацию. Делают это маленькими порциями. Не любят вникать в текст, лучше понимают иконки, смайлики, видео и картинки. Сосредоточение на одной задаче и выполнение её до конца требует от «зэтов» значительных усилий.
2. Для этого поколения долгосрочные тренды отсутствуют. Горизонт планирования у молодых минимальный. Они как бы всё время в «потоке», который формируется социальными сетями и меняется ежесекундно.
3. Мотивация к деятельности слабая. От постепенного движения к успеху «зэты» отказываются. Интерес к реальной физической жизни, к миру снижен. Само понятие «ценности» размыто и теряет материальную форму. Ценности становятся абстрактными и представлены они в виртуальной среде.
4. Установка на гедонизм распространяется на всю деятельность, в том числе на трудовую. Успехом считается личное счастье. Измеряется оно разнообразием образа жизни и удовольствием от существования, а не богатством и социальным статусом. Работа, конечно, должна приносить доход, но при этом давать радость и не отнимать много времени. «Вкалывать» никто не готов. Говоря о счастье, молодые практически не употребляют слов «карьера» и «престижная работа». Главное, чего они ждут от будущего – это комфорт и спокойствие.
5. У «зэтов» отмечена привычка отделять себя от государства и от семьи. Они индивидуалисты. Поиск своего личного пути – основная установка. Ценность того, чтобы вести совместную деятельность с другими, быть полезным обществу в целом, для молодых сомнительна. 57 % представителей поколения заявляют, что у них нет кумиров, 16 % затрудняются с ответом. Подражать предпочитают родственникам и историческим персонажам.
6. Норма жизни вместе с другими людьми на одной территории отмирает, потому что само понятие «территории» не имеет смысла в виртуальной среде. Это приводит к трудностям в формировании понятия о правилах «общежития» в конкретном месте. Молодым непросто договариваться о несении ответственности за территорию и соблюдении норм совместного существования. Это порождает трудности адаптации в коллективе при работе «в реале».
7. «Зэты» боятся обыденности, в которой нет места спонтанности, интенсивным переживаниям и ярким впечатлениям.
8. К собственному здоровью молодежь относится пассивно, ведет малоподвижный образ жизни. Их устраивает долгое сидение с гаджетами, имеющими выход в интернет.
Названные тенденции на первый взгляд выглядят несколько негативно.
Однако если вдуматься – почему плохо то, что молодые хотят получать впечатления от путешествий и сиюминутных развлечений? То, что они не желают быть обременены недвижимостью и другими экономическими активами?
То, что имеют пониженную склонность к бизнес-риску, что нацелены на реализацию коротких проектов с минимальными вложениями денег и усилий?
Да ничего в этом нет плохого. Просто это становится угрозой для сложившейся традиционной экономики – вот в чем проблема. Ценности молодых подвергают испытанию ее устойчивость.
Они не хотят создавать собственное материальное «наследство»
Новое поколение слишком «текуче» для того, чтобы обеспечивать бизнесу постоянно доступный трудовой ресурс. Молодые не желают засиживаться на одном месте и делать скучную работу, не видя быстрых результатов своего труда.
Из-за слишком близкого горизонта планирования молодежь не хочет накапливать личные материальные ресурсы и сберегать их. Этим людям трудно продавать то, что их не интересует здесь и сейчас. В чём и кроется корень «зла» для традиционной экономики.
Поколение Z не вникает в долгосрочные экономические тренды. Поэтому с ним не получается говорить о них ни лично, ни в форме общественной дискуссии. Меж тем всё «остальное» общество традиционно мечтает о постоянном и сбалансированном экономическом росте.
Лауреат нобелевской премии по экономике Эдмунд Фелпс в свое время вывел некое «золотое правило» такого роста. Если говорить упрощенно, не вникая в формулы, он считал, что сбалансированный рост экономики возможен при условии, когда каждое поколение сберегает для будущего такую же (или чуть большую) часть национального дохода, какую оставило ему предыдущее поколение.
При этом Фелпс настаивал, что потребление должно быть максимизировано, но так, чтобы накапливаемый капитал «не проседал». Если же капитал слишком вырастает, то обществу следует начинать больше тратить. Так вот, поколение Z вообще не желает заботиться о капитале.
В том числе – о собственном пенсионном, что создает большие риски для и так безнадежно больной пенсионной системы России.
Кроме того, нежелание накапливать и сберегать у миллионов молодых уменьшает возможность для бизнеса занимать «длинные деньги» у банков и опосредованно у государства (которые в теории помогают обществу копить ресурсы).
Мало того, мы уже согласились с тем, что склонность к деловому риску у «зэтов» низка. Большинство из них не будет создавать никакого бизнеса.
Но что же они собираются делать в жизни?
Исследования показывают, что молодые ценят творческий интеллектуальный труд в нескольких отраслях, так или иначе связанных с интернетом, ПО, наукой, искусством, музыкой и т. п.
Они скорее склонны инвестировать в себя как в «человеческий капитал», чем в материальные активы. Вероятно, этот капитал в будущем станет вполне способен создавать на рынке платежеспособный спрос. Понятие «экономическая ценность» для молодежи переносится в нематериальную сферу.
По их мнению (и это доказывается сегодня повсеместно), нематериальное вполне может генерировать деньги. В связи с этим существующая ныне в России неповоротливая и косная система образования мыслящих молодых людей приводит в недоумение.
В также упоминавшемся нами исследовании сотрудников РГПУ им. Герцена «Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России» подчеркивается: «зэтам» непонятна необходимость госкэзаменов и ЕГЭ, само школьное образование для них выглядит обязаловкой без объяснений.
Молодежь поняла ценности самообразования. Для самых сообразительных и дерзких школа вообще перестала быть чем-то полезным. Интернет полезнее. На крайний случай есть онлайн-курсы, на которых можно обрести новую профессию.
Молодых призывают иметь нешаблонное мышление и в это же время натаскивают на шаблонные ответы для успешного прохождения тестов. Им предлагают перенимать опыт у всего мира и одновременно ограничивают в вузах развитие учебных программ, не приводя их в соответствие с потребностями времени (особенно это заметно для специальностей в сфере программирования и IT вообще).
Ученые-педагоги сообщают: для студентов стали характерны частые переходы из одного вуза в другой и смена специальности.
Выпускники школ, берущие паузу на несколько лет перед поступлением в колледж или университет «для самоопределения», уже не редкость. «Статусность» традиционного образования подвергнута молодыми сомнению.
Цитируем: «…для "зэтов" не существует ни идеологии, ни авторитетов как таковых…»
По мнению ученых, молодые «…привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и в обществе, основанном на знаниях…».
Прогрессивные педагоги, похоже, гибче, чем экономисты – они общаются с новым сетевым поколением непосредственно и, кажется, не видят большой проблемы в том, что оно такое «странное».
Некоторые учителя ищут подходы к нему, чтобы выработать новые методы эффективного образования. Снова цитируем: «…Надо признать, что ценности являются фундаментальными жизненными ориентирами современной молодежи, и без их учета становится невозможным организовывать образовательный процесс».
У «зэтов» тоже есть вопросы к старшим поколениям
Беспокойство экономистов и социологов по поводу того, что молодежь не желает перенимать традиционные модели потребления и накопления, вполне понятно. Однако у самих молодых есть собственное беспокойство, которое выражается не только в избегании ответственности и постироничных мемах. Молодые тоже могли бы спросить:
• Почему мы обязаны заботиться о фетише сбалансированного экономического роста? Вроде бы теории о грядущем перенаселении Земли родом из 20-го века уже опровергнуты и перенаселения не будет? Имеющихся ресурсов вполне достаточно для всех. Может быть, просто кое-кто их традиционно перераспределяет в свою пользу? И поэтому бедные беднеют, а богатые богатеют?
• Почему мы должны рожать рано и много, отказывая себе в самореализации? У вас какие-то планы на наших детей?
• Почему нам мешают свободно перемещаться между странами? Находить собственные пути для образования и работы? Почему мы попадаем под какие-то санкции и подозрения исходя из нашей формальной принадлежности к какому-то «государству»?
• Почему наш интернет, наши мессенджеры и соцсети постоянно пытаются отрегулировать, ограничить, заблокировать? Это наша естественная среда обитания, образования, творчества и работы!
Много подобных вопросов могли бы задать молодые.
И у них есть право голоса. Только в нашей стране их 25 миллионов. А за ними следует еще одно поколение – примерно 25 миллионов россиян, которым сегодня от 0 до 15 лет.
И многие из них поняли навигацию на YouTube раньше, чем стали произносить свои первые слова. Возможно, что «угроза» традиционной экономике, которую несет странная поведенческая и потребительская повадка сетевых поколений – вовсе не то, чем кажется. А сама эта экономика – угроза для счастья молодых.
Это экономика должна поменять свое понятие о человеческом счастье, а не новые поколения – отказаться от него и покорно сунуть шею в ярмо, чтобы тянуть и дальше «в гору» этот прогнивший мир.
_____________________
Вот до чего довели страну гаджеты.
Комментарии
-- откуда и весь народ
а поколение очень интересное, им нельзя отказать в разумности,
они и голосовать не ходят...
и какие пенсионные накопления могут быть, если условия постоянно
меняются... )
они и голосовать не ходят... (c)
----------------------
Возможно, это интуитивное нежелание
следовать принципу: "Цель оправдывает средства" ?
Взрослые не в состоянии преодолеть в себе этот стереотип поведения: http://maxpark.com/community/68/content/2496692
Они так и помирают - непорядочными людьми.
А молодежь - не хочет непорядочными становиться?
Интуитивно?
а наше поколение их родителей, с одной стороны пытается выпендриваться, дабы не потерять своего авторитета, с другой стороны нашему поколению страшно из-за того, что мы даже догнать , понять не можем даже с какой стороны ко всему этому цифровому будущему подойти, в итоге весь этот хайп и выпендреж не с их, а с нашей стороны
все помнят, как пялили эту систему с оцифровкой алкоголя, а в глазах у тех, кому это поручили ,было полное непонимание, с чего начать, но за то много выпендривания
все помнят, как Медведев всем своим министрам заявлял о том, что в каждом населенном пункте должен быть штаб по продвижению и обучению кадров для оцифровки- и тогда все видели кивающие головы подчиненных- типа ага- бабла закинем и будет все чики пики.
ан не будет
в следующем году уже должны быть оцифрованы и отмаркированы кьюаркодами все обувь и тряпки..
ну да- товароведы много знают про производство и сбыт всего этого, а вот про это всё- даже понимания нет - с чего подойти.
а поколение детей этих товароведов, напротив думают как помочь и сделать лучше ,да еще чтобы своих начальников и родителей
да какое потребление?!
всем страшно, чтобы последнюю крошку из миски не вынули транскорпорации, у которых возможностей всё отнять и поделить кратно больше, чем даже у государства, даже у большого
и поколение тридцатилетних уже поняли, не о хламе нужно заботиться, которое через десяток лет превратиться в труху для помойки. а о людях, которые рядом и если что вот также как они родителей. пусть с песнями, плясками, хайпом и руганью, но поддержат и самое дорогое, те кто рядом и понимают про что всё вокруг, и из любого поколения, родители так родители, дети так дети- важно то, чтобы они были в теме, т.е. выучены были и понимали что и где важно, а что нет..
работают и ещё как, но деньги тратят
особенно...
энафизм - не исключительно детское явление
И объяснение этим явлениям может быть такое: новая молодёжь уже отказывается от внедряемого в сознания экономизма как "теории всего". И результат её переосмысления всего бытия может перевернуть все привычные взгляды и стереотипы. А результат этого переворота может ужаснуть буквально всех.
И этот грядущий ужас - одно из последствий экономизма, навязываемого "нашей" идеологической системой.
Что же касается "воспитания нового социалистического человека" - давно пора отказаться от такой абстрактной жвачки и перейти к конкретике. Хотя бы в плане нравственно-этического воспитания.
У нас же - особенно после т.н. "перестройки" - всё свелось к т.н. "экономике". К большому хапку приватизации, к "купи-продай" и различным формам обмана и грабежа.
От банковского кредита до ипотеки.
Это примерно так же, как бандит или вор-домушник называют свою добычу "заработком".
Но, по-моему, вы даже не читаете того, что пишет оппонент (в данном случае я). По крайней мере, последняя эскапада - "Так в чем разница-то, в названии?" наводит на эту мысль.
И не надо называть Н.С.Хрущёва - как бы к нему ни относились - "Хрущом". Непорядочно это.
Хотя для МП-ского тролля "порядочность" - пустой звук.
На этом стоит вся нынешняя "экономика". Об этом и речь.
О ЖСК косыгинских времён и позднее - нет возражений.
Но о сталинских кооперативах вы наверняка даже не слышали.
"О сталинских коопах я слышал, и читал, и знаю ВСЕ!"
Кроме ЖСК 60-х и позднее, была и ипотека. Но не в 60-е, а именно в сталинские времена. И не под грабительские 10% (о 6% в год - это для кого?), как сейчас, а на уровне тех же 3%, если вообще беспроцентная.
Учить матчасть - в общении с подобными кремлетроллями и подпевалами банкстеров - приходится. Чтобы крыть матом.
А свои фантазии - "вы взяли денег в банке, а отдавать неохота" - засуньте себе.
Туда же, куда ваши подельники-коллекторы засовывают паяльники доверчивым лохам, которые повелись на рекламу.
Боже сохрани иметь дело с вашим братом - банкстерами!
Но никуда не денешься. Даже Гострудсберкассы вы прихватили, отдали Грефу, неведомо откуда вынырнувшему.
Скорей всего - оттуда же, куда ваши подручные коллекторы засовывают паяльники.
Ипотеку с процентной ставкой от 3,75% можно оформить с минимальным первоначальным взносом от 50% при сумме кредита не менее 3 млн руб. на срок до 5 лет. ""
Как хохол - завалит дерьмом, что будет противно отвечать.
И радуется: "здорово я его урыл".
Что я с удовольствием и делаю, давно пора.
Но и эта проблема - следствие более глубокой и серьёзной.
------------------------------------------------------------------------------
Если ЭТО ,как думает современная молодежь,являлось ценностью,то она глубоко ошибается.
1.почему рожать надо раньше-рожать надо не раньше,а вовремя,чтобы дети родились здоровыми
2.никто не мешает передвигаться-даже в СССР не мешали
3.никто не мешает сидеть вам в интернете сутками,что вы и делаете-отсюда не знаете ни своего народа ни своей страны.
чо за чушь ?!
Другое дело , что на потребление работать надо, а не хотца :)))
===================
В этом - шанс. Для юношей - стать мужчинами и гражданами.
Только отделив себя от государства можно стать мужчиной = гражданином =
= со-хозяином государства и, соответственно, страны Россия.
Будучи только внутри коровы невозможно быть её хозяином... :)
Он хочет комфорта, но сам создавать его не стремится.
Он хочет работать в АйТи сфере, но высшее образование ему не нужно (???).
Он хочет всего здесь и сейчас, но вкалывать не собирается.
Он не хочет думать о пенсии, а когда наступит соответствующий возраст будет выть как голодный волк.
Он отделяет себя от государства, но уехать жить на необитаемый остров не хочет, а кто ж тогда комфорт создаст.
Ну и много другой ерунды про взрослый инфантилизм и захребетничество.
-----------
во сколько лет они планируют подыхать?
Мой сосед, парень 20 лет, после армии работает на кирпичном заводе и учится в Московском государственном университете технологий и
управления (МГУТУ) в Волоколамске.
Позитивный человек, не женат, живёт с родителями и зарплату отдаёт им.
По моему это нормально.
===================================
А почкму бы и нет?
Если что, потом перезагрузимся, делов то....ндя.....
Ты ведешь меня
С ветерком за спиной.
Теперь нет пути назад.
Мой разум под контролем.
Прозрение,
Как я слышу, это зов,
Наблюдая за этим проклятым миром,
Как он поглощает нас всех.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=b-V-xqf3LGs&feature=emb_logo
заметьте, многие говорят об этом направлении, о цифровом мире, как о том, из чего нельзя вернуться назад.
Иллюзия перезагрузки обманчива
Ты никогда не заплачешь,
Ведь будущее продано.
Ты никогда не умрёшь
И никогда не постареешь.
Но все,
Что тебя окружает - цифровое общество.
Матрицу не сломать,
Делай то, что говорят.
Свобода пойдет на продажу,
Если ты отдаёшь власть им в руки.
Невозможно вернуться назад
В цифровом мире.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=23&v=z6PYAkXO-bU&feature=emb_logo
(вообщето в иерархии ( в моей схеме) развития цивилизации, сейчас производительная эпоха, следующая эпоха коммуникационная, и зачатки этого уже проявляются)
Ох, и дорого обойдётся это переосмысление - и "новому поколению, и всему человечеству.
Быть бы живу...
То ли дело - советские граждане - вот были потребители! Всем потребителям потребители.
Сожрали всё европейское и американское дерьмо, которым Россию пытались завалить ...