Итоги революции. Украинцы разочаровались в идеалах Майдана

Красный день календаря. Сегодня победившие и искоренившие своих идеологических противников националисты отмечают так называемую годовщину революции достоинства. Хотя о достоинстве можно долго спорить, не будем.

Социальные сети «видных» политиков того времени заполнены торжественными фразами и гордостью за революционные подвиги.

«Свобода — это возможность жить в собственном независимом государстве. Достоинство — это сильная украинская армия, которой мы гордимся, и которая уже шестой год подряд защищает право украинцев быть свободными. Свобода — это демократия, право свободного выбора. Достоинство — это право на собственное мнение, которое никто не может ограничить уголовной ответственностью за распространение недостоверной информации. Свобода — это возможность свободно путешествовать по Европе и всему миру. Достоинство — это перспектива стать полноправным членом Европейского Союза и НАТО. Свобода и достоинство — это радость говорить на родном языке, ходить в свою церковь и знать свою историю. А ещё — это уважать права других», — пафосно вещает бывший президент Пётр Порошенко.

Ему вторит и бывший певец, а ныне депутат Святослав Вакарчук, который высказался более поэтично.

«Майдан — это не пафосная дата. Майдан — это мешки под глазами от бессонницы. Майдан — это слёзы от дыма. Майдан — это кулаки, сжатые от злости. Майдан — это сорванный голос. Майдан — это ощущение тепла от незнакомца. Майдан — это ком в горле... ком в горле, но — уверенность в победе», — написал он.

Приводить поздравления националистов — не имеет никакого смысла, так как все они написаны в подобном ключе под копирку: «отбили российскую агрессию», «защитили свои права на украинский язык», «уничтожили колорадов и ватников», «скоро завоюем весь мир»...

Однако при этом интересны высказывания тех людей, которые с шашкой наголо стояли на Майдане, но спустя 6 лет внезапно прозрели и теперь клеймят своих бывших побратимов, продажных политиков и ужасающую пропасть, в которую загнали страну. Например, журналист-обозреватель «Радио Свобода» Виталий Портников уже сомневается в своей правоте в 2013-2014 годах.

«После Майдана 2013–14 годов я неоднократно говорил, что это последний Майдан. Я всегда утверждал, что основные вопросы, которые стояли перед украинскими восстаниями: вопросы украинской государственности, формирования украинской политической нации, защиты суверенитета, — уже решены Майданом, как такой формой протеста. Скорее всего, это последнее восстание в украинской истории, дальше уже будет развиваться государственность в том или ином виде, могут быть протесты, забастовки, может быть выражение несогласия с властью, но не в таких драматических формах. А теперь я не знаю, был ли я прав», — пишет он.

Ему вторит и ещё одна персона из мира журналистики Наталья Влащенко, которая придерживалась ранее крайне националистических взглядов, а теперь разочаровалась в итогах революций.

«Наверное, я должна это написать, как бы тяжело это ни было. Да, я была фанатом первого Майдана. У меня в офисе на Игоревской была круглосуточная тусовка из журналистов, и иностранных в том числе. На второй Майдан я вышла с извечной либеральной убеждённостью, что народ имеет право на протест. Первая кровь меня повергла в ужас. Но я была убеждена, что именно это обстоятельство подвигнет тех, кто пришёл к власти, строить страну, где люди будут видеть перспективу и будущее. Как у классика — «... и чтоб никто не ушёл обиженным»... про то, что было дальше, не хочется пересказывать. Сдача Крыма, война на Востоке, грязь, коррупция, преследование политических оппонентов, дешёвая политическая демагогия... и всё это со следами крови на властных подошвах. Как в фильме Джокер. Итак, революция или эволюция? Эволюция. ещё одного Майдана страна не выдержит. Жалею ли я? Нет. Всё равно ничего не вернуть. Усвоила ли я урок? Безусловно. Что нам надо вместо «Армия. Мова. Вира»? Медицина. Образование. Экономика. Профессионализм», — говорит она.

И даже главный редактор основного радикального рупора Украины «Цензор.нет» Юрий Бутусов недоволен результатами Майдана, поэтому зовёт всех собраться на «главной площади страны».

«События, которые начались шесть лет назад, навсегда изменили историю Европы. Но единственной опорой Украины сейчас, как и шесть лет назад, является активная часть украинской нации, те, кто вышел на Майдан, те, кто делал Революцию, те, кто сражался в Войне за независимость. Власть, как и все эти шесть лет, по-прежнему остаётся хаотичной, некомпетентной и шарахается из стороны в сторону, вместо принципов и поступков думает только о социологах и своём имидже — Власть ещё долго предстоит реформировать и выстраивать, это процесс небыстрый, но украинское общество выполнит и эту задачу. Революция не окончена, и сегодня снова надо показать, что в Украине есть стержень и воля отстоять свою независимость, своё право на демократию и европейский выбор. Так что встречаемся на Майдане — привычка к свободе это самый прекрасный и благородный обычай. Буду в 20.00, до встречи», — пишет он.

Оппоненты радикалов настроены гораздо более пессимистично и вспоминают как о тотальном обнищании нации, так и о гибели тысяч украинцев.

«Майданы (а на деле спецоперации по устранению неудобной для Запада власти в Украине, замечу, легитимной, избранной народом) стали настоящим проклятьем для Украины. Со всей ответственностью могу утверждать, что если бы не «оранжевое безумие» 2004 г., то Украину сейчас было бы не узнать. 15 лет такого развития, которое имела Украина в 2003-2004 гг. (10-12,5% роста ВВП в год), и страна превратилась бы в абсолютно благополучное европейское государство с высоким уровнем доходов населения, низкими ценами и тарифами.

Пропаганда качала так, что голова закружилась. Внушалось, что как только подпишем бумагу об Ассоциации с ЕС, так сразу и заживём, как в Германии. Это же надо быть настолько неумным человеком, чтобы в это поверить, а тот уровень жизни, которого удалось достигнуть с громадным трудом к 2013 г. (после жуткого кризиса 2008-2009 гг.), считался недостойным. Хотелось сразу, и как в самых богатых странах мира.

Я утверждал, что экономическая часть Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС нам невыгодна. Мы потеряем рынки стран СНГ, прежде всего России, и в результате разрушим свою самую высокотехнологическую часть промышленности и ничего не приобретём взамен.

В результате обвала экономики и потери значительной части экспорта произойдёт резкая девальвация нашей валюты, обесценивание доходов населения, резкий рост цен и тарифов.

Всё это произошло даже в ещё больших масштабах, чем я рассчитывал. Я не мог предполагать таких масштабов мародёрства и воровства Порошенко, Яценюков, Гройсманов.

Итак, 6 лет Майдана.

Мы имели мирную и благополучную страну, где уровень жизни был не хуже, чем в России, Румынии, Болгарии, а сейчас стали самой бедной страной в Европе, в которой самыми богатыми людьми стали мародёры Майдана.

Они и собираются праздновать шестую годовщину. А всем остальным, наверное, в этот день надо крепко призадуматься.

P.S. Сравнил цены на продукты на ноябрь 2019 г. (хлеб, молоко, масло сливочное, свинина, яйца и даже подсолнечное масло) в Украине и в Польше, Венгрии, Испании и обнаружил, что у нас они выше, чем в странах ЕС. Вот это результат Майдана!», — рассказал бывший премьер-министр Украины Николай Азаров.

Депутат от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Николай Павленко также напоминает украинцам о результатах госпереворота.

«Прошло шесть лет, и что мы видим сегодня? Единства в стране нет. Шестой год на востоке Украины продолжается вооружённый конфликт. Всё так же звучат призывы строить стены, фильтрационные лагеря, лишать людей политических и культурных прав.

В стране последовательно сворачивается демократия. Прошлый и нынешний режим преследуют оппозицию и инакомыслие. Единство страны понимается как диктатура. Ручное монобольшинство в парламенте, глухое к мнению людей правительство, бесправная оппозиция и подавляемые СМИ.

Обещанного богатства и процветания нет и в помине. Украина стала одной из самых бедных и отсталых стран Европы. Национальный ВВП всё ещё на 8,7% ниже, чем был в 2013 году, а промышленное производство упало почти на 20% (-18,4% к уровню 2013 года). Долг в пересчёте на каждого украинского гражданина в 2013 году составлял 12,8 тыс. гривен, а к концу 2019 будет — 47,6 тысяч грн. Население обнищало: выросли цены и упали доходы. Тарифы на газ увеличились в 10,7 раза, горячая вода и отопление в 5,4 раза, а электроэнергия — в 3,8. При этом средняя зарплата в долларовом выражении всё ещё ниже, чем в 2013 году. Ещё хуже ситуация с пенсиями. В 2013-м размер средней пенсии составлял почти 200 долларов (191) — сейчас едва превышает 125 (125,4).

В нищете, бесправии и войне нет никакого достоинства. Растёт число людей, которые считают, что страна движется в неправильном направлении. Уже совершенно очевидно, что курс государственной политики нужно менять. Нельзя государственную политику превращать в шоу. Шоу рано или поздно заканчивается и, чтобы не остался горький привкус разочарования, новой власти пора остановиться. Страна — не театральна площадка — здесь люди и их судьбы», — говорится на сайте политсилы.

Того же мнения придерживается и экс-министр юстиции Елена Лукаш, высказываясь со своей профессиональной точки зрения.

«Почтить память одних и забыть про других. Не посадить парасюков с турчиновыми, но скорбеть об их жертвах. Набрать во власть порохоботов и соросят и назвать их «новыми лицами», а «Беркут» держать по тюрьмам. Сдавать остатки суверенитета страны и называть это «свободой». Не дать честной оценки трагедии майдана. Я не так представляю достоинство», — говорит она.

Политологи также пессимистичны в своих прогнозах и оценках «революции свободы и достоинства».

«Согласно последним опросам, лишь 37,5% украинцев уверены в перспективах страны, тогда как большинство респондентов заявляют либо об ухудшении ситуации, либо об отсутствии каких-либо изменений в принципе. Это разочарование, впрочем, больше связано с пониманием, что политическая элита и методы управления страной нисколько не изменились, несмотря на трагические события в жизни страны — переворот, войну, утрату территорий и тысячи потерянных жизней», — говорит журналист и политолог Глеб Простаков.

О разочаровании украинцев, наступившем спустя 6 лет, напоминает и руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко.

«Не факт, что после революции можно создать что-то новое. Революция — это процесс. Для того чтобы началось что-то новое, необходимо остановить революцию, потому что это процесс разрушения, а не созидания. То, что многие участники Майдана на прошедших выборах не попали в Верховную Раду — это как раз реакция избирателей на то, что в этой истории нужно ставить точку и прекратить Майдан», — уверен он.

Замдиректора Института анализа и менеджмента политики Кирилл Молчанов и вовсе говорит, что Майдан можно описать одним словом — разочарование.

«Это была такая мощная прививка обществу, что любые майданы, революции заканчиваются только ухудшением положения в стране и положения её граждан. В обозримом будущем люди не выйдут на Майдан, потому что после каждого Майдана уровень жизни только откатывается назад. Поэтому очень многие руководители Украины пользуются такой безнаказанностью. Украина после Майдана потеряла территории, миллионы граждан, которые выехали за границу или ушли вместе с неподконтрольными территориями. А из достижений в евроинтеграции по факту есть только безвиз и подписание Соглашения об ассоциации, но ассоциацию подписали в таком виде, что от неё больше вреда, чем пользы, потому что этим договором урезаются возможности Украины во внешней торговле», — рассказал эксперт.

Однако при всём разочаровании в «революции», политологи не отклоняют возможность повторения очередного Майдана.

«Этого исключить нельзя. Более того, даже могут быть определённые попытки организовать новый Майдан. Тем более памятуя о нашей истории, я бы не зарекался, что такое не произойдёт. Но при этом слухи о третьем майдане я слышу ещё с конца 2014 года, однако он так и не происходит. Причина этого — отсутствие общественного запроса на такую форму смены власти. Сегодня в украинском обществе нет такой массовой поддержки возможного Майдана, хотя присутствует интерес отдельных политиков или даже некоторых политических групп», — считает политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

И всё же. Что такое Майдан? Этот вопрос должен задать себе каждый украинец вне зависимости от страны проживания. Для меня ответ прост.

Майдан — это ужасающая борьба «Беркута» и других отважных силовиков с вооружёнными нацистами. Это убитые мальчишки в Харькове на улице Рымарской, за гибель которых никто до сих пор не наказан. Это уход Крыма и даже некая зависть в отношении крымчан. Это тысячи невиновных, которых бросили за решётки за их взгляды, несоответствующие нынешним идеалам. Это начало войны в Донбассе. Славянск. Мариуполь. Одесская Хатынь. Авианалёты. Грады. Разбитые дома и искалеченные судьбы. Это сотни и тысячи погибших, лишённых крова, и израненных людей. Это нищее существование. Это зашкаливающий уровень преступности. Это правосудие без правосудия. Это повальная миграция адекватных жителей Украины и восхваление нацистов и преступников на официальном уровне. Это разрыв с Россией и поворот в сторону Европы, которой мы никогда не были нужны. Это дно, из которого ещё изредка стучат, когда уже кажется, что больше некуда...

Ю.Гаврильчук.

28
1027
6