Административный отбор вместо политической конкуренции

На модерации Отложенный

У «партии власти» не хватает кандидатов для борьбы в одномандатных округах

  • Павел Аптекарь

Переговоры думских партий о «разделе» одномандатных округов отражают деградацию отечественной политики. Конкуренция идей и кандидатов подменяется административным отбором. Участники переговоров подтверждают свое звание системной оппозиции, которая отказывается от борьбы ради гарантированного минимума депутатских кресел.

Парламентские партии пытаются заключить своеобразный пакт о ненападении на думских выборах этой осенью: обсуждается раздел 40 одномандатных округов, так чтобы кандидаты от каждой партии смогли победить в 10 из них, избежав напряженной борьбы.

По мнению политолога Алексея Макаркина, замысел отчасти напоминает вариант политической модели ГДР, в парламенте которой были представлены пять партий. Правящая Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) не имела большинства, но все партии дружно работали на благо социализма и единогласно поддерживали генсека СЕПГ Эриха Хонеккера. Разница, впрочем, есть: российской «оппозиции» разрешено критиковать социально-экономическую политику правительства и отдельных министров.

Кто будет бенефициаром соглашения? Три парламентские партии получают квоту по округам, своеобразную компенсацию от Кремля за возможную потерю части мест в Думе в результате двойного сокращения депутатов, избираемых по спискам, говорит Макаркин. После этого кандидатам трех партий все труднее будет играть роль оппозиционеров, критиковать правительство и «Единую Россию» придется еще более аккуратно.

Переговоры показывают недостаток кандидатов, способных представить избирателям что-то кроме ритуальных заверений о поддержке президента и присоединения Крыма.

«Единая Россия», которая в отличие от коммунистов и эсеров подтвердила факт переговоров, пытается показать, что разговаривает с партнерами с позиции силы, но ее лидеры выдают желаемое за действительное, считает политолог Екатерина Шульман. Стремление к соглашению с другими партиями отражает опасение «Единой России», что она даже с Общероссийским народным фронтом не сможет найти достаточно ярких кандидатов, способных вести борьбу с оппонентами в одномандатных округах, где избирателей прежде всего интересуют повседневные проблемы: состояние дорог, ЖКХ и уровень безработицы. В условиях кризиса воздействие административного ресурса и пропаганды ослабнет, поэтому Кремль пытается подстраховаться: КПРФ и эсеры имеют популярных кандидатов.

Публичное признание парламентскими партиями своего статуса лояльной оппозиции может и не дать желаемого результата. Договориться обо всех округах партии просто не успеют. В Москве часто не учитывают интересы региональных элит, которые могут выдвинуть альтернативных популярных кандидатов, говорит политолог Александр Кынев. Протестно настроенный электорат будет избегать голосовать за членов думских партий, что может привести к неожиданным победам внесистемных игроков.