ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА ПО ПОВОДУ БРЕСТСКОГО МИРА
На модерации
Отложенный
26 ноября 1917 года большевицкий Главнокомандующий прапорщик Крыленко, после революционного развала Русской Армии, обратился по радио к германцам с предложением перемирия. После длительных переговоров и ультимативного наступления германцев 23 февраля 1918 года Ленин с центральным комитетом большевиков принял условия германского ультиматума.
Этот договор приводил к отторжению от России Финляндии, Украины, Крыма, Прибалтийского края, Литвы, Польши, Грузии, Батума, Карса и Ардагана. Этим договором Россия отрезалась от Черного и Балтийского морей и лишалась жизненно необходимых условий для своего экономического развития, теряла обороноспособные рубежи, культурные и промышленные центры. Россия политически отбрасывалась назад к началу XVII века, теряя все что было приобретено за три столетия усилиями русских царей и императоров.
В экономическом отношении на Россию легли непосильные тяготы, т. к. был восстановлен с Германией договор 1904 г. с изменениями в пользу Германии, Обусловлена была уплата убытков, понесенных при революции, или по советскому законодательству, — лицам немецкого происхождения и в скрытом виде наложена была и контрибуции в 6 миллиардов золотых марок. Все огромные военные материалы на территории занятой немцами переходили в их собственность. В военном отношении Россия обязалась демобилизовать армию, разоружить флот и до выполнения всех условий мира немцы могли занять весь Западный край до линии Нарва — Рогачев. Отпускались все военнопленные, а в оккупированных областях русские должны были работать на немцев в качестве дружин рабочих, становясь в положение рабов.*
Патриарх Московский и всея России Тихон
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
ПО ПОВОДУ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БОЛЬШЕВИКАМИ БРЕСТСКОГО МИРА
Смиренный Тихон, Божию милостию Патриарх Московский и Всея России Возлюбленным о Господе Архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской
Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть:
вот, они отвергли Слово Господне; в чем же мудрость их?
... говоря: "мир, мир!" а мира нет (Иер. 8:9,11)
Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством Единого Небесного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу своему Благодетелю, воззвал народ о помощи — явились люди, отрекшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир.
Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ?
Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, — такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери.
А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество.
Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им преклонить главу. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращаются из полков воины и не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними население часто прибегает к ужасному самосуду.
Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: "Они говорят: мир, мир, а мира нет". Нет мира и нет радости, спутницы мира.
Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения.
По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Мы призываем совестию своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от лица русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим унижением? Может ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев? И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью взирать на эту видимость мира, который не лучше войны.
К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя /Плач. 2:11/ при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем мы вас, православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом.
Братие! Настало время покаяния, наступили святые дни Великого Поста. Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, престаньте смотреть друг на друга, как на врагов и разделять родную землю на враждующие станы. Все мы — братья, и у всех нас одна мать — родная Русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: "Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим".
Пред лицом страшного, совершающегося над нами суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутыя и собрали расточенныя.
Взываю ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с проповедью покаяния и призывом к прекращению братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению.
Убеждайте всех усердно молиться Господу, да отвратит Он праведный гнев Свой, грех наших ради на ны движимый, да укрепит наш расслабленный дух и восставит нас от тяжкого уныния и крайнего падения. И милосердный Господь сжалится над грешной Русской землей и помилует ее ради святых угодников Божиих наипаче же Заступницы усердной рода христианского, молитвами коих да снизойдет на вас благословение Божие. Аминь.**
Тихон, Патриарх Московский и Всея России
5(18) марта 1918 г. Москва
Комментарии
Анафема патриарха Тихона наложена не только на тех, кто когда-то сам разрушил храм, а и на всех тех, кто стоит на принципиальной богоборческой, антирелигиозной позиции, на позиции возможного разрушения храмов и убийств людей за веру во Христа. На тех, чье учение и практика призывают к этим преступлениям, к насилию и геноциду по религиозному или по любому другому признаку. Она наложена на всех, кто принимает ленинскую идеологию, на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия.
"23 декабря 1917 г., на следующий день после первого заседания предварительной мирной конференции в Брест-Литовске, представители Англии и Франции встретились в Париже и тайно сговорились расчленить Советскую Россию. Соглашение их называлось "L'accord Franco-Anglais du 23 decembre 1917, definissant les zones d'action francaises et anglaises"... По настоятельной просьбе посла США Робинса Ленин согласился написать правительству Соединенных Штатов официальную ноту: "В случае, если (а) Всероссийский Съезд Советов откажется ратифицировать мирный договор с Германией или (б) если германское правительство нарушит мирный договор и возобновит свое разбойничье нападение, то: 1. Может ли советское правительство рассчитывать на поддержку Соединенных Штатов Северной Америки, Великобритании и Франции в своей борьбе против Германии? 2. Какого рода помощь может быть предоставлена в ближайшем будущем, и на каких условиях военное имущество, транспортные средства, предметы первой необходимости? 3. Какого рода помощь могли бы оказать, в частности, Соединенные Штаты? Ответа не последовало.