Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Мудрость и смысл истории

Можно сколько угодно иронизировать над попытками изучения истории, над выводами и результатами их проецирования в будущее. Попытки исследования исторического процесса, отслеживания его результатов в прошлом, происходят в настоящее время и не исключены в будущем…

История – это не только процесс продвижения из прошлого в будущее, но и история продвижения идей из будущего в настоящее время. История – это процесс становления идей мудрости, реализация предсказаний пророков, предвидений мыслителей и ученых.

Однако история – это не только деяния великих личностей, но и история реализации волеизявлений, стремлений и деяний миллионов людей, результаты, деятельности которых не столь заметны по отдельности, но совокупный результат их борьбы и труда все же весьма ощутим и значителен. Особенно это характерно для крупных социальных движений, таких как войны и революции.

Когда говорят, что главный урок изучения истории в том, что никто не извлекает из нее уроков, то это касается многих, но не всех прецедентов. Есть люди и их немало, тех, кто всё же способен был не только присмотреться к истории, но и увидеть в ходе многообразных и противоречивых исторических событий некоторые тенденции и закономерности. И на этом основании сделать выводы, не лишенные практического значения.

Особой силой гениальной интуиции обладали представители античной софийной мысли. Их мало интересовал хаос военных и политических событий, хотя и здесь они имели некоторые достижения. Более всего их интересовали тенденции развития духовной культуры, события этой сферы, ибо мудрых мыслителей всегда интересовали различные проявления софийной мысли во всех сферах индивидуальной и общественной жизни людей.

Если ставить вопрос о смысле истории, то следует выяснить: для кого существует история? Всякий человек участвует в историческом процессе, но не всякий осознает себя её участником. Не каждый человек осознанно стремится стать участником исторического процесса, не каждый понимает, что от него, что то зависит, не каждый верит в то, что он может, как то повлиять на ход истории.

Степень осознанной сопричастности истории изменялась от века в век, как и степень социокультурной ответственности. Так античные греки осознавали настоящее, а чувство времени появляется лишь в христианском мировоззрении, в котором человек впервые почувствовал себя индивидуально обособленной личностью.

Многие мыслители, особенно Шпенглер и Хайдеггер подчёркивали, что природа лишь воспринимается человеком, а время, история переживается им. И если человек способен переживать время, способен вживаться в ход истории, то он существует как духовно-историческая личность. В противном случае он ощущает себя только природным существом и действует соответственно этому. Однако если животное производит в природе некоторые незначительные изменения, подчас лишь в силу своего присутствия, то человек производит в природе весьма разрушительные преобразования именно в силу своей, не столько природной, сколько духовной сущности. Дух же, связанный со свободой воли, проявляется в человеке либо созидательным, либо разрушительным образом, что как раз и демонстрирует возможность утверждения человеческого свободоволия и невозможность принудительной нравственности.

История не однозначна. Её можно воспринимать и осознавать различным образом. Картина истории, переданная средствами искусства и философии, будет выглядеть различным образом. Писателя интересуют проявления человеческих типажей и характеров, а философа интересует история становления духовной жизни и культуры.

Наука воспроизводит картину эволюции природы. Для летописца – история – это цепочка различных индивидуальных и общественных явлений.

Религия так же предлагает различные описания истории. Это может быть развитие от Ветхого Завета к Новому, движение от одного пророка – к другому, от сотворения мира – к его гибели и страшному суду.

Но есть ли в истории то, что объединяет всех людей, объединяет все эти разнородные картины и описания мирового исторического процесса?       Да и существует ли единый мировой исторический процесс? Есть ли единый, объединяющий стержень истории или она распадается на ряд замкнутых исторических событий, явлений и кругов, ничем не связанных друг с другом? Быть может, действительно существовали различные цивилизации и они, проходя ступени рождения, расцвета и угасания, гибли, не оказывая воздействия на ход мировой истории? Быть может, как это считали некоторые историки и философы, мы даже не можем проникнуть внутрь прошлых исторических общностей, а потому попросту навязываем им некоторую чуждую историческую предопределенность?

Таким образом, проблема смысла истории в большей мере порождает массу новых сомнений, нежели даёт ответ на поставленные вопросы. И если различные толкователи истории дают разные описания исторического процесса, то это, может свидетельствовать о том, что на вопрос о смысле истории нельзя дать однозначного ответа или нельзя прийти к какому либо согласию по поводу его позитивного решения. Ситуация усугубляется тем, что интерпретаторами истории являются представители столь противоположных форм культуры как философия и религия, наука и искусство. Всё это конечно так, если освещение истории даётся со стороны тех или иных противоположностей. Однако в этом случае упускается из виду возможность описания истории с гармоничной позиции, со стороны золотой середины её социокультурного поля, т.е. с позиции Софии - Мудрости. Это происходит потому, что возможность подобной интерпретации или не предполагается вообще или её возможность игнорируется по корпоративным соображениям.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению проблемы смысла истории с позиции софиологии, т.е. науки о становлении мудрости, нелишне рассмотреть некоторые оригинальные и утвердившиеся концепции истории.

Одна из них представлена в трудах основателя философии – Платона. Платон действительно является её основоположником, ибо он был первым, кто определил основную проблему учения – проблему познания, как центральную проблему философии. Какая из наук задумывается над тем: как человек познает мир? Что такое истина? – Это философия.

Если досократики свои мысли излагали в форме конкретных афоризмов, то Платон был первым, кто придал философии абстрактно - развернутый смысл. Он начал углублённо исследовать её частные и отдельные проблемы. Однако если Платона можно считать первым профессионально-академическим философом, то Пифагор был изобретателем термина “философия”. Фактически греческий мыслитель совершил первый значительный переворот в сфере духовной культуры, так как именно он осознал, что «рано называть себя мудрецами. Мы ещё в начале пути. Будем пока что называть себя философами т.е. любителями мудрости, имея в виду Мудрость своей долговременной целью». Платон принял эстафету у Пифагора, и её развитие пошло вглубь. Мудрецы совершенствовали афористику - философы выстраивали системность. В греческой античности духовная культура была представлена софией, в центре которой стояла проблема субстанции, т.е. важнейшего основания и источника происхождения всего существующего. Предшественником Платона был Сократ. Он осознал, что вопрос о субстанции или сущности Сущего ставит сам человек. Через него субстанция открывается самой себе, через человека находит свое самовыражение. Поэтому Сократ ставит в центр философии человека и проблемы его внутреннего мира. Девиз Сократа познай себя и в себе ты найдешь ответ на вопрос: что есть субстанция.

Платон пошел дальше: он проник в глубины человеческой духовности и выявил отличие духа от телесности и природы. А поскольку всякое новое изобретение и явление в мире культуры начинается с новой идеи, то он признал мир идей высшей, наиболее значимой ценностью, а мир вещей и явлений поставил в зависимость от духовного мира. Философия началась именно с Платона, потому что важнейшие вопросы софии - изначальной мудрости - вопросы о субстанции и смысле жизни он, так или иначе, преобразовал в вопрос о соотношении духа и природы, сознания и материи. В этой связи философия разделилась на два направления: на материалистов и идеалистов. Позиция идеалиста Платона была противопоставлена позиции материалиста Демокрита, выдвинувшего атом на роль важнейшего основания Сущего. Платон понял, что идея не вещественна, она первична ко всем дальнейшим изменениям предметности, связанным с ее реализацией. Однако он, как многие другие идеалисты, игнорировал или не замечал относительной самостоятельности движения природных явлений. Тем не менее, развитие культуры связано с деятельностью человека, реализующего в мире свои духовные потенции. Сама философия – прежде всего учение о духе, о духовном мире, о познании. Хайдеггер справедливо засомневался в ее универсальных обобщающе - систематизирующих способностях. И он, вслед за Энгельсом и Лениным, определил ее статус в качестве фундаментальной гносеологии. Хайдеггер назвал Платона первым философом, в связи с тем, что он определил философию как учение об истине. Платон первым стал доказывать и обосновывать свои суждения. Однако его творения страдали односторонностью и были переполнены фантазиями и иллюзиями того времени.

            Платон был тем философом, который более глубоко, чем его предшественники, стал исследовать социальные проблемы. Основная заслуга великого мыслителя состоит в том, что он стал развертывать теорию и строить систему, т.е. выстраивать мировоззрение, ориентированное на определенные социальные слои греческого полиса. Таким образом, он был наиболее влиятельным идеологом, выразителем собственных симпатий и приоритетов, совпадающих с приоритетами и ценностями других, близких ему по духу людей.

            Как идеолог Платон известен критикой демократической формы государственного устройства. Он был одним из первых критиков частной собственности и обратил внимание на негативные последствия результатов ее социальной функции.

               Платон, как представитель античной философской мысли, еще придерживался принципа триединства, присущего Софии. Он считал: Сущее - Космос “ есть живое существо, наделенное умом и душою. В его структуру входит божественный ум или мудрость, мировая душа и мировое тело. ” Космос триедин и сферичен. Душа бессмертна. То есть Платон представлял Божество в виде Совершенного Универсума, занимая в этом смысле позиции близкие современным.

            По Платону рассудок занимает промежуточное положение между мнением и умом, а философ – между мудрецом и обывателем.

            Наконец в учении Платона смысл истории во многом связан со становлением совершенного государства, которое он, в отличии от Сократа, считал субъектом истории. Не государство для человека, а человек для государства – вот девиз тоталитаризма, впервые выдвинутый Платоном. Ему же принадлежит идея, которую через века пытался осуществить Ленин: “ Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавится от зол… иначе невозможно ни личное, ни общественное благополучие”.

            Править должны философы. А когда они придут к власти, то все будут счастливы и совершенны. В этом Платон и усматривает смысл истории. Однако здесь идеолог очевидно путает философию и софию-мудрость. Правители всегда далеки от того изощренного умствования, которое как раз и началось с философии Платона, но нет сомнения в том, что они все же в той или иной мере должны обладать мудростью или быть мудры. И подобные прецеденты известны истории. Здесь можно вспомнить Соломона, Перикла, Ярослава Мудрого и других… Править или управлять государством должны не философы – теоретики, а политики – практики, не чуждые политического опыта, теоретической или систематической мудрости, которую они приобрели либо по жизни, либо приобщались к ней через систему образования. Однако для этого в системе современного дифференцированного образования должны изучаться не только разобщающие, но и объединяющие курсы, к которым можно отнести в первую очередь софиологию или теорию мудрости, а так же философию, культурологию и экологию. Конечно, настоящим политиком, как философом и мудрецом нужно родиться, получить задатки способностей и неустанно их развивать.

               Значение учения Платона для выявления смысла истории представляет интерес в связи с тем, что Платон впервые обозначил одну из крайностей предъистории, связанную с реализацией идеологического и политического тоталитаризма, в котором человек поглощается государством. Критика Платоном частной собственности позволила некоторым писателям считать Платона основоположником коммунистической идеологии. Он же обозначил ту противоположность предъистории, антиподом которой является капитализм.

            Философам всегда было присуще стремления к власти, которое они либо прикрывали идеологическими завесами, либо открыто, как Шопенгауэр и Ницше, провозглашали «волю» и « волю к власти» сущностью жизни. Однако, если Платон лишь мечтал соединить философию с «волей к власти», то соединение философии и власти все же удалось революционеру, правителю и философу Ленину.

            Платон был первым мыслителем, учение которого по содержанию, форме, стилю языку и идеологическому пафосу значительным образом отличается от творчества представителей досократической и мировой ранней софийной мысли. Досократики не выстраивали каких либо идеологических доктрин, но тем не менее у них имелись оригинальные соображения по поводу исторического процесса.

            Центральной идеей античности, его “ осевого ” по Ясперсу времени являлась идея Гармонии, с которой древние мудрецы связывали достижение счастья и осмысленной жизни.

            Лао-Цзы был первым из мудрейших. Он был совершенномудрым и достиг Высшей Мудрости. Именно он осознал, что “ Три рождает все, а два – рождает бесконечные споры ”. Мыслитель определил, что базисной структурой Сущего является триединство, и что триплет является основой любой устойчиво функционирующей системы. Его ученик – Конфуций провозгласил : «Стремись к мудрости, чтобы не пребывать в глупцах». Он открыл, что опорой мудрости является “ взаимность, золотая средина и человеколюбие ”, а Гармония – это умение жить в согласии с собой, другими людьми и самим мирозданием».

            Большинство мудрых сознавало, что многознание мудрости не научает, а многословие от правды отдаляет. Досократики понимали, что смысл жизни и истории в стремлении к Мудрости и Гармонии.

            Фалес, признанный мудрейшим из семи греческих мудрецов, призывал: “ Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо, так ты победишь многословных и недображелателей ”. Однако мудрые мыслители понимали, что время всеобщей и необходимой Мудрости еще не пришло, поэтому Гераклит, имея в виду её некоторые гармонические и системные особенности, предсказывает: “ Грядущий свет Мудрости все будет разделять и связывать ”.      Конфуций, связывая мудрость со смыслом личной жизни, заявляет, что мудрый – прежде всего милосердный и гармоничный человек.

               Пифагор задается вопросом о смысле истории и становлении Высшей Мудрости, как всеобщей и необходимой науке. Он первым пришел к идее подведения числа под гуманитарное знание. По Пифагору “ Мудрость есть знание порядка, основанного на числе». «Число не есть Бог, но мироздание построено на основе гармонии, определяемой числом». В качестве основной мировой числовой константы, определяющей важнейшие системные закономерности Сущего, Пифагор называет семерицу или число семь, тем самым подводя число под Логос Гераклита. Таким образом, если “ Семь – число Бога ”, то Логос – это закон семиединства Сущего, открываемого во множестве его целостносистемных проявлений. Пифагор был первым, кто сумел понять, что «Рано ещё называть себя мудрецами. Мы ещё в начале пути. Будем пока что называть себя философами, то есть любителями мудрости, имея в виду Мудрость своей долговременной ЦЕЛЬЮ».

     Пифагор понимал, что подлинная Мудрос ть как всеобщее и необходимое Знание, как Наука

могла сформироваться лишь при подведении числа под гуманитарное знание и развитии

системности. Пифагор видел, что все целостные системы, такие, например, как музыкальная

гармония, цветовая палитра, семья и многое другое всё это состоит из семи элементов.

Его ученик – Ион Хиосский заявил : Три правит всем, другой ученик – Феодор, заявил, что в основе

мироздания лежат три константы : 3,5 и 7. Так, в основе многообразия цветовой палитры современной цифровой фотографии, тысяч её разных оттенков, лежат всего три цвета.

   Резюмируя свои выводы о значении числа в становлении будущей научной мудрости, Пифагор

заявляет: «Там где нет числа и меры – там лишь хаос и химеры».

     В это осевое досократическое время другой выдающийся мыслитель, учёный и пророк Мудрости –

Будда заявил: «Грядёт победа, в которой не будет ни победителей, ни побеждённых – это будет

победа мудрости ». Большинство знают Будду как основателя мировой религии – буддизма,

но мало кто знает Будду в качестве мудреца, мыслителя и учёного.

     Да, Будда был первым, кто открыл существование пятисотлетних духовно – идеологических циклов. А, если применить к ним исчисление информационно – системного подхода, где

три элемента образуют базис, пять – полноту, а семь – целостность, то мы обнаружим

удивительные закономерности, раскрывающие смысл и направленность истории.

   Применяя системно-софийный подход софиологии, основы которого были заложены Аристотелем,

мы можем обнаружить, что предъистория складывается из семи периодов, три из которых являются

базисными, два достраивают её до целостности, состоящей из пяти частей, а два других формируют

полноту её семиединства.

   С позиции этого подхода мы можем отметить, что развитие Культуры началось именно с античной

Софии, возникшей одновременно в Китае, Греции и Индии в 7 веке до нашей эры. София

просуществовала два века: с 7по 5 век до н.э. и была заменена философией, которая доминировала

5 столетий – с пятого по первый век нашей эры, связанный с рождеством Христа и становлением

нового христианского миропонимания и летоисчисления. Таким образом, философия доминировала

пять столетий до христианства, а религия – три пятисотлетия – с 1 по 15 век нашей эры. 16 столетие –

это эпоха Ренессанса – попытка возрождения идеалов мудрости и гармонии.

     Следует отметить, что в пятом веке до нашей эры софия-мудрость перешла на сторону философии,

потому что становление философии являлось дальнейшем шагом в духовном развитии общества, несмотря на все её недостатки. К основным недостаткам античной философии относится снобизм – глубокое презрение к простым людям – людям труда – трудящимся. Корифеи - идеологи называли их   говорящими орудиями. На роль основного инструмента познания выдвигалось чистое созерцание. Философия формировалась в качестве идеологии верхов, с её принципиальным противостоянием практике.

 

     В тоже время софия – первомудрость уступила место философии – любомудрию в силу того,

что она была противоречива и бессистемна. Она давала целостный взгляд на мир, но в ней

отсутствовали подробности. Философия стала формировать системность и углубляться в те

самые подробности, которые сегодня затрудняют становление нового целостного воззрения

на мир. Современный человек тонет в море подробностей, не укладывающихся в прокрустово

ложе бинарно – диалектического осмысления мира созданного Гегелем и Энгельсом.

   Диалектика, как и чёрно-белое телевидение, являлась для своего времени важнейшим

достижением философии и культуры. Однако, сегодня большинство людей отдают предпочтение

цветному и объёмному. Конечно, следует понимать, что без чёрно – белого телевидения не было бы

и цветного. Без бинарной диалектики не было бы объёмного моделирования системно – софийного

подхода. Энгельс предвидел такую возможность. Он заявил: « Диалектика , прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш нового мировоззрения». Здесь следует отметить, что переход к числу и объёмному моделированию есть выход за пределы философии и переход на позицию софиологии – науки о мудрости: науки о соотношении мудрости и культуры. Софиология не отменяет философии. Она возникает как обобщение лучших достижений человеческого гения, обретённых в сфере философии, науки, искусства, религии и античной софии.

     Однако, вернёмся к рассмотрению периодизации предъистории с позиции софиологии.

С первого века нашей эры начинается становление религиозного миросозерцания, становление

религии, как доминантной формы идеологии средних веков. Христианство получило поддержку

широких народных масс в силу того, что оно выступило на стороне человека труда, признав

человека одушевлённым существом, заняв здесь позицию, противоположную элитарным амбициям

философии. Христос заявил о равенстве всех людей перед Богом. И вместо поэтизации воин и насилия выступил с призывами к любви и милосердию, что нашло отклик в сердцах миллионов

простых людей. Отсюда понятно: почему философия господствовала пятьсот лет в умах людей,

а христианство доминировало три пятисотлетия.

     Возникает вопрос: а где же скрываются все эти пятисотлетние циклы, замеченные Буддой?

Между тем, внутри мировой религии на рубеже первого и второго пятисотлетия мы видим

возникновение ислама в шестом веке нашей эры и отделение католичества от христианства

в начале одиннадцатого века. Шестнадцатый век знаменует возрождение идеалов античной

софии и становление протестантизма, который и по сей день в различных формах доминирует в западном мире. Пятое пятисотлетие характерно совместным существованием всех основных

форм культуры: философии, религии, науки и искусства. Таким образом из пяти пятисотлетних

циклов сформировалась полнота предъистории. А два цикла из трёх столетий: седьмой и шестой

века античной софии, а также 16 век – попытка её возрождения достраивают предъисторию

до Целостности.

     Таким образом, переход от второго к третьему тысячелетию знаменует собой переход

от предъистории с её Господством Исторической Метафизики /Маркс, Энгельс и Хайдеггер/ к

подлинной Истории под Управлением идеалов Мудрости и Гармонии. Мыслители выше всего

ставили античную софию и выступали за возврат к ней, надо полагать, на новом уровне – в форме

современной софиологии. Энгельс: вся последующая /за софией/ Метафизика не прибавила

к ней ничего кроме подробностей. Мы всё время будем к ней возвращаться как к идеалу.

Маркс: «София – начало и конец. Она же – центр, середина». Мыслители понимали,

что Метафизика – это игра в противопоставление одной противоположности – другой. Это конечно

игра, но связанная с особенностями развития познания и поэтому имеющая великое историческое

оправдание. Хайдеггер открывает иное значение Метафизики. Он подчёркивает её идеологическое

значение. Он говорит о принудительном характере Господства Исторической Метафизики,

когда людям жёстко навязывались те или иные односторонние идеологические схемы и

представления. Более того, Хайдеггер заявляет: пока господствует историческая метафизика,

люди лишены подлинной Истории, связанной со свободой выбора человека, а когда люди

и общество преодолеют её господство, тогда они обретут подлинную историю. Шопенгауэр и Ницше, выдвигая лозунг – назад к досократикам, имели в виду преодоление принудительного господства религиозной мифологии навязываемой обществу в различных формах, например,

в виде обязательных предметов изучения в школах, колледжах и университетах. Однако, Хайдеггер имеет в виду и тотальное господство учения Аристотеля в течение длительного времени, тридцатилетнее засилье гегельянщины в Германии и семидесятилетнее господство марксизма- ленинизма в СССР.

   Многие мыслители говорили о свободе, но лишь такие представители экзистенциализма

как Ясперс и Хайдеггер ответили на вопрос о том, что такое свобода. Они заявили,

что свобода – это прежде всего свобода выбора. Подлинная свобода начинается с отказа от

диктата и переходу к управлению. Таким образом, Подлинная История начинается с отказа от

Господства Исторической Метафизики и переходу к Управлению Мудрости, основанной на

Свободе – свободе выбора не из двух, как в рамках Метафизики, а, по меньшей мере, из трёх

противоположностей, формирующих базис духовной Культуры - философии, софии и религии.

 

     Здесь можно привести модель: Этапы становления мудрости. Так, сначала в культуре появилась

софия. В 5 веке она перешла на сторону философии. Затем она стала поддерживать религию.

В 16 веке мудрость попыталась вернуть свою собственную форму. Однако в 17 веке она перешла

на сторону науки. В 18 веке – на сторону просветителей. В 19 веке выступила на стороне классической немецкой философии. В 20 веке софия выступила на стороне неклассической

философии и русской софиологии. В новом тысячелетии мудрость будет объединять

всех людей, наполняя смыслом их жизни. Мудрость – то, что становится на сторону угнетённых

и неразвитых форм, принципов и противоположностей культуры, помогая им реализовать их

скрытые возможности.

 

     Укоренившаяся бинарность философии побуждает философов до сих пор играть на

противопоставлении культуры и цивилизации. Между тем, системно-софийный подход всё

расставляет по своим местам, обнаруживая, прикрытую вуалью бинарности, третью компоненту

предъистории, связанную с реализацией форм и возможностей средневековья. В это время

формируются народы и народности. Поэтому средние века – это время народной жизни.

Таким образом, в рамках системности можно отметить, что в античности прежде всего формировалась культура, в средние века – народная жизнь, а новое время характеризуется

развитием Цивилизации. Предъистория – это триединство культуры , народной жизни

и цивилизации. Жизнь – это синтез предъистории и истории сегодняшних деяний,

приближающих будущее, посредством наших стремлений.

 

     Народная жизнь – это нравственно-практическая жизнедеятельность.

     Предъистория - движение от одной крайности - к другой.

     Подлинная история - это осознанное стремление к мудрости и гармонии.

Предъистория и история. Их соотношение в образной форме можно представить так:

Предъистория - философия и религия сидят на трёх стульях.

История – философия, софия и религия сидят не трёх стульях.

Огюст Конт на эту тему заметил: в обществе только тогда воцариться порядок и спокойствие,

когда между философией и религией будет находиться софия.

 

     В основном: различие между историей и предъисторией связано с тем, что софия в

предъистории выступала в исторически ограниченных формах философии, религии, науки

и искусства, а в истории она выступает в собственной форме общечеловеческой мудрости.

Всё, так или иначе, конечно. Бесконечно лишь стремление к совершенству, то есть стремление

к мудрости и гармонии.

 

     Переход от предъистории – к подлинной истории не произойдёт автоматически.

Он не может произойти по воле абсолюта или высшего разума, не может явиться результатом

насильственного переворота совершённого людьми в слепой революционной ярости.

Этот переход может произойти лишь в результате осознания сущности современного духовно-

идеологического кризиса, с которым люди, общество сталкивается на рубеже нового тысячелетия.

Все формы культуры находятся в тупике, ощущается отсутствие новых продуктивных идей,

отсутствует национальная Российская и новая общемировая идея.

     Происходящий кризис является результатом глубокого непонимания значимости важнейших открытий произошедших в сфере науки и культуры. Наиболее значительным является

открытие Коперником гелиоцентрической системы представлений землян. Коперник показал,

что ядром нашей планетной системы является солнце, а не земля. Следующие открытия

связаны с обнаружением существования ядер атома, клетки и земли. Отсюда может быть сделан

вывод о том, что духовная культура как целостная система также должна обладать собственным

ядром на место которого вполне может претендовать античная софия. Такие мыслители как Маркс

Энгельс и Ясперс предполагали такую возможность. Однако философы, в стремлении придать большую значимость своему предмету, предпочитают отождествлять античную софию с философией, игнорируя значительные различия между ними. Игнорируется также и призыв таких мыслителей как Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер вернуться к досократикам, конечно на новом уровне.

  

     Здесь следует объяснить различие между мыслителями и философами. Мыслители – это те, кто

внёс значительный вклад в развитие духовной культуры, кто создал новые системы и возможности мышления. Философы – прежде всего профессора и преподаватели философии, вклад которых измеряется листажом статей и объёмом их диссертаций.

 

     С другой стороны возникает вопрос о различии мудрецов – представителей античной софии

и мыслителей от философии. Чем софия отличалась от философии и обратно? Эти различия касаются

как содержания, так и формы учений. София или античная первомудрость исходила из принципа

триединства субстанции. «Три рождает всё». Философы, раздвоив субстанцию, стали определять:

что в ней первично, а что вторично. В этом вопросе философы разделились на монистов, признающих одну субстанцию, дуалистов, признающих две и плюралистов, признающих множество

субстанций. По своей форме софия и философия различаются тем, что мудрецы облекали свои

мысли в формы кратких лаконичных высказываний – афоризмов, философы стали писать объёмистые трактаты по тем или иным проблемам, углубляясь в подробности и различные доказательства. Различие и в том, к кому обращались мудрецы и философы. Мудрецы обращались

к народу на понятном и всем доходчивым языке. Философы обратились к элите, к своим ученикам-

академикам и лицеистам, а затем они стали спорить и полемизировать друг с другом, состязаясь

в объёме и количестве своих сочинений. При этом стало подразумеваться: кто больше написал,

тот и мудрей. Мыслители стали состязаться в количестве томов в собрании своих сочинений.

Сегодня философы следуют их примеру, но уже пишут не столько для других, сколько для себя из необходимости постраничного отчёта о проделанной работе. Конечно, есть и те, для кого главное -

стремление к самоутверждению и обретению руководящих постов. Но всегда и в прошлом и

настоящим были, и будут люди, стремящиеся к обретению Истины, ставящие творчество и труд

выше благ и комфорта личной жизни.

     Представляют интерес суждения Шопенгауэра о связи творчества и смысла истории. Мыслитель

как и другие философы, смысл истории усматривал в возвращении к мудрости досократиков не

только по содержанию, но и по форме. Он подал всем пример, обратившись к афоризмам. Оценивая

их значение, Шопенгауэр утверждал, что тот, кто хочет писать для вечности, тот должен стремиться

к краткости и ясности изложения, а тот, кто хочет писать ради гонораров, будет сочинять многостраничные трактаты. Более того, мыслитель обвинил многих философов и писателей в том,

что они пишут и сочиняют ради денег, для чего издатели умышленно увеличивают тиражи их трудов.

Он писал: «Плохие книги не только бесполезны, но и полностью вредны. Ведь девять десятых текущей литературы только затем и публикуется, чтобы выманить из кармана доверчивой публики

пару лишних талеров. Ради этого же авторы издатели и типографщики умышленно утолщают книги».

 

     Проблема смысла истории была бы непонятна без воззрений таких гениальных мыслителей как Кант и Гегель. Кант одним из первых заявил, что нравственность коренится не в религии, напротив и религиозная и иная нравственность коренятся в третьем, наиболее фундаментальном Софийном основании : ценностях веры, надежды и любви. «Поэтому, хотя мудрость, прежде всего, проявляется в практической деятельности человека, она всё же нуждается в науке Мудрости, ибо мудрость без науки есть лишь тень совершенства».

     Подлинная наука по Канту – «Это узкие ворота, ведущие к учению мудрости, если под этим

подразумевать не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для учителей, чтобы верно и чётко проложить дорогу к мудрости, по которой каждый должен идти

и предохранять других от ложных путей. Ибо наука имеет истинную ценность лишь как очаг

мудрости». То есть практический разум нуждается в системном мировоззрении. Быть учителем

мудрости, означает достичь в ней мастерства и совершенства.

     Для Гегеля смысл истории, скрываемый или игнорируемый профессиональными любомудрами,

состоял в том, чтобы превратить философию в софиологию – науку о мудрости. Он писал: «Истинной

формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система её. Моим намерением

было способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой она

могла бы отказаться от своего имени любви к мудрости и быть действительной мудростью.

По Гегелю, система дом бытия истины.

   Дальнейшее продвижение поисков смысла истории через соединение идей мудрости и науки

связано именем выдающегося русского мыслителя – Владимира Соловьёва. Он был первым

мыслителем, создавшим уникальную систему в русле российской традиции. Большинство отечественных философов всё же заимствовали западные системы и применяли их российской

жизни. Так, например Бердяев заимствовал идеи экзистенциализма у западных мыслителелей.

     Соловьёву удалось соединить новые идеи Всеединства и Софийности с идеями Науки, выдвинутыми Кантом и Гегелем. Таким образом, именно русский мыслитель внёс самый значительный вклад в развитие русской и мировой Культуры. Соловьёв создал новую науку – науку

о мудростиСОФИОЛОГИЮ. Он определил её как синтез лучших достижений, обретённых

человеком в сферах философии, религии, науки, искусства и античной софии. Поэтому смысл истории

Соловьёв видел в объединении всех людей на основе идеалов софийного всеединства, опирающихся на достижения научной мысли. Научный подход с позиций современной софиологии,

предполагая возврат к досократикам на новом уровне, требует подведение числа под гуманитарное

знание, применение системного подхода и объёмного моделирования в качестве средства

проверки истинности получаемых результатов. Ясно, что всё это выводит софиологию за пределы

устоявшихся философских традиций, полагая возможность рассматривать её в качестве

самостоятельной гуманитарной дисциплины наряду с философией, культурологией, историей

и другими известными предметами.

 

     Соловьёв, находясь под сильным влиянием религии и традиций того времени, конечно не мог

прийти к современным выводам о форме и возможностях софиологии, однако, его идея Всеединства

в значительной мере предопределяет основные возможности софиологии – возможности объединения лучших достижений мировой Культуры.

 

     Религия, оказывавшая значительное влияние на развитие культуры, связывает смысл истории

с концом света и страшным судом. Однако, с позиций софиологии, самый страшный суд в этом

мире – это суд совести над всеми грехами, преступлениями и войнами, совершёнными людьми.

Страшный суд – это так же суд мудрости над Господством Исторической Метафизики.

Смысл Истории- в движении от античной софии к общечеловеческой Мудрости, что было

предсказано всеми её пророками.

     Один из её пророков, не обременённый позднейшими радикальными представлениями,

Возвестил: «София – начало и конец. Она же – центр, середина. (Маркс). Поздний Маркс был

убеждён в том, что в будущем будет доминировать одна наука – софия – мудрость. Наиболее значительный представитель мировой научной системной мысли, выдающийся

русский учёный – Дмитрий Иванович Менделеев также выступил как пророк Мудрости.

Он заявил: «Настанет время, когда весь мир будет объят одной наукой, одной истиной, одной

промышленностью, одной дружбой с природой. Это моя вера, это крепит, для этого стоит жить,

есть что ждать. Мудрость то, что объединит всех людей.

     Таким образом, всё это свидетельствует о том, что Мудрость может и должна вывести людей

из современного духовно-идеологического кризиса. Она может и должна объединить людей

и спасти их от вражды и взаимного уничтожения. Мудрость – место встречи богатых и бедных,

верхов и низов, города и деревни, умственного труда с физическим. Мудрость – место встречи

различных наций, народов и народностей. София – мудрость - место встречи и примирения всех

существующих религий. Мудрость открывает человеку подлинный смысл жизни стремление

к мудрости и гармонии – согласии человека с Универсумом, его миром, природой, обществом,

другими людьми и с самим собой. Мудрость указывает человеку и обществу праведный путь к счастью и бесконечному совершенству.

{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (46)

Юрий Кириллов

комментирует материал 12.02.2013 #

Ужас сколько написано , читать это не один год надо...

no avatar
Иван Алешков

отвечает Юрий Кириллов на комментарий 12.02.2013 #

НЕТ В МИРЕ ЗЛА, кроме власти денег и матриархата!

И как Порфирий Иванов, я прошу, я умоляю всех людей, распространяйте в инете и в СМИ, уже очевидную в 21веке, спасительную простоту мироздания,
типа:
НОВЕЙШИЙ Новогодний праздник http://maxpark.com/community/1588/content/1677461

спасайте природу Земли от ВООРУЖЁННОГО безумия городских чиновников-маразматиков
и здравомыслие детей от раболепского маразма ЧИНопочитания устаревшего алкогольно-табачного матриархата

Мы, взрослые, уже не сможем жить вольно по человечески, но можем прекратить одурачивание детей женским воспитанием и школьным мучением,

например:

ввести во всех школах мира, вместо религиозного и компьютерного мракобесия:

УРОКИ МУДРОСТИ ПРИРОДЫ,

на основе:

моих открытий и изобретений 21 века описанных в блоге http://maxpark.com/user/1855141085 ,
Зелёной книги Каддафи http://gidepark.ru/user/1563202978/article/448864,
статьи Семена Николаева: Думаем ли мы? http://samlib.ru/n/nikolaew_s_a/dumaemlimy-1.shtml

no avatar
Иван Алешков

комментирует материал 12.02.2013 #

Поздравляю всех с Новым годом и дарю любителям ЗОЖ
ЧУДО МИРНОГО технического прогресса 21 века
первую в мире настоящую НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ ПРОРУБЬ на озере Пионерское
http://maxpark.com/community/4484/content/1742345

Человек после купания в проруби, чувствует себя НОВОРОЖДЁННЫМ,
а после пьяного веселья, - ещё живым покойником!!
Порфирий Иванов

Важное преимущество такой проруби – заход в воду с берега, как летом
что позволяет восстановить НОВЕЙШИЙ обряд крещения, отмытый от религиозного мракобесия:

Пацана 3-7 лет, берёт на руки родной или крёстный отец, заносит в прорубь до глубины по грудь ребёнку
и отпускает вводу, так чтобы он самостоятельно вышел на берег
В этом случае страх перед холодной водой пропадает навсегда
у ребёнка проснется природный интерес к ЗОЖ, убиваемый чрезмерной заботой матерей
и он никогда не будет пить, курить, хулиганить, наркоманить, игроманить, богоманить..
и вырастет НАСТОЯЩИМ МУЖИКОМ – ДОБРОДЕТЕЛЕМ! http://gidepark.ru/user/1855141085/content/1470691

которые СПАСУТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ПРИРОДУ Земли
от 50векового ига безумия власти.

no avatar
Николай Соколов

комментирует материал 12.02.2013 #

Ух ты!
Ренессанс, 13-14 век - начало фальсификации истории и историй, а не "попытка возрождения идеалов мудрости и гармонии", и не 16 век.

no avatar
Владимир Соколов

комментирует материал 12.02.2013 #

Эта проблема очень ясно и убедительно изложена в работе " Смсл и назначение истории" Карлом Ясперсом, где он отмечает:
"Но можно стремиться и к сознанию единой обобщающей картины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурных сфер и их развитие.
Каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальным воззрениям, превращающим историю в некое единство.
Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов — так гласит это воззрение — культуры, как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец; они ни в коей мере не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу.
…попытаюсь … набросать схему некой целостной исторической картины.
При создании этой схемы я исходил из уверенности, что человечество имеет единые истоки и общую цель.
Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания.
Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов.
Наше существование ограничено ими.
В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и к цели."

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Владимир Соколов на комментарий 12.02.2013 #

Уважаемый Владимир. Вы как философ стремитесь опровергнуть всё и вся. Философия превращается
в спор ради спора и ради диссертаций. Ради этого опровегается неопровержимое. Всем известно,
что 16 век - это век Ренесанса, время Реформации и становления протестантизма, время деятельности
лучших представителей Возрождения. Макс

no avatar
Владимир Соколов

отвечает Игорь Максимов на комментарий 12.02.2013 #

Вы обозначили тему как "Мудрость и смысл истории", а вместо этого попытались сложить воедино совершенно несовместимые положения взглядов различных мыслителей, по-разному видевших и оценивавших мир.
Несложно было бы показать это на примере конкретных сравнений воззрений указанных Вами мыслителей, но для этого нужно написать статью такого же объёма минимум, как Ваша.
Впрочем, если Вы не согласны, что всё же предпочтительней в такой сложной тематике руководствоваться мнением признанного философа Карла Ясперса, глубоко исследовавшим этот вопрос, я могу продемонстрировать очевидные несвязности, чего бы совершенно не хотелось, ибо это скорее всего потянет длительную перепалку, на которую нет ни времени, ни желания.
Вместе с тем свидетельствую Вам своё искреннее уважение за неординарность мышления, проявившуюся в стремлении вникнуть в такую никем до сих пор не разрешённую сверх проблему определения будущего человечества через историческую ретроспективу.

no avatar
jasvami всегда

отвечает Владимир Соколов на комментарий 13.02.2013 #

**никем до сих пор не разрешённую сверх проблему определения будущего человечества через историческую ретроспективу.**
//////////////////////////////////////////////////
Ознакомтесь с Христовым Евангелием Царства, с космогенезом тайных доктрин и увидите эту ретроспективу.

no avatar
Владимир Соколов

отвечает jasvami всегда на комментарий 13.02.2013 #

Мудрецам нужно увидеть не прошлое, а будущее, анализируя историческое прошлое.
А Иисус Христос не мудрец, а Второе Лицо Божественной Триады, возвестивший будущее как Царствие Божие.

no avatar
jasvami всегда

отвечает Владимир Соколов на комментарий 13.02.2013 #

Мудрецы это видят и описали, среди них и Христос, как наболее Мудрец.

no avatar
Владимир Соколов

отвечает jasvami всегда на комментарий 13.02.2013 #

Ещё раз: Иисус Христос - Бог, Который выше всякой мудрости, Он Всеобъемлющий.
А мудрецы-волхвы пришли Ему поклониться на Рождество.
"- Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
- и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
- Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
- Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
- и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
- И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (2 Матф. 7-12)

Поклонение волхвов (мудрецов).

no avatar
jasvami всегда

отвечает Владимир Соколов на комментарий 14.02.2013 #

Ну и зачем Вы мне пересказываете Библейскую историю?
Христос является Богом, а прочие люди - богами. Слово "боги" - название рода живых сущностей/духов. Надеюсь понимаете, что Христос отличается от других членов рода, за исключением Отца, только старшинством.
И выше мудрости нет никого и ничего: читайте книгу Притч.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Владимир Соколов на комментарий 12.02.2013 #

Вы мне кусок из Ясперса, а я вам привёл мнение всех корифеев! Я не отрицаю положительное значение
философии, но показываю, что кроме философии может существовать и софиология.

no avatar
Владимир Соколов

отвечает Игорь Максимов на комментарий 12.02.2013 #

Если мы определимся в дефинициях, то философия и софиология сольются, например, взгляды Владимира Соловьёва или Павла Флоренского - границы любомыслия и Софии размыты, то есть мудрость переходит в Премудрость.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Владимир Соколов на комментарий 12.02.2013 #

Очень интересная и оригинальная мысль. Нет времени её развивать. Но сообщаю вам,
что в МГУ уже проводятся ежегодные конференции по софиологии на экономическом факультете.
И там это связывается с именем Павла Флоренского.

no avatar
Lina Khomutova

комментирует материал 12.02.2013 #

Макс, я честно все прочитала. 1,5 раза :))
С одной стороны смысл трактата вроде ясен.С другой....требует осмысления и понимания отступлений от основной темы- мудрости самой истории.
То, что наличие мудрости должно непременно быть не только в истории ,но и сиюминутной уходящей тут же в историю (прошлое ) жизни. А как приблизить или способствовать наличию этой мудрости? Она сама способна произрастать из ничего, или возрождаться в умах?
Мудрость указывает человеку и обществу праведный путь к счастью и бесконечному совершенству.
Проблема в том, что она просто отсутствует....сегодня.
Отсюда все наши беды в планетарном масштабе.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Lina Khomutova на комментарий 12.02.2013 #

Лина, да мудрость пока отсутствует. Но мудрость не только приходит с опытом, но ей ещё и надо
учиться. Пока же в мировой культуре официально признаны лишь философия и религия. Но они
не в состоянии ответить на вызов времени. Они не способны разрешить современный духовный
кризис. Это может сделать мудрость, как идеология, прежде всего, средних, наиболее креативных
слоёв общества. Между тем, у нас изучают философию и религию, А где софиология - Наука о Мудрости?
Мудрости также можно учиться. Я давно уже преподаю софиологию. Я преподавал этот курс
в ИПК при МГУ своим коллегам - философам. Пора уже признать науку о мудрости - софиологию,
и учить людей мудрости, а не только любомудрию. Тогда она и появиться в горизонте нашего сознания.

no avatar
jasvami всегда

отвечает Игорь Максимов на комментарий 13.02.2013 #

Кажется мне, что ошибаетесь, надеясь мудрость сделать предметом преподавания, ибо как и сами утверждаете, мудрость = осмысленный личный опыт.Не чужой опыт, а именно свой.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает jasvami всегда на комментарий 13.02.2013 #

Я создал научную софиологию и препрдаю её. Более того, я семь лет преподавл софиологию
своим коллегам - философам в ИПК при МГУ. А сейчас и они читают спецскурсы по софиологии.
Наконец, в МГУ уже проводятся ежегодные конференции по софиологии . Вы видимо не в курсе
событий. Мдрость - это знание, а софиология - это НАУКА о мудрости.

no avatar
jasvami всегда

отвечает Игорь Максимов на комментарий 14.02.2013 #

Да, Мудрость = знанию, а преподавать можно лишь информацию, а не знания.
Знания/мудрость обретаются только личным опытом жизни.
Так что не говорите больше никому, что Вы или еще кто, преподавали мудрость. Мудрость можно провозглашать,но нельзя передать другому.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает jasvami всегда на комментарий 14.02.2013 #

Я преподавал и преподаю софиологию - науку о мудрости. Ведь не удивляются тому, что тысячи
людей заняты преподавнием любомудрия, то есть философии. Философия - учение, а не наука,
а софиология - это висеншафтлере - наукоучение. И сегодня многие уже следуют моему примеру,
после того как я семь лет учил философов софиологии в ИПК при МГУ. Вы просто не представляете,
чем наука отличется от чистой теории.

no avatar
jasvami всегда

отвечает Игорь Максимов на комментарий 14.02.2013 #

А что же еще, кроме чистой теории, возможно преподавать с кафедры?
Я не имею ничего против такого преподавания, но возражаю против утверждения, что им передается мудрость.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает jasvami всегда на комментарий 14.02.2013 #

Античные мудрецы два века учили людей именно мудрости, а не философии.
Слово философия и появилось благодаря мудрецу Пифагору.
Основоположник философии Платон сказал следующее: " Можно или нельзя научиться мудрости?
Да, ей можно научиться. И только она одна делает человека блаженным и счастливым"
Вот что сказал ФИЛОСОФ Платон. А для вас сегодня, как и для многих, вообще не стало авторитетов.

no avatar
Ильдар Кутлуюлов

комментирует материал 13.02.2013 #

В России изучается лишь история Руси, Греции и Египта. А история сотен народов не изучается. Особенно волжских болгар, предков казанских татар и чувашей.

no avatar
Сергей Кторов

отвечает Ильдар Кутлуюлов на комментарий 13.02.2013 #

Не хватит и жизни изучить историю сотен народов, поэтому в лучшем случае по верхам, а остальное уже добирается самостоятельно и в меру интереса.

no avatar
Ильдар Кутлуюлов

отвечает Сергей Кторов на комментарий 13.02.2013 #

История Булгарии, алан, мокши и других хотя бы вкратце, особенно в местах проживания этих народов.

no avatar
Маргарита Гришина

комментирует материал 13.02.2013 #

Миленькая ИСТОРИЯ спаси и сохрани себя от графоманов и псевдомудрецов

no avatar
Сергей Кторов

комментирует материал 13.02.2013 #

То, что правитель должен быть философом - это несомненно. Но "должен" не значит, что и будет. В обозримом будущем этого пока не просматривается.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Сергей Кторов на комментарий 13.02.2013 #

Я написал, что правитель должен быть МУДРЫМ, а не философом. Вы видимо, не понимаете, что философ - это ТЕОРЕТИК, А мудрый это - это человек слова и дела. Мудоый тот, кто разбирается в жизни.
Политик - это волевой человек, а философию основали созерцатели, презиравшие практику.

no avatar
Сергей Кторов

отвечает Игорь Максимов на комментарий 14.02.2013 #

Мы все чего-то не понимаем или недопонимаем. Понимающих всё, не существует в природе и я не исключение. Так в этом горизонте вы сразу задали правителю ряд крайних условий, каковые, я думаю, очень немногие из этой касты умели сочетать в себе.

"Мудрый тот, кто разбирается в жизни".

В жизни же разбирается тот, кто имеет изрядный жизненный опыт и соответствующий ум на грани таланта. Человек слова и дела совсем необязательно будет мудрым, ибо трудно сказать, когда его опыт станет достаточно полным, а слово и дело само по себе - это куда более удел молодых, чем умудрённых. Кто-то ведь сказал, что мудрость - это умение выбирать из наименьшей глупости. )) А мы часто обзаводимся этим качеством, когда сил на дела уже не так много.

С философией тоже не всё так просто. Вы слишком упрощаете. Философия, как метод, прежде всего призвана разобраться КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА НА САМОМ ДЕЛЕ! Так в этом смысле правителю философия совсем не помешает, я думаю.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Сергей Кторов на комментарий 14.02.2013 #

Возможно, что правителю философия и не помешала бы. Но настоящий правитель должен иметь
талант политика и развивать его. Правителей прежде всего учат как править людьми.
Я в статье писал о том, что мудрый правитель тот, кто имеет талант, обогащённый опытом.

no avatar
Сергей Кторов

отвечает Игорь Максимов на комментарий 14.02.2013 #

А вот с этим не поспоришь! Дело, однако, за малым - обнаружить такового в наших пределах, ибо время близко и скоро уже может стать воистину не до философий!

no avatar
Святослав Куприн

комментирует материал 14.02.2013 #

Уважаемый Игорь, много мути, но нет сути!!! Во - первых, история
- из торы я, а славяне - арии имеют свои Летописи и Наследие и
никакого отншения к торе не имеют!!! Не надо паранойю перено-
сить на ВСЕХ!!! Лучше вернитесь к 15 веку до н.э. к трудам
Геродота, который писал о славянах - ариях как о народе, живу-
щем в народовластии и к Римскому праву, когда во главе Рима
стояли русские консулы и русский язык был государственным!!!
Не зная прошлого, нет и будущего!!! О чем подтверждает сегод-
ня в России!! Паранойя немногих, становится паранойей многих,
но хорошо что ещё не ВСЕХ!!!

no avatar
Сергей Белогорцев

комментирует материал 14.02.2013 #

Спасибо за очерк развития мировой мысли (давно мечтал почитать нечто такое) и за ведение в софиологию (никогда не слышал об этом). Но, по моим наблюдениям, люди,задавленные будничными проблемами, вовсе не стремятся обрести мудрость, а живут в прокрустовом ложе привычной бытовщины - как все. Я не знаю, что должно случиться, чтобы произошло массовое поумнение. Мне кажется, это утопия. На спонтанность рассчитывать не приходится, а накопление проблем опережает умение их решать, как в национальном, так и в мировом месштабе.

no avatar
Игорь Максимов

отвечает Сергей Белогорцев на комментарий 14.02.2013 #

Продвижение к Мудрости предсказали лучшие умы человечества. Сегодня, к сожалению,
ни во что не ставят авторитеты. Но это проидёт. Когда петух клюнет посильнее, люди придут
к мудрости. Больше уже ийти не куда.

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland