Живые мёртвые псы. Зомби-апокалипсис в Анадыре

На модерации Отложенный

Утро пятницы началось отвратительно. Интерфакс принёс новость, больше похожую на сценарий корейского или камбоджийского фильма ужасов, чем на события, которые действительно могут произойти в моей стране. Чукотский губернатор Копин Роман Валентинович объявил столицу округа – город Анадырь – территорией, свободной от собак. Для реализации его плана 25 апреля откроется «единое окно»: ты в него – мёртвую собаку, тебе оттуда – деньги. Всё это действо будет происходить за счёт местного бюджета, несмотря на то, что вступает в противоречие не только с федеральным законодательством, но и с теми понятиями, которые определяют нашу с вами совесть.

До «часа икс» осталось чуть больше 3 суток, 2 из которых – законные выходные. И если мы сейчас промолчим и ничего не предпримем, чтобы остановить готовящуюся бойню, не очень понятно, как после этого относиться к себе.

«Знал и промолчал», «Анадырь далеко», «они же бешеные» и другие отговорки вряд ли очистят совесть от пятен собачьей крови. Ни одна из мировых религий, мирно сосуществующих на территории Российской Федерации, не поймёт и не одобрит такого мракобесия – самого настоящего геноцида.

 

 

Бешенство – не просто плохая болезнь. В большинстве случаев она заканчивается летальным исходом. Её носителями и переносчиками часто становятся псовые, особенно лисы. Это факт. Опасны не только укусы, хотя заражённые бешенством животные действительно в определенной стадии болезни чрезвычайно агрессивны, но даже контакт со слюной, в которой содержится вирус. Для человека, своевременно не обратившегося за медицинской помощью, укус бешеного животного может закончиться смертью. Это тоже факт, и факт неоспоримый. То, что собаки, нападающие на людей, – плохие соседи – очевидно.

Безусловно, администрация каждого населённого пункта несет ответственность за эпидемиологическую обстановку в нём. Но администрация, устанавливая порядок отлова бродячих собак, должна руководствоваться буквой закона и соображениями гуманизма. А гуманизм – понятие универсальное, распространяющееся не только на людей, но и на четвероногих, пернатых, ползучих и прочих живых. Но если против истребления крыс и тараканов вряд ли кто-то будет возражать, то собаки – это совершенно отдельная история.

Что мы имеем? Три зафиксированных случая бешенства и 20 покусов людей с начала 2017 года. Для 15-тысячного Анадыря это много. Оценка эпидемиологической ситуации, как неблагополучной и угрожающей жизни людей, – вполне правомерна. Вопросы вызывают меры, которые планируется предпринять.

Так вот, согласно постановлению губернатора Чукотки, все безнадзорные собаки подлежат «немедленной утилизации». Таковыми признаются все животные, оказавшиеся на улице без поводка, за исключением декоративных и карликовых пород (надо полагать, тех, которых хозяева выгуливают за пазухой, скорее, для моциона, а не отправления естественных надобностей).

В нашей стране по сей день отсутствует единое федеральное законодательство в области регулирования численности бездомных животных. Так что субъекты Российской Федерации издают собственные локальные акты и используют различные методы контроля численности безнадзорных животных. В одних регионах собак лечат, прививают и стерилизуют, в других практикуется отлов и уничтожение животных усыплением или отстрелом. Да, не всё и не везде получается сделать таким образом, чтобы были и собаки целы, и люди довольны. Но сейчас мы имеем дело с уникальным прецедентом, когда дано указание уничтожить всех без исключения находящихся на улице без поводка собак.

И я хочу обратить ваше внимание, что речь идет не о карантине, не каких-то ветеринарных манипуляциях, стерилизации и прочем. И даже не об уничтожении или ликвидации. Чёрным по белому я читаю слово «утилизация». О живых собаках пишут, как о мусоре. Как об уже мёртвых. Хотя во многих странах, в той же Турции, не только средневековая дикость в виде «утилизации» никому и в голову бы никогда не пришла, напротив. Посмотрите: очипованные псы нашли приют в магазине во время заморозков, а в тёплое время – живут себе на улицах и в парках и никого не трогают. А всё почему? Относятся к ним там по-человечески.

 

 

То, что планируется сотворить в Анадыре, противоречит не букве, но духу федерального закона.

Да, у нас нет единого формата мер, которые необходимо принимать в ситуации, подобной сложившейся в Анадыре. Я даже готов поверить, что большинство жителей города относится к решению губернатора с пониманием, несмотря на то, что опросы общественного мнения показывают: лишь 2% россиян поддерживают убийства безнадзорных животных.

Начать с того, что проблему бешенства отстрелами не решить. Главными источниками опасного вируса являются не собаки, а лисы. А бродячие собаки, живущие в городах, выполняют в них роль санитаров, например, не пуская в город – на «свою» территорию – диких животных из окружающих его лесов. И лис, кстати, в том числе. Истребите собак – и лисы придут 100%. И опять мало не покажется.

Но сейчас я говорю как юрист: региональный нормативный акт не может противоречить Федеральному законодательству, и точка! Закон же на сегодняшний день устанавливает только условия содержание домашних животных. В правилах выгула собак нет ни слова о том, что животные обязаны быть на поводке и в ошейнике или с чипом. А ещё собаки иногда срываются и убегают, например, испугавшись звука петарды или автомобильного глушителя. Поэтому, когда в локальном акте пишут, что будут немедленно утилизированы все животные, оказавшиеся на улице без хозяина, это фактически призыв к умышленному уничтожению чужого имущества. А человек, подписавший подобное постановление, – губернатор Чукотки! – является организатором данного, определённого Уголовным Кодексом РФ, деяния.

У нас есть Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 03.07.2016) «О ветеринарии», «СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 54 от 06.05.2010 г., до сих пор действующее, как не противоречащее закону Российской Федерации Постановление Совмина РСФСР от 23.09.1980 N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР». И ни один из указанных федеральных нормативных актов не предусматривает полного уничтожения всех безнадзорных животных. Они определяют порядок контроля численности и иммунизации тех же собак против бешенства. При этом порядок умерщвления животных явно больных бешенством тоже определён. И эвтаназия – быстрое и безболезненное умерщвление безнадзорного животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха и проводящееся на основании письменного заключения специалиста в области ветеринарии, ни в коем случае не предусматривает «утилизации», как изволил выразиться г-н Копин, живых существ!

Более того, если мы обратимся к статье 231 Гражданского кодекса РФ, то увидим, что отловленное безнадзорное животное должно 6 месяцев содержаться за счёт муниципального образования, чтобы его мог обнаружить и вернуть себе прежний собственник, если таковой ранее был. По прошествии этого срока собаку отдают на безвозмездной основе новому собственнику, если таковой находится. До этого момента животное должно содержаться в надлежащих условиях, а за его гибель и порчу предусмотрена ответственность. И только по истечению 6 месяцев животные, цитирую, «поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления».

Этот закон практически не работает. Мне это известно лучше, чем многим, поскольку я сам содержу приюты для собак, где брошенных негодяями-хозяевами и ранее скитавшихся по улицам животных кормят, лечат, находят им новые семьи.

А то, к чему призвал и обязал губернатор Чукотки, создав соответствующие финансовые условия, может быть описано двумя составами:

  1. Ст. 167 УК РФ – «Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества»;
  2. Ст. 245 УК РФ – «Жестокое обращение с животными».

И в данном случае речь может идти о привлечении гражданина Копина Р.В., как организатора, по совокупности.

*     *     *

Как же всё-таки некоторым людям нравятся простые решения! Трое животных оказались бешеными – давайте утилизируем всех! Они ведь могут взбеситься, потенциально? Среди чиновников выявляются сотни коррупционеров каждый месяц. Давайте для профилактики пересажаем всех чиновников? Потенциальных террористов вылавливают ежедневно. Давайте назначать пожизненные сроки по национальному признаку?.. Здесь я ставлю многоточие, дополняйте своими предложениями.

P.S. В пятницу, 21 апреля все сотрудники Республиканского юридического общества занимались только одним вопросом: писали обращения Президенту, Генеральному прокурору и прочим, прочим, прочим. Нас обязательно должны услышать. Мы уже привыкли, что от губернатора может и не быть пользы. Главное, чтобы от него не было вреда.