Вопросы надо ставить уместно

На модерации Отложенный

 

Один дурак может задать столько вопросов, что сто умных не ответят.

Мне вспомнилось об этом, когда я прочитал неявный вопрос знающей очень много умных слов дамы о том, что, если запрет на ложь является абсолютным, то нужно ли выдавать гитлеровцам скрывающегося в подвале еврея. Глупый вопрос? Да, глупый. А почему? А потому что в нем ложью названо то, что ложью не является. Ложь – это не просто искажение истины, а искажение сознательное и корыстное. Лжец извлекает выгоду из лжи. У лжи корыстный мотив. Это то, что отличает ложь от незнания, или от глупости, или даже от хитрости, которая тоже не всегда является ложью. 

Этим мы занимаемся постоянно и с несгибаемый упорством – задаем себе вопросы, на которые невозможно ответить. Бессмысленные вопросы. Некорректно поставленные вопросы. А иногда – и риторические вопросы, ответы на которые известны заранее. Например, вопрос "Кто виноват?". Ну, нет такого вопроса. Потому что виноваты всегда мы. Если речь идет о коллективных бедах. Если об индивидуальных – всегда я. Всё остальное – малопродуктивные рассуждения о том, кто из нас виноват больше, а кто меньше, которые имеют всегда одну цель переложить часть своей вины на других. Занятие вполне естественное с точки зрения психологии, но совершенно бессмысленное в плане достижения любой желаемой цели.

Другой пример бессмысленного вопроса – "если бы директором был я". Что бы я сделал на месте Обамы, Путина, вождя победившей революции и т.д.. Любимый жанр советчиков (не путать с советниками) сильным сего мира. Придумывается искусственная ситуация (вроде передачи Путиным власти некому либеральному сообществу) и излагается план реформ.

А вот дальше возникает вопрос осмысленный: а чем отличаются осмысленные вопросы от бессмысленных? И как их ставить – осмысленные вопросы?  

Осмысленный вопрос – это вопрос, который позволяет понять, что нам нужно сейчас делать? Не что нужно делать ему или им: правителям или господу богу, а что нужно делать мне, нам. К этой категории, естественно, относятся и вопросы об устройстве мира и о состоянии, в котором мир пребывает сейчас, но, конечно, не любые такие вопросы.

Интересное свойство осмысленных вопросов состоит в том, что на них очень легко находятся ответы.

Как будто мы уже знаем то, что нам нужно знать. Но это не "как будто". Это так и есть. Мы, в самом деле, знаем то, что знать нам необходимо.

Если перейти от всей этой теории к практике нашей общественной жизни, то осмысленные вопросы и ответы на них выглядят примерно так.

Что нам делать? Растить свою дееспособность.

Как? Объединяться.

Вокруг чего? Вокруг идеи, способной объединить как можно больше людей.

Какая эта идея? Это идея хорошей жизни (синонимы – счастья, величия, подъема и т.д.).

Как добиться хорошей жизни? Стоп – вопрос поставлен неверно: ее нельзя доБИТЬся – ее можно только доБИВАТЬся. Жизнь не состояние, а процесс – последовательность состояний. Этот процесс можно попытаться сделать поступательным – чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

Что значит "лучше" и "хуже"? "Лучше" значит, что лучше должны становиться люди. Лучше в смысле роста ума, доброты, нравственности – одним словом всё это можно назвать ростом, или расширением сознания.

Объединяющая идея – это идея развития человека. И развития общества через развитие всех людей этого общества.

Продолжим с вопросами.

Как должна работать эта идея сегодня? Через создание саморасширяющейся группы людей, идею эту понявших и принявших. Эти люди становятся пропагандистами идеи.

Каким образом возможен переход общества к воплощению этой идеи? Через увеличение числа ее сторонников (носителей): группа сторонников (носителей) этой идеи должна вырасти до всего общества.

Как должна быть организована эта группа? Так, чтобы помогать членам группы в их личном развитии. Иначе говоря, это должна быть сеть школ личностного роста, где каждый человек – учитель по отношению к одним людя и ученик по отношению к другим. (Замечу, что ученик и учитель могут меняться ролями: учащий одному може учиться у своего ученика другому.)

В этом месте возникает много разных других вопросов. Но среди них очень мало поставленных правильно – корректных. Вот эти правильные и необходимо выделить из множества праздных.