История польского педагога, который добровольно вошел в газовую камеру вслед за детьми
«Жизни великих людей подобны легендам — трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не знал, что когда-то эти слова в полной мере будут применимы и к нему самому. Он был писателем, чьи книги делают детей счастливыми. Педагогом, чьи труды фундаментальны для воспитания ребенка. Человеком, чье имя приводят как синоним гуманизма, самопожертвования и нескончаемой любви к детям.
Мы в AdMe.ru с глазами на мокром месте писали историю этого человека. Узнав ее однажды, уже никогда не забудешь.
Становление
© Korczak / Perspektywa
Кадр из фильма «Корчак».
Эрш Хенрик Гольдшмит, который позже станет Янушем Корчаком, родился 22 июля 1878 года в интеллигентной семье польских евреев. С юных лет ему приходилось работать, так как его отца подкосила душевная болезнь. Его содержание в больнице стоило немалых денег, а матери еще приходилось кормить младшую сестру Хенрика Анну.
Еще во время учебы в гимназии у юного Эрша появились мысли, что отношение к детям должно быть несколько иным, более мягким и уважительным. Позже он основательно займется этим, открыв приют для еврейских детей. И будет с ними до конца жизни, какие бы тяготы это ему ни сулило.
«Дом сирот»
© Simon Cygielski / wikimedia © Humanitarian& / wikimedia
Бывшие воспитанники Корчака и «Дом сирот», наше время.
В 1911 году Гольдшмит открывает «Дом сирот». Его новаторские идеи сделали учреждение непохожим на другие, которые могли дать детям лишь крышу над головой и еду. «Другие приюты плодят преступников», — говорил Эрш. «Дом сирот» же делал из беспризорников достойных людей, ставя своей главной целью духовное и нравственное воспитание детей.
Приют Гольдшмита стал небольшой республикой почти полного детского самоуправления. Только представьте: детские товарищеские суды, референдумы, решения на которых беспрекословно исполнялись руководством... Хенрику удавалось с ранних лет научить детей гуманизму и справедливости и развить их самосознание.
Во время работы в «Доме сирот» Гольдшмит публикуется в журналах, читает лекции и пишет книги. Его творческие псевдонимы приобретают известность по всему миру: писатель Януш Корчак и Старый Доктор, который выступает по радио с лекциями и шутками. Талантливый Эрш Хенрик быстро становится популярным, но начинается война, которая меняет все.
Жизнь в гетто и последний урок учителя-гуманиста
© Public Domain / wikimedia
Детский оркестр под управлением Януша Корчака.
Корчаку были отвратительны идеи Гитлера. «Я никому не желаю зла, не умею, просто не понимаю, как это делается», — говорил он. В оккупированной Варшаве он демонстративно расхаживал в мундире польского офицера, пока это не стало представлять угрозу для его приюта. Старый Доктор больше не шутил по радио... Теперь он рассказывал детям, как выжить.
Неравнодушные к его деятельности не раз предлагали Корчаку уехать из оккупированной страны, делали ему новые документы, снимали жилье подальше от опасных мест, но он не мог оставить детей. И не оставил их даже тогда, когда весь «Дом сирот» в вагонах для скота отправили в концлагерь Треблинку. Это место стало вторым лагерем смерти после Освенцима: за годы войны здесь безжалостно казнили 750–810 тыс. человек.
Старый Доктор хорошо понимал, зачем они туда едут. «Корчак взглянул на меня так, что я съежился», — писал педагог Игорь Неверли. «Не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут 200 детей. Как оставить их одних в газовой камере?» — ответил Корчак на предложение сохранить себе жизнь, перед тем как в последний раз повести за собой воспитанников.
© Korczak / Perspektywa
Кадр из фильма «Корчак».
«Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремленными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: „Кто этот человек?“ Я не мог больше сдерживаться — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками», — описывал событие очевидец историк Эммануэль Рингельблюм.
Никто из этой группы смертников не пытался сбежать, не кричал. Корчак и около 200 воспитанников добровольно вошли в поезд, хотя в последний момент немецкое командование публично предложило сохранить жизнь такому талантливому человеку. К сожалению, не осталось никого, кто мог бы рассказать о последних часах его жизни: о том, что случилось после поезда. Даже дата смерти — 7 августа 1942 года — лишь условность. Какое-то время ходили слухи, что Корчак и дети спаслись, но никаких подтверждений этому нет.
Творчество и педагогическое наследие
© dr. avishai teicher / wikimedia
Памятный камень в Треблинке.
Старый Доктор обладал уникальным даром делать детей счастливыми. Даже не знавшие жалости фашисты уважали творчество еврея Януша Корчака и готовы были проявить милосердие. Вот главные произведения выдающегося педагога, на которых выросли поколения:
- Король Матиуш Первый. 1923 г.
- Когда я снова стану маленьким. 1925 г.
- Кайтусь-чародей. 1935 г.
Также трудно переоценить значение педагогических трудов Корчака. Эти книги будут актуальны и для учителей, и для родителей любой эпохи:
- Воспитательные моменты. 1919 г.
- Как любить ребенка. 1920 г.
- Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых. 1930 г.
- Несерьезная педагогика. 1939 г.
© Volodymyr Galperin / wikimedia
Как человек, посвятивший детям всю свою жизнь, Старый Доктор лучше всех понимал их. Мы выделили основные принципы воспитания, которых придерживался Корчак:
- «Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь».
- «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».
- «Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»
- «Принцип: ребенок должен есть столько, сколько хочет, не больше и не меньше».
- «Заставлять детей спать, когда им не хочется спать, — преступление. Таблица, устанавливающая, когда и сколько часов спать ребенку, — абсурд».
- «Ребенок — это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач».
- «Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта».
- «Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них: мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке».
- «Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности».
- «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».
- «Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное».
Знакомы ли вы с творчеством этого человека? Разделяете его принципы воспитания?
https://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/istoriya-pedagoga-kotoryj-otdal-svoyu-zhizn-chtoby-ostatsya-s-detmi-do-samogo-konca-2086815/
А вот вы гадите, если понимаете, что перед вами русский. РУСОФОБ!
Ну вы и выдумщик.
Русофоб - точняк!!
Вот что пишет полковник юстиции Вячеслав Звягинцев, изучавший сей предмет детально:
"Обеспокоенные побегами пленных, немцы даже организовали для лагерной охраны специальную учебу.
В ... немецких документах 1944 года зафиксировано число военнопленных, бежавших к тому времени непосредственно из лагерей – около 70 тысяч. А сколько было неудачных побегов? Об этом мы не узнаем никогда...".
"...новатроские подходы и в 1911 году открыл детский..." - этого не может быть!
Как же Еврею в Нехорошейрасии в 1911 году позволили открыть что-то новаторское!?
-- А Цивилизованные Немцы взяли и всех убили?! Не может быть! Ведь надо же всем рассказывать, что убивал всех только Ужасносталин. А Гаткаярасия всегда была прям тюрьмой-тюрьмой.
Комментарий удален модератором
Википедия в помощь.
А так получился финал, как в повести Гоголя "Вий".
Вы и Ваш оппонент саботируете конституционный принцип истины России, какая между вами принципиальная разница?
А что, разве человек должен быть ТОЛЬКО или СЕМИТОМ, ИЛИ АНТИСЕМИТОМ? А просто человеком, который судит людей по делам их - быть невозможно?
Знаете, вы сильно зациклены на своей национальности и очень болезненно воспринимаете любую критику в свой
У меня был в свое время сослуживец, еврей, так он про евреев такие смешные анекдоты рассказывал! До сих пор вспомню - смеюсь. Он тоже был антисемит?
Хотя бы одно имя Станислава Бусловича, на стекле в алее-мемориале Катастрофы и героизма в Иерусалиме!
Любопытно есть ли памятник израилевскому солдату спасшего арабского ребенка?
Не важно от кого, хоть от Хамас, хоть от дьявала, потопа пожара, и самого Бога,..
Смысл в том рискует ли человек своей жизнью спасая ребенка врага,..
Про это здесь уже столько копий сломано, по поводу отдание жизни за ребёнка врага, и тут,.. здрасьте ХАМАСа вашего как раз и не хватало!
В таком случаю почему бы не спасти палестинского дитяти от марсиан или метеорита?
Я не госдепартамент, и за сопли не подаю,...
Более понятно на хер, в направлении,..
Однако невольно возникают вопросы:
-Почему именно его приют подлежал отправке в лагерь смерти? Ведь варшавское гетто просуществовало, практически, до освобождения Польши.
- Откуда Януш Корчак, будучи еще в Варшаве, знал, что в Треблинке имеются газовые камеры? Ведь, немцы не были столь дураками, чтобы их афишировать через кинохронику.
А сегодня педобразие России замалчивает факт порчи государсвтенного сознания ультра фашистской матрицей смерти вопреки лучшей в мире жизнеутверждающей сущности Конституции России образца 1993 года.
Получается, что российские педобразы умело абортируют свободу совести и свирепо затаскивают молодое поколение прямиком в ультра фашистскую душегубку.
Потому, что там были дети, и за них было некому вступиться.
"- Откуда Януш Корчак, будучи еще в Варшаве, знал, что в Треблинке имеются газовые камеры?"
Он этого не знал.
Оттуда никто не возвращался.