Без жизни, без любви

На модерации Отложенный

 

Два материала популярного автора привлекли мое внимание в последние дни.

Первый показался очень смешным, хотя, если вдуматься, смешного там совсем немного. Материал посвящен ссоре Алексея Анатольевича с Максимом Евгеньевичем. Сейчас это вообще модно – ссориться. Что, возможно и неплохо: добрая ссора, худой мир: протестную тусовку необходимо разрушить, раскатать по камешку, без этого нового создать не получится... Только тут вот какая незадача: мир у нас оказывается худым всё время, а ссора добрыми не бывают вовсе. Но сегодня я не об этом. Вернемся к материалу.

Его пикантность была в том, что репортаж содержал откровения дамы, рассказывающей всему свету, что дело-то тут оказывается было в любви. Мужики поругались из-за рассказчицы: просто треугольник у них получился. Ну, и всё – конец коалиции.

На фоне прочих коалиционных неурядиц просто вишенка на торте. Так и просится тема, чтобы ее обсосать.

Но мне здесь другое странным показалось. Ну, не сумел я вспомнить других откровений такого рода. Да, еще с приложением распечаток почты и, что особенно впечатляет – скринов телефонных разговоров. Вот ведь как – сфотографировала и столько лет хранила. Да еще и третье лицо привлекла – того самого популярного репортера-блогера. Чтобы подал читающей публике материалы в своем блоге. (Любопытно, к слову, было бы узнать, сколько стоит подобная услуга.)

Нет, чтобы о других – так это сколько угодно. О делах давно забытых дней, дескать, приятно вспомнить – тоже нередко, на то и мемумуары. Но так, чтобы о себе самой, без страха потерять лицо, репутацию, уважение, самоуважение – ну, что там еще теряют – нет, как-то не припоминается. Ну, разве Леся. Но даже она, кажется – я не большой знаток ее творчества – эту грань не переходила.

Странно!.. Но странно было только поначалу. Потом как-то само собой подумалось: а что странного-то? Ведь это когда странно? Когда человек любил, когда знает, что это такое. И когда любовные переживания составляют важную часть его жизненного опыта. Тогда он не будет кричать об этом на весь свет, а, наоборот, будет относиться и к свои чувствам трепетно, и к чужим, особенно когда любовь была подарена ему самому.

Ну, а если человек любить не любил и органически на это не способен? (В скобках замечу, что ранняя, активная и беспорядочная половая жизнь эту способность – способность к романтической любви – в самом деле, убивает.) Так вот – если не способен, то и относиться с трепетом ему не к чему. Просто нет для него этой части жизни. Сексуальное побуждение есть. А любви нет.

Сколько таких людей сегодня? И стало ли их за последние 25 лет больше или меньше?

Как-то мне раньше не приходилось об этом задумываться. Ну, понятно – рост ненависти, он очевиден. Ну, понятно – разного рода социальные и политические неурядицы. Но это вроде как только одна сторона жизни. А жизнь-то идет. Значит, и любовь в ней должна быть. Во всяком случае – романтическая. А есть?

Я тут недавно поймал себя на мысли – а когда я в новых фильмах (или в спектаклях) видел искренне сыгранную любовь? В советское время – практически, в каждом фильме. Казалось, нет ничего проще даже для очень средненького актера сыграть любовь.

А сегодня? И знаете – не смог вспомнить. В начале нулевых еще что-то было. А потом – как-то никак. Даже у таких мастеров, как Рязанов. Ни в "Тихих омутах", ни в "Ключе от спальни". Вот "Жизнь без любви" – это получилось от души. А про любовь как-то перестало получаться. Хотя еще недавно получалось – и в "Предсказании", и даже еще в "Дуралеях"... А вот с приходом нового тысячелетия будто что-то сломалось...

Вторая публикация популярного автора стала ответом на мои сомнения. Фоторепортаж о Париже. Это который "увидеть и умереть".Который "праздник". Где в случае небытия Москвы хотел бы жить и умереть Маяковский. Впрочем, не он один: список признаний в любви к Парижу был бы многотомным. Город этот с совершенно особого рода магией. Сравнимых с ним по силе позитивного настроения очень мало. Москва была когда-то. Сейчас памятниками той московской магии остались только песни Окуджавы. Еще можно назвать, наверное, два-три города. Но очень немного. В Париж влюбляешься как-то сразу. И навсегда. Объяснять почему, было бы долго, да и ни к чему: любовь – тема, требующая рассуждений особого рода. Но сам факт известен широко – миллионы людей приезжают, уезжают и мечтают приехать опять. Тянет.

А тут репортаж особого рода. Бездомные, грязь на улицах, мусорщики, архитектурные эксперименты... Много-много фотографий. И даже намека нет на Париж. Ну, то есть – даже тени намека. Нет, всё сфотографированное, в самом деле, в Париже есть. И бездомные, и негры-мусорщики (к слову, белых мусорщиков не меньше), и разного рода архитектурное новаторство. Но весь репортаж снят, как через темный светофильтр. Без грана любви. В общем, пацан сказал – пацан сделал: сказал "Не люблю" и показал "Не люблю". Доходчиво показал.

Но тут вот какой вопрос у меня возник. Ну, ладно – не любит человек Париж. Пусть. А что-то другое он любит? И я встал вспоминать другие фоторепортажи того же автора, из других мест. И знаете – ничего я не вспомнил снятого с любовью.

И тогда стало понятно, почему не дрогнула у популярного автора рука выносить на всенародное обсуждение чужие чувства. Потому что чувства эти самому ему не знакомы и, следовательно, никакой ценности для него не представляют.

Стоит ли писать об этом? В конце концов, это только два человека, и к чему копаться во внутреннем мире двух людей, к тому же и незнакомых. Конечно, не стоило бы. Если бы здесь не отражалось явление куда более широкое: из общества ушла любовь. Причем, любая. Не то что там любовь к Богу или там к стране (та, которая патриотизм). А любая. Даже супружеская. Даже родительская. И уж определенно – романтическая.

Совсем ушла? Нет, конечно. Совсем она уйти не может. Но ее стало радикально меньше.

Что это означает – ушла любовь? А означает это очень неприятную вещь – общество лишается жизненной энергии, энергии жизни. Любовь – это сила притяжения. Помните гениальную догадку Данте "что движет Солнце светила" – последние слова "Божественной комедии"? Так вот, вы же понимаете, что происходит с системой, части которой не связаны силами притяжения. Она просто разлетается на части. Именно это с нами и произойдет. Уже происходит. Распад личности, распад культуры... А за ними последуют и все другие распады.   

Если, конечно, мы не сможем эту тенденцию поменять.