Так победим?

На модерации Отложенный

 

У меня такое впечатление, что многие наши политические деятели, вполне себе убежденные атеисты, в храмах со свечками не отсвечивающие, тем не менее верят в силу заклинаний. Ну, скажем, если очень долго повторять столу "Перевернись", однажды он в самом деле спружинит всеми четырьмя ножками, подпрыгнет, сделает сальто и приземлится на крышку.

Должен сказать сразу – так не бывает. И не то, что я не верю в силу слова – очень даже верю. Но слово работает не так. Можно приказывать даже солнцу. И оно будет слушаться. Если ты приказываешь ему взойти на востоке. Не сразу может быть, но в конце концов оно тебя послушает. Но когда ты приказываешь солнцу взойти на западе, бывшее ранее таким послушным солнце вдруг оказывается дерзким и самовольным. И ни в какую. Ну, что ты с ним ни делай!

Когда я читаю заклинания некоторых наших политиков в духе "Миллион, выйди на площадь!", или "Народ, выбери меня! (А ты, избирком, утверди протоколы!)", или "Элита, колись!", мне всё время припоминается про приказ солнцу взойти на западе.

Есть такой феномен – "самосбывающийся прогноз". Это когда сказанное слово меняет ситуацию так, что она развивается, как было предсказано. Простейший пример: авторитетный человек говорит, что успешный банк разорится. Его слова вызывают панику, и банк теряет вкладчиков. Это и есть магия слова. Так вот, то, что делают наши оппозиционеры – это прогнозы самонесбывающиеся. Своими словами они направляют развитие ситуации в сторону, прямо противоположную от желаемой ими и предсказанной ими.

Примеры? Увы, их слишком много. Бери любой. Ну, вот, например, очень важную по теме статью опубликовал только что один из лидеров "Яблока". О событиях в Новые Алды ровно 16 лет назад. Там было совершенно страшное преступление, впрочем, только одно в цепочке других наших страшных преступлений. Об этом преступлении, естественно, хорошо помнят в Чечне. Оттого Кадыров и снимается с винтовкой. Только метит он в тех, кто в том преступлении виновны меньше других. А впрочем, это тоже дань традиции – нападать на тех, кто слабее, а не на тех, кто сильнее: волки только так и поступают. Но речь не о Чечне – о нас. А унас об этом преступлении давно забыли у нас. Столько всего потом было!.. Так что напомнить было просто необходимо.  

Казалось бы, прекрасно! Только аплодировать можно. Именно о таких вещах и нужно писать, чтобы погасить жар массовой паранойальной самовлюбленности. И, если сменить ракурс с этического на политологический, на этом можно и политических очков заработать. Их вообще можно зарабатывать только на правде. Но... одно "но". Свою очень правильную статью лидер наполнил совершенно неуместными в таком тексте навязчивыми упоминаниями о "Яблоке". Сведя разговор о трагедии к политической саморекламе. И добился эффекта прямо противоположного желаемому: вместо приобретения сторонников получил их отток. Иного эффекта пиар на крови (а это именно тот случай, как ни не хочется употреблять таких резких слов) производить и не может.

Другой пример. Мирная демократическая революция. Здесь как раз инициаторы, как мне кажется, за личными политическими дивидендами не гонятся (и, к слову, именно поэтому все-таки их получают – бескорыстный альтруизм привлекает, располагает к себе). Но своими призывами-прогнозами желаемое ими событие не приближают, а отдаляют.

Почему? Потому что у революции – неважно, мирная она или немирная – должна быть программа. Хоть какая-то. Хоть такая, какая была у мирной революции 91-го года – "Вперед, к победе капитализма!" (ничего другого коммунисты, ставшие в одночасье антикоммунистами, естественно предложить не могли).

И программа эта должна резонировать с желаниями людей. А у сегодняшних революционеров программы нет. Во всяком случае – резонирующий с народными чаяниями. У них даже и понимания этих самых чаяний, в общем-то, нет. Даже на уровне "мир –народам, земля – крестьянам". А без этого революция получиться не может. И наоборот – может окрепнуть и без того не слишком хрупкая уверенность, что все эти майданы – сплошное зло. И даже, если нужда и бедствия обострятся выше обычного и народ на улицы таки вывалит, то получится в результате этого никакая не революция. А обычный бунт. Который не будет ни мудрым, ни милосердным. Еще один самонесбывающийся прогноз. Еще одно "так победим", оборачивающееся "вот так уж точно не победим".

Ну, хорошо, а как победим? Если не выборы, не революция, то как?

Дело здесь не в выборах и не в революции. Это всё инструменты. Телега, которую мы всё время наровим поставить впереди лошади. А "лошадь", то, что мы пытаемся сделать с помощью выборов или революции, неважно, – это идея. В начале было слово. Для победы на выборах, как минимум, нужна привлекательная программа. Этого не достаточно, когда играешь с шулерами, но она совершенно необходима. Что толку жаловаться на шулерство, когда у самого нет пальцев держать карты? Нужна программа и для революции. И привлекательной эта программа должна быть не для пяти процентов, а, минимум, для пятидесяти.

Какой может быть такая программа? Станем Швейцарией? Станем Норвегией? Станем Америкой? На большее наших оппозиционеров не хватает так же, как двадцать пять лет назад наших тогдашних лидеров не хватало ни на что большее, чем "Вперед к победе капитализма!". Но только в отличие от того лозунга, сегодняшние призывы с народным умонастроением резонируют гораздо, гораздо меньше.

А что может резонировать? Ответить на этот вопрос совсем нетрудно – нужно просто немножко покопаться в собственной душе. Там ведь всё есть. И только там. Резонируют "Правда", "Справедливость", "Достоинство", "Жить, а не выживать". Это самый очевидный набор. "Величие", "Самость"? Да, и это тоже. Только это вещи куда более туманные.

Что мешает политикам поднять эти слова на щит? Это смотря каким политикам. Имеющим власть мешает то, что реализация любого этого призыва разрушит их власть и лишит всех привилегий. Причем – немедленно. Правда убивает власть, построенную на лжи. А справедливость заставляет делиться.

Ну, с этим понятно. А что мешает оппозиционерам? Вот с этим гораздо интересней. А оппозиционерам мешает то, что с такими призывами они вступают в область нового. Конечно, не совсем нового. Коммунисты кое-где здесь побывали и наоставляли на этом поле ям и куч. Но и то, и другое – и ямы, и кучи, как вы понимаете тоже очень мало привлекают оппозиционеров. Впрочем, боятся они зря: хотя "правда" и "справедливость" – слова из коммунистического лексикона, о слове "достоинство" этого сказать никак нельзя.

Но мешают не только страхи – страх неизвестного нового и еще более сильный страх известного старого. Помимо страхов мешает еще интеллектуальная ленность, отсутствие интеллектуальной инициативы. Гораздо проще повторять заученные слова, чем думать и искать новые слова и, что главное, новые смыслы старых слов.

Нет. ТАК мы не победим.