Два товарища

На модерации Отложенный

Хорошо у воды на природе. Травка зеленеет, солнышко блестит, птички поют, мелочь всякая вьется и жизни радуется. На теплом песочке резвятся малыши под бдительным присмотром скучающих в одиночестве молодых мамаш, рядом играют в волейбол веселые подростки. А на противоположном берегу темнеет густой лес, откуда легкий ветерок доносит аромат шашлыка, который готовит собравшаяся на пикник веселая компания утомленных за неделю пролетариев. Каждый год, как только установятся погожие деньки, среди культурно отдыхающих сограждан появляется одна и та же неразлучная парочка. Говорит, почти не останавливаясь, жилистый и подвижный мужчина в летах, лысый и нервный. Более молодой, что пошире и повыше, спокойный и добродушный, в основном помалкивает, сидя с книжкой в руках.

Они встретились здесь очень давно и за это время успели хорошо узнать друг друга, переговорив не по разу, кажется, обо всем на свете. Много чего произошло за более чем тридцать лет и с ними, и с их страной, но темы для беседы находятся, поскольку каждый день подбрасывает их пачками, даря поводы для жесткой критики. Начинает, как правило, старший, услышав по радио про пенсии, цены, законы или иную любопытную новость. Ему вообще мало что нравится по жизни, кроме хорошего коньяка и шампанского, а беспокойный характер находит удовлетворение только в постоянных конфликтах. Бедного и несчастного инвалида-пенсионера норовят обидеть, объегорить и обобрать все, от продавщицы в супермаркете и ворюг-чиновников в ЖКО, до Мирового Правительства и главы Центробанка РФ.

Службу в конторе он бросил еще в начале 90х и числился спасателем в столичном открытом бассейне, пока не тяпнул «кондратий» от перегрева на пляже. Но медики его откачали, прокололи и вытянули, отправив на минимальное пособие. Закончив принимать антидепрессанты, страдалец бросил всю свою накопившуюся энергию на борьбу с отдельными, еще имеющимися у нас социальными недостатками, типа контрафакта в магазинах и мусора на улице. Бедолаге не лень в поисках скидок и спецпредложений обежать чуть ли не весь городок. Его помнят и побаиваются в мэрии,  администрации больницы и собеса, не связываясь с надоедливым сутяжником.  Сам он тоже знает всех, от заведующего кладбищем до «смотрящего» за криминалом, при случае этим с удовольствием пользуясь или бравируя.

 Старший сердится на хамов-соседей, бездарных политиков, высокие цены и огромные платежки, но при этом лет 25 живет на проценты от денег, вложенных в различные банки. Работая в системе советского Внешторга, он сумел еще в 80-е годы скопить серьезные средства, спекулируя приобретенным за инвалютные чеки в магазинах Березка дефицитом – радиэлектроникой, бытовой техникой, одеждой и спорттоварами. Он потерял немало на аферах 90-х во всевозможных МММ, Чарах и Властелинах, однако и сейчас тщательно выбирает наиболее завлекательные и рискованные предложения. Главными его заботами теперь стали отслеживание курса доллара, перенос накоплений со счета на счет и получение компенсаций за вклады в банкроты. Ездит в области эконом по социальной карте, возмущаясь отсутствием льгот в столице.

Второй участник дуэта больше поддакивает и улыбается, не спеша вступать в безнадежный спор, хотя читал излагаемое старшим в интернете, в котором сидит и общается все остальное свободное и рабочее время так, что зачастую сипнет от переговоров по Скайпу. Да он и сам в целом разделяет скепсис насчет происходящего, но предпочитает не изливать раздражение в воздух, а думать о решении назревших в обществе и государстве проблемах, выкладывая свои идеи в сети. Получая там сполна андреналина и негатива от своих виртуальных оппонентов, младший не видит смысла делиться этим с окружающими в реале, имея узкий круг старых проверенных друзей, которых ценит и бережет, несмотря на их недостатки. Молчальник хорошо уяснил, что мало кто любит слышать правду-матку в лицо, особенно, дамы.

Живя обычно от зарплаты до зарплаты, он радушно принимает гостей, всегда имея, чем их угостить, даже если они приходят без звонка и с пустыми руками. Не обижаясь на жизнь и стесненные обстоятельства, мужчина радуется хорошим фильмам, крыше над головой и прохладе пруда в жаркий день. Когда его старший товарищ начинает кипятиться от засилья понаехавших южан, матерящихся алкоголиков или кричащих детей, он прикрывается солнцезащитными очками и глубже вставляет наушники, наслаждаясь популярной западной музыкой и не страдая патологическим патриотизмом. Философ уже понял, что жизнь полосата, и если сейчас хреново, то можно надеяться на лучшее, а если все хорошо, пора готовить соломку на будущее. Младший тоже немало чего повидал и не обижается на удары судьбы.

Не имея практичности и жесткой хватки старшего, он не слишком преуспел ни на ниве бизнеса, ни в личной жизни. Являясь по натуре больше наблюдателем и аналитиком, он не обрел больших материальных благ, но получил немалый и разнообразный жизненный опыт, успев поработать дворником, сторожем, грузчиком, инженером, вожатым, диск-жокеем, художником, фотографом, торговым агентом и так далее.

Почти добившись искомого, он мог зачастую отказаться от покорения близкой вершины, внезапно потеряв интерес к достигнутому такими трудами, потому что процесс ему был важнее результата. Потому его деловые и любовные предприятия заканчивались почти всегда без должного и заслуженного финала. Но виной тому были чаще не лень или широта эрудиции, а развитая интуиция, позволявшая заглянуть немного дальше.

Получив в 70е годы высшее образования, оба приятеля считают себя экспертами, компетентными в любых областях искусства, психологии, науки, литературы, налогов, технологий, бизнеса, государственного устройства и прочем. Они не имеют между собой идеологических противоречий и спорят лишь по отдельным деталям и персонам, но по каждому вопросу имеют свой личный взгляд, почерпнутый из чтения СМИ и просмотра ТВ. Это позволяет им ощущать себя значимыми и социально активными членами общества, хотя оба никогда не ходили ни на какие выборы и митинги, не состоя в партиях, глубоко презирая всех участников политической тусовки и считая их лишь дешевыми клоунами, ничего общего не имеющими с интересами народа и обслуживающими исключительно ворюг-бюрократов и олигархов.

Они делятся впечатлениями о прочитанном и просмотренном, рекомендуя интересное друг другу. Предпочитая альтернативные взгляды на нашу недавнюю историю из независимых источников, обмениваются любопытной информацией или предлагая для прочтения. Дружно ругают отечественную эстраду и зарубежную попсу, однако смотрят унылое Евровидение, чтобы оказаться в курсе происходящего и иметь собственное мнение о современных исполнителях, которые и рядом не стоят с блиставшими там раньше, во времена их молодости, настоящими звездами. Обоих раздражают певцы, похожие на андрогинов, и женщины, похожие на проституток. Но если один сразу же высказывает свое неприятие по любому случаю, то другой не спешит с оценками, накапливая мысли и эмоции для сети.

С политики и экономики разговор неизменно переходит на женщин. Тут у каждого свой богатый опыт, которым старший делится постоянно и щедро, близко зная, похоже, чуть ли не каждую жительницу старше 20 лет. Он и в самом деле легко сходится с дамами любого возраста, рассказав пару дежурных анекдотов и комплиментов. Запросто и везде знакомясь, ловелас производит благоприятное впечатление своей активностью и не потерявшей былую форму фигурой пловца. Он ни разу не был женат и жил до последнего со своей престарелой матушкой. Где-то в Питере ходок имеет взрослого сына, которого никогда не пытался увидеть и чем-то помочь. Он убежден, что женщины должны быть счастливы лишь его вниманием и обязаны о нем заботиться, не претендуя на финансы и доставшуюся в наследство двушку.

Младший не стремится распространяться о своих отношениях, благо они все происходили на виду у приятеля. Он вырастил и воспитал двух дочек от второго брака, перетянув к себе и дав столичное образование сыну от первого. Стремясь к семейному благополучию, заботливый папаша без колебаний тратил на близких людей свои наличные ресурсы, получая радость только оставаясь им полезным и необходимым. К сожалению, бывшие супруги оказались не способны оценить его усилия и затраты, а другим женщинам мужчина оказался не в состоянии обеспечить необходимый уровень комфорта и благополучия взамен любви и верности. Потраченное в тяжких трудах лихих 90х годов здоровье существенно ограничило его подвижность, амбиции, привлекательность для дам и перспективы по устройству личной жизни.

Они никогда не вели никаких совместных коммерческих дел между собой, им нечего было делить, даже женщин, а потому не было поводов для ссор. Младший всегда был готов помочь своему приятелю и делом, и советом, а тот  - принять помощь, не отказываясь от возможности занять денег, проехаться нахаляву по транспортной карточке, позвонить по телефону, сходить в сауну или распить бутылочку под хорошую закусь. Старший к себе обычно не звал, отговариваясь беспорядком, ремонтом или приехавшими родственниками, но когда серьезная проблема возникла у младшего, потратил немало времени и сил, регулярно забегая, помогая чем можно и принося продукты с лекарствами. Хоть и не забывал брать за все деньги согласно чеку. Никто из них никогда не забывал платить по счетам и отдавать долги сполна.

Тихо и хорошо у воды вечером, благостно пахнет черемухой. Не возмущает олимпийского спокойствия младшего даже рассказ о пикантных деталях, которыми делилась его супруга со старшим, нередко проводя время в обществе посторонних мужчин. Он и сам о многом знал раньше, не строя иллюзий о ее моральном облике и глубине чувств, но пытаясь сохранить видимость семьи ради детей. Нет более непохожих товарищей, и непонятно с первого взгляда, что их объединяет столько времени. А они-то друг друга никогда не обманывали и не подводили. Один говорит, другой – слушает. Вспоминают прошлое, общих знакомых, ушедших приятелей. Так и сидят они на пляже до тех пор, пока уходящее солнце не скроется за вершинами стоящего за прудом леса. Им спешить некуда, жизнь прошла, и дома их никто давно не ждет.