Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Женщина, отдавшая свой талант мужчине

Камилла Розали Клодель появилась на свет 8 декабря 1864 года в городке Фер, расположенном во французской провинции Шампань.

Ее отец, Луи-Проспер Клодель, был человеком состоятельным и уважаемым. Как и все его предки, он занимался недвижимостью и считался зажиточным буржуа. Мать, Луиза Серво, по характеру была женщиной смиренной и жила в своем замкнутом мире. где основная роль отводилась детям, появлявшимся на свет через каждые два года: сначала девочки - Камилла и Луиза, а затем сын Поль.

Самой послушной была Луиза, любимица матери, внимавшая всем ее наставлениям. Больше всего хлопот доставляла Камилла. Ее мало интересовало ведение хозяйства. Она проводила время в горделивом одиночестве, любуясь очертаниями отвесных скал на фоне неба, которые напоминали ей окаменевших великанов.

О, этот удивительный мир детских фантазий! Камилла делилась своими мыслями только с братом, который был очень близок ей по духу. И однажды доверила самое сокровенное: она чувствует, что избрана для чего-то высокого... Вот как вспоминал о своей обожаемой сестре Поль Клодель, ставший со временем дипломатом, поэтом, художником, академиком Франции: "Я так и вижу ее, эту задумчивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения".

Камилла обладала редкостным даром. Со всей пылкостью своей натуры она отдавалась всепоглощающей страсти ваянию. Как вошло в ее жизнь это искусство? Она настойчиво уговаривала мать, сестру, отца, брата позировать ей. С огромным усердием, поистине недетским, она переминала пальцами глину пристально вглядываясь в лица моделей. Ее руки скользили, двигались, и безликие куски гипса будто оживали. Кто и когда подтолкнул Камиллу Клодель, дочь состоятельных родителей, к столь неблагодарному, неприбыльному ремеслу?

Гениальность - это, наверное, то, что невозможно удержать в себе. Гениальность - это тот же талант, только яркий и взрывоопасный. Как свет самой яркой звезды из нескончаемой их россыпи во Вселенной.

До Родена

К семи годам родители определили Камиллу в школу Христианских Сестер, но из-за частых переездов отца учение девочке пришлось оставить. В дом взяли наставника, который с усердием принялся обучать всех троих детей премудростям классических наук: орфографии, арифметике, латыни.

Камилле науки давались легко. Читала она много, преимущественно античных авторов, к тому же, ей нравилось любоваться античными скульптурами.

В 1881 году Клодель-старший по делам службы переехал в Париж. Вскоре сюда перебралось и все семейство. Камилле только исполнилось семнадцать лет. А в этом возрасте, как известно, человека обуревают страстные и необузданные желания, он пытается делать первые, еще нетвердые, но настойчивые шаги к избранной цели.

Камилла стала посещать Академию Коларосси. Те, кому посчастливилось видеть работы девушки, не могли скрыть восхищения. Многие признавали ее дарование исключительным. Скульптурные фигурки Клодель казались импровизацией, заряженной энергией ее неспокойных пальцев. Они дышали оригинальностью, какой-то неожиданностью.

Из самых известных ранних работ - "Поль Клодель в 13 лет" (1881 г.) и "Старуха Элен" (1882 г.).

Ее первым наставником стал скульптор Альфред Буше. Именно он однажды привел 19-летнюю Камиллу Клодель в мастерскую известного парижского скульптора Огюста Родена.

С Роденом

Как замечательно сказала когда-то Джудит Клодель, писавшая о знаменитом мастере: "Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Камилла словно была создана для того, чтобы стать его подругой и ученицей. Она была молода, прелестна и талантлива..."

Первое, что поразило Родена, как только Камилла переступила порог его мастерской, - нет, не красота ее, а волнение, охватившее его. В ней было столько изящества, элегантности. "Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так описал ее великий художник. У него были возлюбленные, но это юное существо, вдвое моложе его, может, впервые по-настоящему пробудило в нем мужчину,

Они разглядывали друг друга, как два скульптора, способные оценить достоинство модели, которую предстояло лепить.

Огюст был средних лет, коренаст, очень энергичен. Кисти рук - большие, мощные, с гибкими пальцами, какие-то властные, словно наделенные от природы магической силой. Густые рыжие волосы, чуть тронутые сединой, рыжеватая борода, высокий покатый лоб, синие глаза. "Вы согласны убирать глину и гипс?" спросил он. Она кивнула: "Я готова делать все". Роден задумался: менее всего он мог представить, что его ученицей, помощницей станет женщина. Но откуда это волнение? И тут он понял: ему хотелось ее лепить.

Она стала приходить к нему каждый день. Подметала, убирала, месила глину, а он издали наблюдал за ней. Она не раз ловила на себе его взгляды. Ее молодость смущала его. Мучило одно желание - увидеть ее тело, но он не мог справиться с непривычным для него чувством робости.

Однажды она задержалась в его мастерской дольше обычного... Его руки касались ее шеи, груди, гладили плечи, скользили по талии, по обнаженным бедрам, коленям и ступням. Он вдыхал аромат ее кожи, ощущал, как пульсирует ее плоть. Ее тело было прекрасно - тело, достойное мрамора. Свет заливал мастерскую, соперничая с мерцанием догоравших свечей. Начинался рассвет...

Мастерская стала их приютом любви. Это был старинный особняк, затерявшийся в зарослях запущенного сада. Когдато здесь искала уединения одна из самых романтических пар, о которой знает история; тут творили свое искусство и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе.

Теперь здесь закипела новая страсть и зазвучали новые имена - Огюст Роден и Камилла Клодель. И вновь любовь и творчество, над которым и не властно время. Сколько прекрасных работ появилось благодаря ей, Камилле Клодель, проставившей мастера в его творениях. Ведь за каждым движением руки, что ощупывала ее тело, следовало прикосновение к камню, который вбирал в себя ее тепло, оживал под его руками.

Роден неистов, когда творит... Иногда Камилла замирает, боясь пошевелиться, иногда он заставляет ее ходить, сидеть, принимать различные позы, изучает игру света и тени на ее обнаженном теле. Долгие часы поиска... И появляются бессмертные шедевры: "Вечный кумир", "Данаида", "Сирены", "Поцелуй" (см. фото), "Мысль", "Аврора"...

"Яне хочу разбивать твою жизнь, - сказала ему однажды Камилла, - я хочу лишь вдохновлять тебя". Ей было двадцать лет, и каждую ночь они не уставали любить друг друга.

Одна - жена, другая - вдохновение

Любовь к учителю-чародею обожгла душу Камиллы. Она гордилась его похвалой. Еще при первой встрече Роден с изумлением обнаружил сходство в их скульптурах. Их волновало одно: не просто передать черты того или иного лица, а как бы выхватить самое потаенное, то, что скрывается за обыденной маской: мятеж, смирение, боль, радость, триумф... Роден все чаще стал доверять Камилле завершение своих работ.

Жизнь их могла бы показаться безоблачной, если бы не.... Вот уже двадцать лет Огюст Роден состоял в гражданском браке с Розой Бере, которая родила ему сына. Роза была простоватой, бесхитростной женщиной. Огюст не знакомил ее ни с кем из друзей, никогда не посвящал ее в свои дела и планы. Роза даже не догадывалась о его истинных доходах.

Но насторожило ее нечто иное: Огюст перестал ночевать дома, объясняя, что задерживается в мастерской до полуночи. Когда же он приходил, то ссылался на усталость и отодвигался к самому краю широкой кровати.

Невозможно скрыть то, что скрыть невозможно. О том, что в его жизни появилась Камилла, Роза вскоре узнала. Но это ничего не изменило. Роден по-прежнему жил на два дома. Одна женщина вела хозяйство и поддерживала тепло семейного очага. Он жалел ее. Другая была постоянно рядом, в мастерской. Он любил ее.

В те годы родился один из самых прекрасных его замыслов - "Вечная весна". Солнечный Адонис обнимает сверкающую нимфу, обвившуюся в животрепещущем изгибе вокруг тела своего любовника.

Это - гимн любви, воспетой Роденом. В исполненных чувственного томления фигурах - два реальных образа; скульптора и модели.

Он работал на износ: принимал множество частных заказов, ссорился с правительством из-за задержки государственных, требовавших непомерной отдачи сил и времени.

Первый, еще не осознанный протест вырвался у Камиллы. "Разве ты хоть раз сказал мне, что любишь?" - обронила она как-то. "Я леплю тебя, - ответил он. - Леплю как самую совершенную женщину Ты - все, что есть у меня". "Ты никогда не покинешь Розу - продолжала она. - Жалость подчас сильнее любви".

Они ссорились днем, затем следовали ночи любви, полные слез и примирений. И все оставалось по-прежнему.

О чем думала Роза? Она, как женщина, никогда не витавшая в облаках, размышляла с житейской мудростью, что уж лучше ей сохранить хоть малейшие права на Родена, нежели потерять его совсем. В этом была ее правда жизни, Жизни, которая уходила.

Так каждая из них по-своему "воевала" за ночь, проведенную с ним под одной крышей.

Прощание

Она лежала, уткнувшись лицом в стену. Не плакала. Не хотела говорить. Как в прострации. Несколько дней назад с ней случился нервный припадок, который уложил ее в постель. Больше десяти лет она работала на износ, помогая ему. Он добился признания, славы. А она? За все эти годы ей так и не удалось выставить ни одной собственной скульптуры.

Он решил увезти ее подальше от Парижа. Она должна была отдохнуть, набраться сил. Запоздалый медовый месяц... Целыми днями они бродили по окрестностям, обедали в небольших уютных ресторанах, рассматривали готические башенки, скульптурные фигурки, украшавшие балконы. Ощущение счастья было всепоглощающим. Она поверила, что нужна ему Но когда через месяц они вернулись, ее вновь постигло разочарование.

Ей было уже за тридцать. Когда-то она была молода и жила надеждой. В молодости многие живут ожиданием, мечтой. Но с возрастом хочется определенности. Кто она? Не жена, не любовница, не содержанка, даже не скульптор. Ведь по меркам того времени дочь добропорядочных буржуа, находясь рядом с человеком вдвое старше себя, уже тем самым бросала открытый вызов обществу.

"Я ухожу", - сказала Камилла. Она стояла, распахнув входную дверь. Каждый чувствовал собственное бессилие, но изменить что-либо не мог.

"Если я останусь с ним - это убьет меня", - думала Камилла. Но убьет ее именно то, что она останется без него... Если бы она знала!

Роден был потрясен. В голову лезли какие-то мысли. Он словно видел ее впервые, как тогда, когда она переступила попорог его мастерской. Сколько лет прошло с тех пор? Он даже не считал. Ему почти шестьдесят. У него кружится голова. В глубине души он еще надеялся, что она вернется.

Она не вернулась. Кто был виноват в том, что они расстались? Роден лишь отчасти чувствовал свою вину. Ведь он делал все, что мог. Разве он не писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось ее творчество? Разве не выдвигал ее работы в Национальное общество искусств? Разве не знакомил с известными во Франции людьми - Доде, Годе, Гонкурами, Моне, Ренуаром... Выходит, Камилле, несколько амбициозной, просто не хватило терпения? Вот строки из его письма тех лет, которые, увы, стали пророчеством:"...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни..."

В его душе - боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придется пережить подобного взлета. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Он поехал в Медон, где жила Роза. Встречать свою старость.

После Родена

Она жила одна, затворницей, в доме на бульваре Итали. Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель - кровать и стул. Она похудела, в волосах появилась первая седина, черты лица. заострились. Работы ее продавались плохо. Да и какие возможности стать "покупаемым скульптором" у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Родену понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено ее труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!.

Первые годы после их разрыва она еще лепила. Иногда отправлялась на прогулку, разглядывала прохожих, а затем делала наброски - в ней все еще жила "роденовская" страсть наблюдать всё в движении.

Она отказывалась от помощи, которую поначалу предлагал ей Огюст. В такие минуты у нее начиналась истерика:

"Я должна вырваться из-под его власти", - твердила она.

Сохранились строки ее письма: "...Я - Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую "награду"? Никогда ни гроша. Быть лишенной всего, что делает жизнь счастливой".

От недостатка сил, от отчаяния ее рассудок все больше затягивала мутная пелена. Единственный ее друг, брат Поль, находился за пределами Европы, в Китае.

Творческий огонь в Камилле постепенно угасал. Не успев закончить работу, она туг же разбивала начатую фигурку Таких осколков с каждым днем становилось все больше. Вскоре они покрыли собой весь пол. Повсюду царил хаос. Ее подавленность, обреченность невольно передавалась вещам, которые покрывались паутиной. Камилла не открывала ставень и редко выходила из дому. Во всех своих муках она винила того, кого, может быть, не переставала любить. Вскоре здоровье ее настолько пошатнулось, что родные вынуждены были определить ее в приют для умалишенных.

Расставшись, каждый из них потерял себя. У него все чаще кружилась голова. Тоска усугубляла физическое недомогание.

Он старался лепить ее по памяти. Глаза густой синевы, брови, линию рта... Но прошлое оставалось прошлым и неохотно уступало место настоящему. Однажды, во время работы, он вдруг потерял сознание.

...Роза Бере дождалась, наконец, своего часа: 29 января 1917 года состоялась церемония бракосочетания. Отныне она была признана законной женой Огюста Родена. Через две недели она умерла. От простуды. В ноябре того же года не стало и Родена. Ему было 77 лет.

Запоздалое признание

Камилла Клодель пережила всех. Она провела тридцать лет в стенах психиатрической клиники на юге Франции, в Мондеверге, и умерла там же в октябре 1943 года, в возрасте 79 лет. О последних годах ее жизни известно немного: в период "затворничества" она была молчалива и апатична. Она уже не лепила. "У мадемуазель Клодель, - как было записано в официальном заключении, - к моменту кончины не обнаружилось ни личной одежды, ни ценных бумаг".

...Пора счастья рождает прекрасное творчество, разлука дает жизнь своим образам, полным драматизма. Каждый художник всегда пишет, рисует или лепит свою судьбу. Наверное, так делала это и Камилла Клодель в своих работах "Вальс"(см. фото), "Шакунтала", "Флейтистка", "Болтушки", "Забвение", "Зрелый возраст", "Глубокая задумчивость", "Персей и Горгона", "Мольба", "Ниобида"... В ее искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.

Теперь у входа в музей, где экспонируются ее работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано ее руками, ее сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.

Источник: www.podruga.net
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (18)

svet tou

комментирует материал 11.02.2013 #

Красиво написано, и история, достойная того, чтобы ее описать

no avatar
Осень .

отвечает svet tou на комментарий 11.02.2013 #

Да... Мне девушку жалко... Мужчины всегда кричат. что среди женщин талантов нет, при этом отбирая любую возможность развиваться или быть признанной. :(

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 11.02.2013 #

У меня жалости не вызвал никто в этой истории, наоборот, было чувство, что там был взрыв энергии, который воплотился, как воплотился... А муза, ну, как смогла, слаба оказалась. Нафига побила то, что вместе с вдохновением творила? Счас можно было бы больше ее вещиц наблюдать, а так вот бабская истреичность, к чему привела... Детей не рожала, хозяйства большого не вела, а что после смерти интерес к ее творчеству появился, так это обычное дело, хоть и у мужчин

no avatar
Осень .

отвечает svet tou на комментарий 11.02.2013 #

Ну, я бы не сказала, что это бабская истеричность... Гоголь вон тоже посжигал свои произведения, разве он баба?
Просто некоторые люди очень ранимы. А другие этим пользуются...

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 11.02.2013 #

)))) Ладно согласна, что не истеричная, что как Гоголь, только кто ж Гоголем и Камилой в этих случаях побивания-сжигания попользовался? Великие ненормальные, это да, удобства в них мало и японистости )))

no avatar
Осень .

отвечает svet tou на комментарий 11.02.2013 #

Ну, в случае Камиллы - Роден. В случае Гоголя, наверно, тоже что-то или кто-то был, кто довел его до маленького самоуничтожения... :(
В моей жизни тоже были подобные моменты, когда сжигается или уничтожается все, что напоминало о прошлом.

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 11.02.2013 #

Хм, а разве там не свободный выбор свободных людей? Они оба поднялись на сколько сумели над принятыми нормами. Если был факт секса между ними, жаль, что не произошло рождение новой жизни. Бесплодна ли Камила, или они так оба решили, предохранялись... Но будь у нее малыш от любимого мужчины, она была бы более занята душой, мозгами, руками... и глядишь, может, меньше бы поломала своих поделок, и что-то еще сделала под влиянием наличия малыша. Я от картин с детками Серебряковой просто таю, их ровесница кстати тоже ведь, из русских интеллигентских эмигрантских кругов правда.

no avatar
Осень .

отвечает svet tou на комментарий 11.02.2013 #

Не... иметь любовницу тогда считалось, круто для мужчин, но не очень хорошо для репутации женщины. Но, тем не менее, все делали вид, что никто ничего не знает... Но рождение незаконного ребенка резко все меняло: даже сильной женщине Милеве Марич пришлось избавиться от собственного ребенка, хоть впоследствии он и вшла замуж за его отца... :(
Вполне вероятно, было бы лучше, имей она малыша. Но, возможно, семья держала её под контролем...

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 11.02.2013 #

Какие то нестыковочки. Роза то соперница тоже стала женой лишь после ухода Камилы окончательно. Насчет контроля семьи как то совсем мало похоже, что кто-то следил за поведением Камилы... Не хватило им пороху, никто не виноват. Или можно винить время, нравы... мораль де такая была, а она мораль от людей ограничения, а есть Бог, у которого нет границ, ибо он ЛЮБОВЬ, но они смертные люди, бог то их позвал, но путы людской морали не дали... Как то так идут мои рассуждения. Ну не нравится мне мужчин обвинять )))

no avatar
Осень .

отвечает svet tou на комментарий 11.02.2013 #

Не... тут история вся не очень хорошо рассказана, достаточно кратко... На самом деле, конечно, от Розы беды бы никакой не было. Она и сама женой стала всего на один день: после того, как они поженились, она умерла сразу.
Просто люди в те времена такие вещи, как незаконный ребенок простить не могли. И, я думаю, карьера Родена, не состоялась бы. Ну, и тем более карьера Камилы. И дитю вообще было бы очень плохо...

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 12.02.2013 #

Люди всегда находят чего б не простить )))
А у русских давний афоризм
"на каждый роток не накинешь платок"
"собака лает, ветер носит"
И кто смел, то и съел, тот и дитя родил, и по жизни прошел, след светлый оставил, и потомство...

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 12.02.2013 #

Все правильно, Милева и ее малыш пострадали из-за людских (условно принятых в тот момент в том месте) прибабахов. И так не раз бывало. Детей делают сиротами, дети случайно становятся сиротами, но это ли повод не рожать детей от любимых мужчин? Амок у Цвейга описывает случай, когда женщина вытравила варварским способом незаконное дитя, убив и его и себя. Трагедия... Много чего бывало. А бывало, что рожали от любимых, а растили с мужьями, которые бесплодные... Ой да жизнь богата наворотами. Мне семья тоже повелела - дауненок в доме жить не должен...

no avatar
svet tou

отвечает Осень . на комментарий 12.02.2013 #

Это не простое решение, если рождается неполноценный ребенок, то трудно решить все одной, хочется знать, что ты не один, что есть семья и друзья, которые примут тебя и с таким вот малышом... А.. забей... или если интересно, посмотри Записки Даунёнка ))) Но я для себя уже поняла, что это интересно только таким же ударенным родителям ))) Кого не коснулось, те стоят на той же позиции, что и я была ДО - держаться подальше от темы, от людей с этой бедой, авось эта чаша да минует меня )))

no avatar
Осень .

отвечает svet tou на комментарий 12.02.2013 #

Держись. :) Ты выдержишь. Все будет хорошо.
Я ж тебе писала про японскую девочку-дауненка, которая даже Институт закончила. А там очень сложно поступить: даже нормальные дети готовятся очень долго с репетиторами.

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland