Социалка

На модерации Отложенный Словарь модных слов

«Ни одна важная поправка в бюджет не включена, и «социалка», а также помощь реальному сектору экономики остаются на крайне низком уровне», – читаем в новостях. А вот еще на ту же тему, причем жаргонное словцо уже пишут без кавычек: «Оппозиция безуспешно бодалась с «Единой Россией» за социалку».

Русский язык не виноват, он в данном случае – зеркало жизни. В презренную «социалку» выродилось у нас то, что на языке экономики, социологии и ответственной политики именуется социальной сферой. Образование, культура, здравоохранение, поддержка многодетных семей, стариков, инвалидов и многое другое. Почему мы прицепили к серьезному и жизненно важному понятию такой же пренебрежительный суффикс, как к какой-нибудь «сувенирке» (то есть практически бесполезной рекламной продукции, на которую бездарно тратятся большие средства)?

Обратимся к народной молве, к сетевым дебатам. Вот некто, скрывшийся под ником «Прохожий», вопрошает: «Социалка - это кормить старую нищету, чтоб они молодым мешали?». К чести наших сограждан, такая провокация тут же получает достойный отпор: «Социалка - это возврат того, что, когда старики были молодыми, государство у них заняло». «Социалка кормит и молодых, если они, не дай бог, заболеют или попадут в беду». «Социалка - это не только пенсионеры по старости, но и по инвалидности, а также детские дома». А кто-то даже именует фашизмом логику анонимного «Прохожего».

Не фашизмом бы я это назвал, а русским слово «шигалёвщина». Есть такое, с маленькой буквы и через «ё». Вошло оно, например, в новейшее издание Орфографического словаря под редакцией В.В. Лопатина – потому как актуально. В романе Ф.М. Достоевского «Бесы» персонаж по фамилии Шигалёв отстаивает следующий социальный проект: «Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать».

После всех социальных катаклизмов и экономических экспериментов мы и получили ситуацию, когда свободой личности располагает часть населения, составляющая никак не больше одной десятой: властные структуры, высшее чиновничество, скованный с ними одной цепью крупный бизнес да обслуживающий богатеев всех мастей шоу-бизнес. Остальным девяти десятым оставлена возможность работать за гроши и постепенно обращаться в бесправное стадо.

Другой герой «Бесов» - Петр Верховенский, понимал, что для реализации шигалёвщины нужна определенная стратегия в области культуры: «Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов». Поздравим Петра Степановича: его программа в наши дни вполне востребована. А с недоистребленными интеллигентами, продолжающим на голом энтузиазме сеять разумное-доброе-вечное, власть, демонстрируя свое «безграничное право», разговаривает по принципу: если ты такой умный, то почему ты такой бедный?

Как говорится, строили, строили и построили. От «развитого социализма» - к недоразвитому капитализму с нечеловеческим лицом и брезгливым словечком «социалка» на циничных устах…

Есть, впрочем, у слова «социалка» еще одно значение – социальная реклама. Явление у нас сравнительно новое. Это когда не товары рекламируют, а несут народу вечные истины и дают практические советы: «До дома 60 км/ч, до морга 160 км/ч», «Скажи наркотикам: нет», «Стань донором сегодня», «Мир в семье начинается с тебя» и т.п. Броские плакаты, радиопризывы, видеоклипы… Вреда от этого, конечно, нет, насчет реальной пользы – судить не берусь. Такая «социалка», по крайней мере, дает возможность подзаработать ее изготовителям и, стало быть, повышает жизненный уровень их семей.

Ну, и третье значение. В интернете «социалками» все чаще называют «социальные сети», social networks. И тут такое непафосное слово, по-моему, вполне уместно, тем более, что сетевой мир – среда по преимуществу молодежная. Может быть, виртуальные «социалки» создадут новое общественное сознание, помогут столкнуть с места воз неразрешимых социальных проблем.