О национальной идее

Перо нашло мозоль… к покою нет возврата: перевод сохранившегося наследия (18 трагедий) Еврипида с приложенным академическим корпусом комментариев. Переводы из Горация, Вакхилида, Гете, Гейне, Бодлера, Верлена, Рембо, Анри Ренье, Сюлли-Прюдома, Лонгфелло, Малларме, Тристана Корбьера, Франсиса Жамма, Мистраля, Леконт-Де-Лиля…

Дополнил Еврипида, сочинив в его манере и на сюжеты утерянных его трагедий четыре пьесы, в том числе не сходившую с театральных подмостков вакхическую драму «Фамира-кифаред».

На протяжении всего творческого пути сонм литературоведческих и критических статей, научных рецензий. Четыре прижизненных, как нынче выражаются — «культовых» поэтических сборника, без которых «не было бы» ни Пастернака, ни Ахматовой, не Георгия Иванова — тридцать лет упорного, каторжного труда, и всё это без отрыва от педагогической деятельности, в частности — обучения школяров древним языкам и русской словесности, и одновременного руководства рядом прославленных учебных заведений… — Иннокентий Фёдорович Анненский: одна короткая жизнь и неисчётное, по сей день недооценённое наследие.

"Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!.."

***

Вот уже четверть века по самые брыли погрузившаяся в болото обскурантизма ельцино-путинская шушера с примкнувшими смотрящими от окрестных новообразований клятвенно заверяют: «Днями определимся, предоставим в лучшем виде Национальную идею, неубиваемую, верную, на века…» — Иннокентий Фёдорович, опираясь на опыт предыдущих поколений и следуя завету великого Петра сделал это ещё 118 лет назад:

РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЁННАЯ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ 2 ИЮЛЯ 1899 ГОДА

Говоря здесь от лица ваших наставников, я не могу не сознаться, что и мои чувствования в настоящую минуту смутны.

Я радуюсь вашим успехам, горжусь новым результатом труда моих сотоварищей и вместе с тем испытываю некоторый страх, выпуская вас из-под опеки.

Откуда этот страх? Я боюсь не за то, что вы мало знаете и недостаточно приучены к труду. Я вполне уверен, что вы будете дорожить тем правом продолжать свое образование, которое сегодня за вами укрепляется: недаром же вы столько работали для получения этого права, недаром столько трудились, недаром, наконец, вы уносите отсюда часть нервной и мозговой силы которую ваши наставники вложили в трудное, медленное и ответственное дело вашего развития.

Может быть, некоторые из вас выбрали свою будущую специальность ощупью и потеряют годы на исправление ошибки, - этого я тоже для вас не боюсь, потому что ошибка случайная и поправимая не есть еще зло. Я боюсь, что прервется та нравственная работа над самопознанием и самоопределением, которая началась для вас, по крайней мере, для многих из вас, в гимназии под влиянием великих книг классического мира.

Мы старались вложить в ваши сердца только зерна самоопределения и будем счастливы, если в вашей дальнейшей жизни совершится их произрастание. Признаками этого серьезного процесса должна быть осторожность ваших суждений, желание властвовать не над другими, а над самим собой, контроль над собственным душевным миром, причем вы должны чуждаться решительных, категорических и безоглядных определений. Желаю еще раз и от всего сердца, чтобы каждый из вас нашел в жизни любимый, захватывающий его труд, не оставлял при этом никогда работы над самопроверкою и самосовершенствованием на почве высших духовных стремлений…

77
1626
25