Правовые стороны Карабахского конфликта

Правовые стороны конфликта

После входа Великобританских войск в Баку в 1918-м году Генерал В.Томсон, представляющий Союзные Государства признал нахождение Зангезурской области и Нагорного Карабаха под контролем Азербайджана. Также, Томсон подтвердил назначение Правительством Азербайджана Хосрова Султанова губернатором в Карабахскую генеральную губернию, включающую и эти два региона Азербайджана. В 191-м году армянская ассамблея Нагорного Карабаха официально признает Правительство Азербайджана. В 1918-1920-х года Азербайджанская Республика уже имела дипломатические отношения с рядом стран. С некоторыми из этих стран на основе двусторонних отношений были подписаны соглашения, 16 государств открыли свои представительства в Баку. 12-го января 1920-го года на Парижской Мирной Конференции Верховный Совет Союзных Государств признал независимость Азербайджана де-факто. 
 
1-го ноября 1920-го года глава Азербайджанской коллегии обращается к Главному секретарю Сообщества Наций с письмом, в котором выражает просьбу огласить  на Ассамблее Сообщества заявление Азербайджана по поводу принятия Азербайджанской Республики в действительные члены Сообщества. Главный секретарь в меморандуме от 24-го ноября 1920-го года отметил, что мандат коллегии Азербайджана на Парижской Мирной Конференции будет выдаваться правительством Азербайджана правящим до апреля 1920-го года. Несмотря на это, особое внимание в Меморандуме было уделено тому факту, что на момент обращения Азербайджана и (1-е ноября 1920-го года) и выхода в печать Меморандума (24-е ноября 1920-го года) правительство выдавшее мандат коллегии Азербайджана де-факто не существовало. Далее в Меморандуме указывалось то, что это правительство контролирует всю территорию страны. В таком контексте, основной частью в указанном Меморандуме Главного секретаря Сообщества Наций является раздел «Правовых суждений». В этом разделе наравне с требованием полного самоуправления к государствам, делается напоминание условий к первой статье устава Сообщества Наций связанной с принятием новых членов в Учреждение. 
Соответствующие документы Сообщества Наций полностью отрицают наличие какой либо связи между отказом принятия Армении в действительные члены Сообщества Наций и непризнанием власти Азербайджана над Нагорным Карабахом и претензиями на территории с якобы армянским населением. Неоспорим тот факт, что государство, чья весомая часть на момент осмотра территорий Сообществом Наций находится под оккупацией, а  предоставившее территории правительство свергнуто, на основе требований 1-й статьи устава Сообщества Наций не могло быть рассмотрено как субъект обладающий возможностями полного самоуправления. Именно эти условия помешали Азербайджану стать действительным членом Сообщества Наций. В то же время Сообщество Наций не признавало Армению как государство ввиду отсутствия ясных и признанных границ, а также статуса и конституции. В результате, 16-го декабря 1920-го года прошении Армении о вступлении в Сообщество Наций было отклонено. 
 
Нагорный Карабах в составе Азербайджанской ССР.
Наравне с вышеуказанными фактами о признании Союзными Государствами Нагорного Карабаха территорией контролируемой Азербайджаном, оспариваемый Арменией тезис о не нахождении Карабаха под юрисдикцией Суверенного Азербайджана и территориальные претензии Армении к Азербайджану на момент объединения с Советским Союзом были несколько раз отвергнуты решением рассматривающего этот вопрос Центральным Комитетом Кавказского Бюро КПР и на заседании, проведенном 5-го июля 1921-го года, был вынесен указ об Оставлении Нагорного Карабаха в Составе Азербайджанской ССР. Одновременно Азербайджану было предложено выдать Нагорному Карабаху высокую автономию. 13-го октября 1921-го года в городе Карсе при участии РСФСР, было подписано трехстороннее дружеское соглашение между Турцией с одной стороны, и Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской ССР с другой.  В 5-м пункте соглашения Правительства Турции, Азербайджана и Армении выразили согласие на «..Создание Нахичеванской области как автономная территория под контролем Азербайджана». 
13-го декабря 1922-го года была учреждена Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР), конституция которой в очередной раз признала Нахичеванскую Республику как автономную область в составе Азербайджана. Согласно этой конституции положение автономных республик областей (Абхазия,  Аджария, Южная Осетия) оставалось неизменным. В Карском соглашении, как и в Конституции СССР не найдено ни одного примечания относительно Нагорной части Карабаха, так как эта область считалась неотъемлемой частью Азербайджана. На следующий день после принятия первой конституции СССР, т.е. 7-го июля 1923-го года Центральный Исполнительный Комитет Азербайджанской ССР опубликовал указ «О создании Нагорно-Карабахской Автономной Области».
Статус Нагорного Карабаха как автономной области в составе Азербайджанской ССР был закреплен Конституцией СССР 1936-1977-х годов. Юридическое положение НКАО определялось законом «Нагорно-Карабахской Автономной Области» принятым Верховным Советом Азербайджанской ССР, согласно Конституциям СССР и Азербайджанской ССР. 
 
Согласно 78-й статьи Конституции СССР граница союзной республики могла быть изменена исключительно с согласия самой республики.  Границы союзных республик могли быть изменены с обоюдного согласия республик и после подтверждения СССР. Эта статья нашла свое подтверждение в Конституциях Армянской и Азербайджанской ССР. В 80-х годах прошлого века Верховный Совет СССР и его Президиум несколько раз обсуждали ситуацию сложившуюся в результате Нагорно-Карабахского кризиса и связанную с принятием решений выходящих за рамки законодательства СССР о выходе НКАО из состава Азербайджанской ССР и присоединении в состав Армянской ССР. В решениях принятых верховным органом государственной власти бывшего СССР однозначно говорилось о невозможности изменения национально-географических разделений закрепленных Конституциями Азербайджанской  и Армянской ССР. 
Таким образом, начатый 20-го февраля 1988-го года выход из состава Азербайджанской ССР Нагорного Карабаха в пользу Армянской ССР являлось открытым нарушением Конституции СССР и не имело никакого правового результата. Попытка армянской стороны 2-го сентября 1991-го года придать юридическую правоту отделению Нагорного Карабаха  в очередной раз косвенным путем подтверждает правоту вышесказанного. В отличии от всех предыдущих решений, провозглашение «Нагорно-Карабахской Республики» было обосновано законом СССР от 3-го апреля 1990-го года «О Правилах разрешения вопросов о выходе союзных республик из состава СССР». Прежде всего, следует отметить, что целью этого закона являлось регулирование взаимных отношений при помощи создания определенной процедуры, которой следует придерживаться в случае выхода союзных республик из состава СССР. Выход союзной республики из состава СССР мог быть осуществлен после свободного изъявления воли населения союзной республики путем проведения референдума. Решение о проведении такого референдума принималось Верховным Советом союзной республики. Одновременно в законе указывалось, что проведение референдума в союзной республике, в составе которой находились автономные республики, области или регионы могло быть осуществлено путем проведения отдельного референдума для каждой автономности. Народам таких автономий давалось право самостоятельного решения вопроса о пребывании в составе СССР или союзной республики, и поднятия вопроса об определении собственного государственно-юридического статуса. 
Следует отметить, что союзная республика могла быть рассмотрена как вышедшая из состава СССР исключительно после прохождения сложной и многоуровневой процедуры и принятия соответствующего решения Съездом народных депутатов СССР. Но этот закон не был применен до аннулирования статуса СССР как правового субъекта и соответственно не имел никакого правового результата. Ни одна союзная республика, в том числе Армения и Азербайджан не воспользовались предусмотренной законом процедурой выхода из СССР. 
До того момента (и после него) как Азербайджанская Республика провозгласила свою независимость и была признана международным сообществом территория НКАО Азербайджанской ССР оставалась неотъемлемой частью Азербайджана. 
 
После развала СССР международная правовая доктрина uti possidetis juris учредила основу международной, региональной и национальной легитимизации границ государств ранней независимости. Согласно доктрине uti possidetis juris с момента обретения независимости  Азербайджанской Республикой административная граница Азербайджанской ССР, в которую входит и НКАО, считается международной границей Азербайджана и защищается международным правом. Отмеченная мысль нашла свое отражение в резолюциях Совета Безопасности ООН по Нагорно-Карабахскому конфликту. Что касается тезиса армянской стороны, о потере оснований на предъявление претензий Азербайджаном на границы советского периода, как наследника АДР существовавшей после провозглашения независимости в 1918-1920-х годах, то тут надо достаточно обратить внимание на XI статью Венской конференции «О правовом наследстве государств касательно соглашений», согласно которой «правовое наследство государств: а) не распространяется на границы определяемые соглашением… ». Другими словами, несмотря на непосредственное отношение к границам СССР определенным международными соглашениями подписанным СССР, это положение содержит в себе, фактически независимо от правового наследства, концептуальное международно-правовое отношение касательно сохранения существующих границ неизменными. Это значит, что смена суверенитета не имеет полномочий на смену границ постоянного характера.  

Источник: http://garabagh.net/content_171_ru.html

0
969
1