Выравнивание рядов в коллективном намазе

На модерации Отложенный
  1.  


Выравнивание рядов в групповой молитве занимает важное положение в Исламе:

Во-первых, выравнивание рядов - это одна из причин усовершенствования молитвы и пророк (мир ему и благословение Аллаха) придавал этому серьезное значение.

От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Выравнивайте свои ряды, ибо, поистине, выравнивание ряда является одним из признаков совершенства молитвы". аль-Бухари 723, Муслим 433.

Во-вторых, не выравнивание рядов строго запрещено, и это приводит к разногласиям. Ну’ман ибн Башир рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выравнивал наши ряды так тщательно, будто собирался проверять по ним прямоту стрел, делая это пока не убеждался, что мы понимали чего он от нас добивался. Однажды он вышел вперед, встал на место (имама) и был уже готов произнести слова “Аллах акбар”, как вдруг заметил, что грудь одного бедуина выступает из ряда, и сказал: “Рабы Аллаха, клянусь, вы непременно должны выравнивать свои ряды, иначе Аллах обязательно изменит ваши лица!” аль-Бухари 717, Муслим 436.

Абу Мас’уд рассказывал: "Обычно перед молитвой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) брал нас за плечи и говорил: “Выравнивайтесь и не нарушайте единообразия, иначе сердца ваши придут к расхождениям!” Муслим 432.

В этих хадисах содержится веление и строгое предостережение от того, чтобы не выравнивать ряды молящихся в молитве. Более того, имам аль-Мунауи говорил, что одной из причин появления первого разногласия среди сподвижников после пророка (мир ему и благословение Аллаха), было не выравнивание рядов!

Опираясь на эту основу и на то, что выравнивание рядов является уаджибом, некоторые шейхи говорили, что если нет возможности выровнять ряд кроме как посредством проведенной полоски или линии в мечети, то нет в этом проблем и это не является нововведением.

Спросили шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-‘Афифи о положении полоски проведенной в мечети, для выравнивания рядов, и он ответил: “Если люди не могут выровнять свои ряды, кроме как посредством этого, то нет в этом проблемы. Или если мечеть построена отклоненной от направления в сторону Каабы, и ряды правильно выстроить тяжело, кроме как посредством этих линий, то нет инша-Аллах в этом проблем”. См. “Фатауа уа расаиль аш-шейх ‘Абдур-Раззакъ аль-‘Афифи” 412.

Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе с шейхом Ибн Базом: "Каково постановление относительно полоски на земле или коврах в мечети, в случае если направление к Каабе немного отклонено, чтобы привести в порядок ряды?" Они ответили: "Нет в этом проблем.

И если они совершат молитву в таком положении и без линии, то это не проблема, поскольку небольшое отклонение от Каабы не вредит". См. "Фатауа аль-Ляджна" 6/315.

Также и шейх Ибн Усаймин в "Фатауа нурун аля ад-дарб", разъясняя положение и разницу между нововведениями, а также понятие нововведение в языковом смысле и в шариате, сказал: "И то, что люди внесли в наше время некоторые вещи для усовершенствования поклонения, мы не говорим что это нововведение! Например, микрофоны для усиления голоса. Этого не было при пророке (мир ему и благословение Аллаха), это появилось недавно, но в этом есть польза религиозная, так как до людей доводится о возглашении намаза, чтение Корана имамом и пятничная проповедь, произнесение уроков и лекций и т.п. Также к этому относится и проведение полосок в мечети для того, чтобы выровнять ряды, так как это всего лишь средство для достижения узаконенного положения. От людей не скрыто то, как часто имамы занимаются выравниванием рядов, и это часто приводит к трудностям, как если один вышел вперед, ему говорят: "Встать назад", или встанет назад, ему говорят: "Встань вперед", что приводит к усложнениям. Однако по милости Аллаха сейчас имам может сказать: "Выровняйте ряды по линии" и ряд становится прямым и ровным. да, такой поступок является нововведением со стороны этого поступка, однако это не является нововведением в шариате, поскольку это лишь средство для достижения требуемого деяния!"

Мнение шейха аль-Альбани, было строгим в этом вопросе. Просмотрел содержания его кассет «Сильсилятуль-худа уа-ннур» и нашел что во многих местах он порицает эти линии в мечетях и называет нововведением этого столетия, и говорит, что это не дозволено кроме как в том случае, если направление к Кибле отклонено. Об этом можно прослушать в кассетах № 150, 224, 480, 521, 642.

А шейх Салих аль-Фаузан не называл этот поступок нововведением, однако сказал что это является неестественностью и что так поступать не следует:

Что касается списка ученых, считавших что в этих полосках нет проблем, то он также пополнился и мнением шейха Ибн Джибрина, считавшего что в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа Ибн Джибрин” № 1917.

Кстати когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Что вы скажите в отношении того, кто говорит, что эти полоски и линии в мечетях, для выравнивания рядов является нововведением?» Шейх ответил: “Разве мы поклоняемся посредством этих полосок?! Или же это всего лишь средство для достижения того, что требуется?” См. “Шарх Сахих Муслим”, кассета № 5.


«Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).