Из мечети – в молельный дом


12 Янв, 2012 at 9:16 AM


КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ОТВОРАЧИВАЮТСЯ ОТ ИСЛАМА?
Для проповедников нетрадиционных христианских течений крымские мусульмане оказались почти такой же благодатной средой, как православные
Арсен Бекиров
В середине 1990‑х число крымчан, расставшихся с исламом, чтобы стать баптистом или «Свидетелем Иеговы» ограничивалось парой десятков, теперь счет идет на тысячи. Если тенденция сохранится, то через десять лет главными оппонентами крымского муфтията будут не ваххабиты и другие ортодоксальные мусульмане, а новообращенные христиане из числа крымских татар.

«Символы смерти»
Не найдя себя в религии предков, крымские татары переходят в другие течения. «У нас многие занялись духовными исканиями. Одни отрастили бороды до пупа, подались к салафитам, другие ходят на проповеди к адвентистам или “Свидетелям Иеговы”», – рассказывает мне родственница, живущая в Старом Крыму. Такое же можно услышать и в других регионах полуострова.
«Когда-то я был ревностным мусульманином. Библию в руки не брал – не то чтобы боялся, просто считал, что это не наша книга, а для русских», – рассказывает один из «выкрестов» – житель Красногвардейского района Назим К. Смена религии для него, как и для многих, совпала с чередой потрясений. Пять лет назад у Назима заболел младший сын. Жизнь ребенка была под угрозой. Врачи советовали родителям готовиться к худшему.
«Я тогда молил всевышнего помочь ребенку одолеть болезнь, и в какой-то момент мне показалось, что он меня не слышит», – с грустью вспоминает Назим.
«Свидетели Иеговы» и раньше предлагали ему почитать миссионерскую литературу, но Назим отмахивался. А оказавшись в безвыходной ситуации – согласился. Мальчик пошел на поправку, Назим с женой Эльмирой увидели в этом «знак свыше» – и без колебаний расстались с верой предков.
Родственники и друзья в первое время от них отвернулись. Семейные ссоры доходили до драк. Родители молодой семьи до сих пор не могут смириться с их решением: считают, что детям «промыли мозги» и «затащили в секту».
«Про секту – это сказки, – уверен Назим. – На наши собрания ходят не только славяне, но и армяне, азербайджанцы, корейцы. И татары, конечно. С каждым годом – все больше, мы на каждом конгрессе это замечаем».
За пять лет среди «Свидетелей Иеговы» мои собеседники насквозь пропитались убеждениями иеговистов.

Веру в троицу, поклонение распятию и существование ада супруги называют «поповскими сказками». Христианский крест и мусульманский полумесяц они отвергают, как «символы смерти, которыми усыпаны все кладбища». «Если бы Иисуса повесили, тогда что, христиане поклонялись бы виселице?» – иронизирует Эльмира.
Мусульманскому духовенству тоже достается. «Муллы – те же попы. Рассказывают нам, как нужно жить, но сами не трудятся следовать божьим заповедям», – говорит Назим.

Кто виноват?
В Духовном управлении мусульман Крыма (ДУМК) о печальной тенденции знают, но противопоставить ей ничего не могут. Горькая ирония в том, что крымские татары пронесли веру сквозь ужасы депортации и трудную жизнь на чужбине, а теперь, вернувшись на родную землю, оказались перед угрозой религиозной ассимиляции.
«Вот, полюбуйтесь – свидетели Иеговы уже переводят литературу на крымскотатарский язык», – замглавы ДУМК Айдер Исмаилов ставит на стол средних размеров картонную коробку и достает из нее фолианты: Библия, «Теврат» (Тора), «Инджиль» (Евангелие), календари, религиозные книги для детей. Все – на хорошей бумаге, с красочными иллюстрациями. Представителей мусульманского духовенства особенно возмущают уловки перевода. В текстах «Свидетелей Иеговы» почему-то отсутствует слово «Иегова» – вместо него пишут «Аллах». «Это подмена понятий», – негодует Исмаилов.
По его мнению, распространению нетрадиционных для Крыма религиозных течений способствует не в меру либеральное украинское законодательство. Кстати, с этим согласны и миссионеры тех же «Свидетелей Иеговы» – они признают, что «российским братьям живется труднее».
Муфтият пытается исправить ситуацию, ведя среди верующих разъяснительную работу, но эти действия нельзя назвать последовательными. Например, в сентябре 2009 года ДУМК принимает постановление, запрещающее проводить мусульманские религиозные обряды, произносить молитвы и нравоучения на каком-либо другом языке, кроме крымскотатарского. Но большинство молодых крымских татар, увы, недостаточно владеют родным языком. Следовательно, решение духовного управления лишает многих возможности разбираться в религиозных тонкостях. Свято место не бывает, и духовную нишу занимают христианские течения, проповеди которых зачастую более понятны, нежели слова имама. 

Источник: http://respublika-krim.livejournal.com/tag/%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B

3
321
1