Ислам в Крыму: течения и секты

На модерации Отложенный


8 Дек, 2011 at 8:58 AM


За двадцать лет на родной земле крымскотатарская община раскололась на несколько мусульманских движений 


автор: Арсен Бекиров 


Крымские татары в целом религиознее, чем славянское население полуострова – не менее трети 250-тысячного народа регулярно посещают мечети и соблюдают основные предписания ислама. Самая старая и многочисленная религиозная организация – ДУМК (Духовное управление мусульман Крыма). Она исповедует традиционное для крымских татар течение ислама – суннизм ханафитского толка. По данным Министерства культуры Крыма, в состав ДУМК входят 345 мусульманских общин – это раз в 10 больше, чем у ближайших конкурентов.
Несвойственные Крыму виды ислама появились на полуострове в течение 90-х годов прошлого столетия. Сейчас за души и кошельки верующих конкурируют, как минимум, три течения: миссионерскую деятельность ведут сторонники ваххабизма, хабашизма и организации Хизб-ут-Тахрир.
«У сектантов нет своих мечетей, они используют инфраструктуру ДУМК, – говорит заместитель главы муфтията Айдер Исмаилов. – Если они построят свою мечеть и повесят на ней табличку, что это храм ваххабитов или хизбов, то к ним придут два-три человека».
Но, пока приверженцы традиционного ислама успокаивают себя такими рассуждениями, популярность их конкурентов постепенно растет. Глава Крымского научного центра исламоведения Айдер Булатов считает, что рост популярности сект связан с падением авторитета ДУМК.
«Крымские татары видят, что через муфтият проходят немалые суммы денег, в том числе и спонсорской помощи. Некоторые не согласны с непрозрачными схемами распределения средств», – говорит Булатов.
 
Ваххабиты


 Число сторонников:  от 500 до 800 человек.
Первой в Крым проникла идеология ваххабизма. Как правило, «миссионерами» выступали жители арабских стран, приезжавшие в Крым как студенты или предприниматели. Сейчас позиции ваххабизма сильны в Бахчисарайском районе и в поселках компактного проживания крымских татар на окраинах Симферополя.
Особенности ваххабитов – это не только бороды а-ля Карл Маркс (хотя безбородые тоже встречаются) и закрывающие волосы хиджабы на женщинах. Сторонники этого учения резко критикуют и называют ересью любые религиозные новшества, внедренные после смерти пророка Мухаммеда – например, празднование дня его рождения и национальные крымскотатарские особенности в исламе – посещение святых мест «азизлер» и мавзолеев «дюрбе». Еще одна особенность – осторожное отношение к современным технологиям: некоторые ваххабиты не смотрят телевизор и не пользуются интернетом, считая их «порождением шайтана».
 
Хизб-ут-Тахрир


 Число сторонников: от 3 до 5 тысяч человек.
Вторая волна нетрадиционного ислама в Крыму связана с деятельностью Хизб-ут-Тахрир (Исламской партии освобождения). Основная цель этого течения – восстановить и распространить на весь мир исламское государство – халифат. Основной тезис хизбов – «Ислам – это политика». В Украине сторонники Хизб-ут-Тахрир действуют легально, хотя во многих странах эта партия запрещена, а в России и ряде государств Средней Азии Хизб-ут-Тахрир считается террористической организацией.
Хизбы активно действуют в Симферополе, Джанкое, Кировском районе и на Южном берегу. Легализованной ячейкой Хизб-ут-Тахрир называют мусульманскую общину «Давет».


«Мы не скрываем, что нам близка линия Хизб-ут-Тахрир», – признается глава «Давета» Руслан Рамазанов.
Если ваххабиты стараются особенно не светиться, то сторонники Хизб-ут-Тахрир активно проповедуют среди молодежи, издают свою газету «Возрождение». Хизбы несколько раз проводили в Симферополе масштабные конференции – доклады о возрождении халифата слушали около тысячи человек. Но самая распространенная форма работы с паствой – это религиозные кружки, так называемые халакяты. Пять-шесть человек собираются на квартире и слушают активиста-проповедника, который разъясняет «политику партии». Ничего противозаконного, вроде бы, не говорят, но перед началом собрания лекторы просят всех слушателей отключить мобильные телефоны и даже вынуть из них батареи – чтобы избежать прослушки.
«Особого экстремизма там нет, – рассказывает симферополец Осман, который в студенческие годы увлекся риторикой хизбов, но быстро охладел. – Сплошная говорильня: нужно возродить халифат, любая политическая идеология, кроме ислама – полный отстой, на выборы не ходи, кредит в банке не бери (религия запрещает давать деньги под проценты). Побывал на нескольких халакятах и потом перестал ходить. Работать нужно, дом строить, а они только языками мелют».
 
Ат-Такфир валь-Хиджра


 Число сторонников: Не более 10 человек.
Около двух лет назад СБУ и милиция задержали в Крыму двух человек, называвших себя активистами террористической организации Ат-Такфир валь-Хиджра («Отлучение и возмездие»). У задержанных изъяли тротиловые шашки, автомат Калашникова, пистолеты и массу экстремистской литературы. Главной находкой был готовый к употреблению «пояс шахида» – пластит с детонатором.
Сейчас задержанные коротают дни за решеткой, а силовики продолжают отслеживать любые угрозы стабильности – и, согласитесь, делают это успешно. Тем не менее, ходят слухи, что у такфировцев нашлись последователи – бывшие хизбы, недовольные излишней мягкостью своей организации. Представители духовенства на условиях анонимности сообщают, что они даже оборудовали мечеть в частном доме в одном из сел Крыма.
 
Хабашиты


 Число сторонников: от 1000 до 1500 человек.
В конце прошлого года Госкомитет по делам национальностей и религий зарегистрировал Духовный центр мусульман Крыма. Его глава Ридван Велиев объявил себя крымским муфтием и заявил, что в структуру центра входит около пятидесяти общин.
Представители ДУМК полагают, что альтернативный муфтият не является самостоятельным – на самом деле это филиал Духовного управления мусульман Украины – религиозной организации, которой управляет ливанец Ахмед Тамим.
«Это центр хабашизма – сектантского течения в исламе», – говорит Айдер Исмаилов.
Ридван Велиев, со своей стороны, называет обвинения ДУМК «необо­снованными».
«Пусть укажут, в чем наше понимание ислама отличается от традиционных представлений крымских татар. Шейх аль-Хабаши является известным учителем, он передал наследие великого богослова Абу Ханифа», – заявил Велиев.
Вера хабашитов, действительно, очень близка к традиционным воззрениям крымских татар. Хабашизм – это смягченный, нерадикальный ислам, популярный в Европе и США. Самое яркое отличие хабашитского учения – то, что его сторонникам разрешены временные браки, которые можно заключить на определенный срок – даже на один день.