День за днём, с 16 по 18 ноября 1941 года, война глазами врага

На модерации Отложенный

16 ноября 1941 года (воскресенье) 148-й день войны

Обстановка на фронте

В Крыму успехи местного значения на севастопольском направлении. Установлено, что Донская армия противника входит в состав Юго-Западного фронта.

Перед фронтом группы армий «Юг» отмечены лишь небольшие изменения в группировке и положении противника. Эвакуация имущества по железным дорогам продолжается.

Группа армий «Центр». Противник довольно быстро отреагировал на вчерашнее наступление 9-й армии. Главные силы противника находятся, по-видимому, юго-западнее Москвы. В районе Валдайских высот — никаких существенных изменений. Идут бои местного значения на Волхове, В ближайшее время следует ожидать обострения обстановки в районе Тихвина. Идея наступления 16-й армии с запада против ладожской группы противника — чистейшая бессмыслица! Это даст совсем ничтожный успех, но вызовет неоправданные потери. Противник будет иметь возможность маневрировать резервами между Ленинградом и участком побережья напротив Кронштадта!

1-й обер-квартирмейстер. Проблема снабжения и результаты совещания с генерал-квартирмейстером и начальником службы военных перевозок.

Во второй половине дня — завтрак у генерала Паулюса. Кроме него и моих адъютантов (майор Мюллер-Гиллебранд и ротмистр Зауербрух) присутствовали полковник Хойзингер и подполковник Циммерман (начальник оперативного отдела штаба командующего войсками на Западе), генерал-квартирмейстер, 1-й обер-квартирмейстер и начальник оперативного отдела. Альтенштадт сделал сообщение:

а) о кампании по обмолоту зерна.

б) о замене французской военной администрации командными инстанциями сухопутных войск.

После этого состоялось совещание по вопросу преодоления кризиса в снабжении

Разговор с фон Леебом (командующий группой армий «Север»). Бои в районе между озерами Ильмень и Ладожским развиваются для нас крайне неудачно. Противник оказывает очень сильное давление в направлении Малой Вишеры и Большой Вишеры. Вчера вечером Тихвин был вне опасности. Сегодня снова наблюдается переброска крупных сил противника с востока на этот участок. Противник здесь ведет атаки с юга. Положение в районе Тихвина пока не очень напряженное, однако в ближайшее время можно ожидать прорыва русских. Противник атакует также с севера.

Командование 21-й пехотной дивизии считает, что дивизия сможет продвинуться только до Волховстроя; дальнейшее ее продвижение невозможно, если не будет прислано подкрепление. Наступление 254-й и 223-й пехотных дивизий оказалось неудачным; их пришлось отвести на исходные позиции. 223-я пехотная дивизия еще не пригодна для решения наступательных задач. Противник атаковал ее во фланг (северный), и это вызвало отход не только ее, но и 254-й пехотной дивизии.

Необходимо усилить волховский участок фронта. В резерве у нас лишь один полк 61-й пехотной дивизии, однако и этот небольшой резерв сможет прибыть сюда лишь через некоторое время (не раньше послезавтра). Командующий группой армий хочет до принятия окончательного решения дождаться результатов сегодняшних боев. Он предложил оставить Тихвин в целях усиления волховского участка фронта. Я подчеркнул, что, учитывая интересы ОКХ, следует во что бы то ни стало удерживать Тихвин.

Два дивизиона тяжелой артиллерии сняты с кронштадтского участка (Ораниенбаум). Оборону здесь занимают незначительные силы пехоты, растянутые тонкой ниткой. Им противостоят три-четыре дивизии и несколько пулеметных батальонов противника (переброшенных) из Ханко.

Вечером — снова совещание с 1-м обер-квартирмейстером и полковником Бенчем. Опять обсуждали вопросы снабжения. Видимо, существуют две причины создавшегося тяжелого положения. Одна из них заключается не в трудностях на транспорте в Германии, как думают, а в том, что наши эшелоны в генерал-губернаторстве не пропускаются в первую очередь. Другая причина — известная негибкость фронтовых инстанций, которые в своих требованиях на различные виды довольствия продолжают придерживаться прежних норм, не считаясь с обстановкой.

Обстановка на фронте вечером

Отмечено продвижение в полосе наступления 4-го армейского корпуса на южном фланге 17-й армии и на фронте 2-й танковой армии. Перед фронтом 2-й танковой и 2-й армий противник всюду отходит на восток, не оказывая сильного сопротивления, что подтверждает наше предположение о его намерении совершить глубокий отход на новые позиции. Территория, занимаемая нашими продвигающимися войсками, совершенно пуста. Наблюдаются многочисленные разрушения. Упорные бон идут лишь северо-западнее Ефремова, где на стороне противника действует стрелковая дивизия, видимо недавно сформированная в этом же районе.

Противник ведет сильные контратаки на правом фланге 4-й армии (в полосе 13-го армейского корпуса). Обстановка здесь напряженная.. На остальных участках фронта 4-й армии — отдельные контратаки противника при поддержке артиллерии.

Наши войска, наступающие юго-восточнее Калинина, продолжают продвигаться. Противник отходит за Волгу. Наступающий южнее 56-й моторизованный корпус медленно двигается вперед, преодолевая упорное сопротивление горнострелковой дивизии противника, недавно прибывшей из Ирана. Перед северным флангом 9-й армии противник, видимо, перешел к обороне.

Дальнейшего обострения обстановки на фронте группы армий «Север» не наблюдается, На Волховском фронте силы сторон, по-видимому, равны. Положение на остальных участках фронта группы армий — в духе доклада, полученного по телефону от командующего группой армий «Север».

17 ноября 1941 года, 149-й день войны

Потери с 22.6 по 13.11. 1941 года.

Ранено — 16 208 офицеров и 506 417 унтер-офицеров и рядовых; убито — 6107 офицеров и 141 764 унтер-офицера и рядовых; пропало без вести — 498 офицеров и 28 732 унтер-офицера и рядовых.

Итого потеряно: 22 813 офицеров и 676 913 унтер-офицеров и рядовых.

Общие потери в личном составе войск Восточного фронта составляют (без больных) 699 726 человек, то есть 20,58% средней численности войск, равной 3,4 млн человек.

Обстановка на фронте.

В Крыму наши войска очистили от противника весь Керченский полуостров. 1-я танковая армия продолжает наступление. 17-я армия довольно значительно продвинулась вперед своим правым флангом (4-й армейский корпус). Перед фронтом 6-й армии и правым флангом 2-й армии противник, пользуясь тем, что наши войска не сумели быстро организовать преследование, снова отошел. Перед правым флангом 2-й армии наблюдаются большие разрушения, произведенные противником. У противника снова отмечено движение эшелонов с эвакуируемым имуществом (район Лиски). 2-я танковая армия теснит противника на своем правом фланге и в то же время пытается нацелить свои силы на северо-восток. Командование 4-й армии докладывает, что вследствие больших успехов, достигнутых противником на ее правом фланге, оно вынуждено ввести в бой резервы, предназначавшиеся для намеченного на завтра наступления.

В общем, перейти в наступление в районе между Москвой и Окой они не могут (это решает исход всей операции). Видимо, противник подтянул свежие силы. Командование 4-й армии отменило намеченное на сегодня наступление частей на северном фланге. На восточном участке фронта 9-й армии существенных изменений нет, на северном участке — затишье.

На фронте группы армий «Север» отмечено обострение обстановки в районе Тихвина. Принято решение направить части 254-й пехотной дивизии на Волховстрой.

Разговор с фон Боком об обстановке на фронте 4-й армии. Он указал командованию 4-й армии, что ее положение в отношении ширины фронта дивизий и количества соединений гораздо более благоприятное, чем в других армиях, и требовал перехода армии в наступление. 2-я танковая армия успешно наступает. Это облегчит положение 4-й армии. Еще большее облегчение принесет ей наступление 9-й армии и 3-й танковой группы. Поэтому нет никаких оснований отказываться от него. Фон Бок жалуется, что фон Клюге срывает все планы и что на него ничего не действует.

Разговор с генералом Паулюсом, полковником Бенчем, полковником Берком и полковником Хойзингером о затруднениях в снабжении. В целях их ликвидации будут обеспечены:

а) первоочередность транзитных перевозок грузов, следующих на фронт через генерал-губернаторство, по отношению ко всем прочим перевозкам;

б) гибкое регулирование подачи грузов из районов сосредоточения в Германии (выгрузка их будет производиться как можно ближе к фронту в соответствии с приказами).

В настоящей обстановке нельзя точно и заблаговременно распределить грузы по станциям назначения еще в Германии. К такой системе можно будет перейти, когда мы ликвидируем кризис в подвозе.

Генерал Кейтель (управление кадров). Вопросы замещения должностей, присвоения очередных званий, удовлетворения потребностей в офицерском составе и награждения орденами.

Разговор с фон Боком. После долгих колебаний фон Клюге принял решение начать завтра наступление, но только силами 5-го армейского и 46-го моторизованного корпусов.

18 ноября 1941 года, 150-й день войны

Обстановка на фронте.

Отмечено успешное продвижение на фронте 1-й танковой армии. 4-й армейский корпус (17-я армия) также продолжает успешно наступать, хотя его сосед — итальянский корпус, расположенный между ним и 49-м горным корпусом, все еще сильно отстает. Итальянцев следует быстро подтянуть к 49-му горному корпусу. 2-я танковая и 2-я армии продвигаются очень медленно. Правый фланг 2-й танковой армии должен отбросить противника, оказавшего сопротивление в районе Ефремова, что, конечно, будет нелегко сделать. Обстановка на фронте 4-й армии продолжает оставаться крайне напряженной. Противник подтянул на этот узкий участок свежие силы и контратакует четырьмя дивизиями. В результате правый фланг 4-й армии совершенно скован и не может перейти в наступление (13-й армейский корпус). Соседний корпус (12-й армейский) был вынужден отдать свои резервы для поддержки 13-го армейского корпуса и поэтому также не в состоянии начать наступление. Запланированное дальнейшее наступление с выходом на рубеж Истра, Клин должно осуществиться при всех условиях. Командование группы армий «Центр» заверяет, что приложит все усилия для осуществления этого наступления. На остальных участках фронта существенных изменений не произошло. Начались ожидавшиеся нами атаки противника в районе Тихвина, однако, по-видимому, они еще не вошли в полную силу.

Совещание у главкома. Он очень недоволен тем, что все больше исчезают шансы на быстрое приближение к Москве. Это не зависит от его желания! Кроме того, он рассержен действиями 6-й армии, которая никак не может продвинуться вперед.

Вагнер (генерал-квартирмейстер) и Финк. Совещание по вопросу организации пополнения автоколонн большой грузоподъемности. В августе в ремонте находилось в среднем 24 процента машин, теперь их стало 44 процента. Из состава армейских колонн подвоза снабжения и малых автоколонн в ремонте в это же время было в среднем 15% машин, теперь — 30%.

Годная для использования часть автоколонн большой грузоподъемности будет сведена в новые колонны и оставлена в оперативном районе. Неисправные машины будут отправлены в Германию (частично — своим ходом, частично — по железной дороге). Армейские колонны и малые автоколонны будут пополнены в оперативном районе. Бригада национал-социалистского автомобильного корпуса (НСКК) будет расформирована (ее рядовой состав будет использован в качестве пополнения для сухопутных войск).

13.30 — Разговор с фон Боком. Положение на фронте 13-го и 12-го армейских корпусов (4-я армия) продолжает оставаться напряженным. Все наличные резервы направлены в 13-й армейский корпус. 258-я пехотная дивизия также брошена на юг. Организовать наступление 12-го армейского корпуса во фланг противнику, атакующему 13-й армейский корпус, невозможно из-за неблагоприятных условий местности и недостатка сил.

Фон Клюге выехал на фронт, чтобы выяснить, можно ли избежать отвода наших войск на рубеж рек Протва и Лужа.

На мой вопрос, имеются ли вообще какие-то шансы на успех наступления, фон Бок ответил, что достижимой целью наступления северного фланга 4-й армии можно рассматривать пока лишь рубеж Истра, Клин. Вообще же фельдмаршал фон Бок, как и мы, считает, что в настоящий момент обе стороны напрягают свои последние силы и что верх возьмет тот, кто проявит большее упорство. Противник тоже не имеет резервов в тылу и в этом отношении наверняка находится в еще более худшем положении, чем мы.

Генерал Буле. С ним обсуждались следующие вопросы:

а) Отвод личного состава танковых дивизий (без материальной части) с фронта в Германию на отдых и укомплектование.

б) Ход расформирования пехотных дивизий.

в) План переформирования 8-й пехотной дивизии в легкую пехотную.

г) Состояние автопарка. Из общего количества (500 000) автомашин безвозвратные потери составляют 150 000. К апрелю 1942 года будет выпущено 60 000 новых автомашин. Следовательно, необходимо путем организационных мероприятий сэкономить еще 90 000 автомашин, 275 000 автомашин требуют ремонта. Для этого требуется 300 000 тонн запасных частей.

д) Организацию доставки запасных частей для автомашин и танков.

Генерал Паулюс доложил об оперативных возможностях наших войск и войск противника в 1942 г.

Полковник Хойзингер доложил о действиях авиации и других текущих делах.

Из «Военного дневника» и личных записей одного из главных организаторов и проводников агрессивной политики фашистской Германии, бывшего Начальника генерального штаба Франца Гальдера. Отсчёт ведёт с 14 августа 1939 года, понедельника.

См.http://militera.lib.ru/db/halder/1941_11.html