Патриархальщина как она есть

На модерации Отложенный

Кто там восхваляет исламскую патриархальщину? Да, речь идёт о событиях уже советского периода, но отец женщины, о которой ведётся рассказ, вырос ещё во вполне мусульманской патриархальной стране. 

"..мы сидели за мантами в алматинском ресторанчике, и одна почтенная дама из одной центрально-азиатской страны, успешная по карьере (дослужилась до министра) и вполне счастливая в семейном смысле, вдруг стала рассказывать:

- Мою маму выдали замуж в 9 лет. Ее отец, а мой дедушка, был казначеем последнего бухарского эмира. Он отдал ее в жены некоему военачальнику, которому было уже за 30.
- Но все же это был как бы ритуальный брак, до ее повзросления? – с надеждой спрашиваю я.
- Нет, - жестко говорит она.– Отдали в настоящие жены. По-настоящему. В 15 лет у нее было уже двое детей. И вот однажды ее военный муж пришел домой и увидел, что спички испорчены – на них попала вода и привела их в негодность, а они тогда были очень дорогой вещью. И вот он разъярился, схватил игравших у камина детей – годовалого и двухлетнего – это были мальчик и девочка – схватил их, как щенят, - и изо всех сил стукнул головенками друг о друга. Мальчик умер сразу же, а девочка поболела, потемпературила – и только потом… Узнав об этом, мой дедушка пришел забрать свою дочь, а зятю сказал: если хочешь быть живым, исчезни с моих глаз.
Вскоре мою маму вновь выдали замуж, и там тоже у нее родились сын и дочь. Муж рано умер, а у детей сложилась такая судьба. Сын служил в режимных войсках, с повышенной радиацией, сверхсрочно. Когда вернулся домой и женился, обнаружились некоторые странности. Перепады в настроении, возбудимость, депрессивность. Последней каплей стало недовольство жены. Кончил суицидом.

Его сестра – студентка, умница и книжница – была изнасилована преподавателем вуза – причем очень уж подло – их вдвоем закрыли где-то однокурсники. Девочка смирилась – вышла за него, постаралась привыкнуть и даже полюбить, и родила ребенка. Однако позже объявилась настоящая жена ее законного мужа. Может быть, она перенесла бы и это. Но та стала злобно стыдить и попрекать, и славить на весь мир, и обзывать непотребно. А главное – несправедливо. Несправедливо. Совсем уж несправедливо. Итогом было самосожжение. Еще двоих детей потеряла моя мама. Но это будет потом.
А пока что она молодая вдова, и мой дедушка снова выдал ее замуж, в третий раз. Родились три дочери – я и две мои сестры. Нам уже за 60, все мы живы и вполне благополучны – и мы, и наши дети. Мама умерла десять лет назад, ей было 97 лет. В нашей культуре не принято расспрашивать о таких вещах – замужестве, отношениях с мужем, личных переживаниях. Что мама рассказала сама, то и знаем. Она не очень любила откровенничать.

..Я слушала, не дышала и не смела включить диктофон: вот тут, совсем рядом, на расстоянии одного поколения – такая концентрация. Удивляйтесь после этого, почему мы не так смелы и активны, как надо бы.
И еще думаю о детях от второго брака. Как они несли на себе эту страшную отметку материнского шока. Как факелы с искрой ужаса от того камина. Какая беда, какой кошмар, какая страшная судьба. Они несли в себе этот разрушительный заряд. Но через них молния ушла в землю, следующие дети родились уже без этой метки.
Бог мой, как жалко, что та женщина ушла нерасспрошенная. Как жаль. Думаю про нее. Имя я изменила, потому что дочь-министр не велела об этом писать."