2.4. ДИНАМИКА ЭВОЛЮЦИИ РАНГОВОГО СТАТУСА: КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ВЛАСТЬ.

На модерации Отложенный


Если лидер (вожак) совершает ряд ошибок, в результате которых страдают его «подданные», его авторитет неуклонно снижается, порождая у амбициозных высокоранговых особей второго уровня соблазн занять верховное место. Угрожают высоким статусам и амбициозные и энергичные представители молодняка, готовые конфликтовать со стариками ради привилегированного доступа к ресурсам. Примкнувшие к группе пришлые чужаки, обладающие высоким ранговым потенциалом, принятые в ее состав с одобрения вожака и \ или общего мнения стаи, также объективно способны поколебать устои власти.
Ритуал рангового конфликта.
1.Конфликт начинается с дуэли взглядов, когда низкоранговый осмеливается поднять глаза и в упор долго смотреть в глаза доминанта.
2.За этим следует звуковая (словесная) дуэль: ворчание, обмен шуточками, розыгрышами и подколками.
3.Затем претендент посягает на спорный ресурс (пища, самка, укрытие...), а его обладатель совершает защитное действие препятствия агрессору.
4.В этот момент возникает физический контакт конкурентов, перерастающий из спора за ресурс в поединок.
5.Исход поединка зависит от исключительно персональных качеств его участников, но впоследствии его нужно будет утвердить общественным мнением — стая может не выразить доверия победителю и тогда
либо она остается верна старому лидеру (если он жив) и изгоняет совместными усилиями претендента;
либо признает над собой власть нового вожака;
либо раскалывается на части, которые следуют каждая за своим вождем.
Чем больше особей с высоким ранговым потенциалом, тем жестче конкуренция за верхушку пирамиды иерархии, тем выше уровень агрессивности в группе.
Конфликтная инициативность может не сочетаться с конфликтной устойчивостью. Агрессивные вспыльчивые задиры, не обладающие достаточным упорством и уверенностью в себе, могут после нескольких неудачных попыток повысить свой статус вызвать совокупное недовольство подрывом внутренней стабильности группы и со стороны ее настоящего лидера, и членов сообщества. За этим может последовать горизонтальный лифт в самый низ иерархии и статус отверженного, которому все ресурсы достаются (если достаются) в последнюю очередь. Спасением такого отверженного может стать изгнание — уход из группы и присоединение к иной группе, где личные качества смутьяна пока неизвестны и не имеют негативной оценки. Однако изгоя в одиночестве подстерегает масса опасностей и он может просто не дожить до встречи с иной стаей.
В каждом сообществе есть особи, обладающие помимо признаков высокого статуса, качеством «неконфликтности», «незадиристости». Сильные, упорные, уверенные в себе самцы, способны защитить себя и собственные ресурсы от посягательств кого бы то ни было, но не претендующие на верхушку власти, составляют ядро стабильности группы.

В некоторых случаях они поддерживают вожака против неподобающих конкурентов, но могут выступить и на стороне претендента, если вожак не справляется со своей ролью, либо даже занять «трон» за отсутствием достойных кандидатов (как О. Кромвель). Именно такие политически автономные особи становятся источниками альтруистического поведения, на котором строится последующая кооперация усилий членов сообщества, особенно ценная в условиях конкурентного противостояния с другими группами данного вида по поводу ограниченных ресурсов в данной экологической нише.
Неповиновение низкорангового доминанту рискованно: не хватит энергии для выяснения отношений до конца — в прямом физическом конфликте. Гордость может дать импульс конфликтности, но для продолжения конфликта сил может не хватить.
Чтобы не унижаться следует избегать прямых контактов с примативными альфами; скрывать низкий ранг: не поддаваться на провокации альфы, демонстрировать безразличие. Если альфа ощутил перед собой гордого низкорангового, зная, что обречен на победу (психически уже победил), то будет унижать и гнобить до полного повиновения или уничтожения.
Вступать в конфликт с высокоранговыми следует только при абсолютной уверенности в победе.
1)Любая демонстрация высокорангового поведения воспринимается высокоранговыми особями, как провокация агрессии в ходе которой омега, претендующий на место альфы, должен быть наказан.
2)Решившись на конфликт, следует быть готовым идти до конца и побеждать любой ценой.
3)Не следует показывать страха (признак низкого ранга).
4)Не следует имитировать высокоранговое поведение спонтанно, без тренировки и без специального настроя («куража»).
5)Не зная ранга «бунтаря», альфа-трус может не решиться на конфликт, если не уверен в победе.

Агрессивность и криминальность
Основа многих преступлений против других членов сообщества — противоречие высоких ранговых амбиций и низкого социального статуса, ограничивающее возможности полного проявления рангового потенциала. Высокая примативность (показатель силы врожденных поведенческих программ по отношению к рассудочно-мотивированному поведению), порождающая потребность доминировать и любой ценой, любыми способами добиваться для этого высокого ранга, превращает особь в тирана. Такая тирания может устанавливаться в макро-масштабах стаи (сообщества) или микро-масштабах одной брачной группы или семейства. Если же, несмотря на все усилия, особи не удается совершить вертикальный лифт и повысить свой социальный статус «законными» способами, ее высокопримативная сущность может спровоцировать обладателя низкого ранга на преступный путь к овладению теми ресурсами, на которые он рассчитывал, стремясь к повышению ранга.

Продолжение следует