Ближайшие к больнице пожарные части не поехали тушить огонь

На модерации Отложенный

Из-за особенностей внутриведомственного разделения зон ответственности в МЧС на вызов в поселок Раменский ездили пожарные из Дмитрова, проделав путь почти в 70 км и потеряв драгоценное время

Ближайшие к больнице пожарные части не поехали тушить огонь

Фото: ИЗВЕСТИЯ

Как выяснили «Известия», одной из косвенных причин масштабной трагедии в психиатрической больнице № 14 в поселке Раменский Дмитровского района Подмосковья, где при пожаре погибли 38 человек, стали внутриведомственные нормативы МЧС. Больница находится всего в 9 км от Дубны, где базируются две крупные пожарные части, однако они даже не получили вызов. Вместо них тушить пожар поехали огнеборцы из Дмитрова, проделав путь почти в 70 км и потеряв около часа на дорогу. Дело в том, что в МЧС существует территориальное разделение зон ответственности, согласно которым сгоревшая больница была «приписана» именно к Дмитрову. Кроме того, руководство МЧС отправило пожарных на ликвидацию ЧП только через 21 минуту, превысив норматив в 33 раза.

Следственный комитет начал расследование всех обстоятельств трагического пожара в психиатрической больнице № 14 в Раменском. Помимо причин гибели людей и причастности к этому должностных лиц, следователи изучат действия пожарных расчетов.

Между тем уже вскрылись многочисленные нарушения пожарной безопасности, допущенные областным МЧС. В частности, около сельского поселения Куликовское, в которое входит поселок Раменский, отсутствовало пожарное депо.

Спасать сгорающих заживо пациентов выехал отряд пожарных из Дмитрова, который расположен от больницы в 70 км. В пути им пришлось преодолевать на пароме разлившуюся в половодье реку. При этом, как выяснили «Известия», всего лишь в 9 км от Раменского, в соседней Дубне, находятся сразу две пожарные части — № 117 и № 119, которые фактически бездействовали в момент пожара в психбольнице.

«Известия» связались с работниками пожарных частей и выяснили, что прийти на помощь людям им мешают внутриведомственные нормативы МЧС, которые четко распределяют зоны ответственности каждого депо. 

— Существует так называемый план привлечения сил и средств, — пояснил «Известиям» один из сотрудников МЧС. — Если горит объект, который физически находится в нескольких сотнях метров от нас, но формально закреплен за другим депо, к нам даже не поступает сигнал о возгорании, поэтому мы туда не едем.

Как выяснилось, дубнинские пожарные знали о возгорании в психбольнице, однако ждали официального распоряжения от начальства: по правилам, если в МЧС понимают, что возгорание серьезное и есть угроза жизни, то могут привлечь и те отряды, которые формально «не при делах».

Уже после возгорания в больнице такая команда всё же поступила в одно из пожарных депо Дубны, из которого в Раменский выехал расчет. Однако драгоценное время было упущено и спасти людей уже там было невозможно.

Ранее в интервью «Известиям» глава ГУ МЧС по Московской области Игорь Панин объяснил, почему помощь шла так долго.

— Надо понимать, что это место находится в удаленном районе Московской области. И это большая проблема. Однако сейчас там строится на расстоянии 10 км пожарное депо. В июле оно должно быть введено в эксплуатацию. Пока же проблема решается тем, что фактически каждую неделю мы организуем возле удаленных сел пожарно-спасательные посты, чтобы прикрыть территорию и выполнить технический регламент по пожарной безопасности.

По данным «Известий», первое сообщение о задымлении в психлечебнице действительно поступило в 02.00. Первичный сигнал передавался из пожарной части на пульт «01», откуда раздавались распоряжения другим подразделениям, целых 18 минут.

Еще пять минут потребовалось, чтобы с пульта «01» сигнал о ЧП был перенаправлен в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Московской области, которое и возглавляет генерал-майор Панин.

Огнеборцы приехали к объятой пламенем психлечебнице в 03.06. Однако, как выяснилось, первые две автоцистерны из расположенной в Дмитрове ПЧ-35 выехали не через две минуты, как уверяют в МЧС, а в 02.21 и 02.22. Об этом свидетельствуют записи видеокамеры, установленной на здании Дома культуры, стоящем в нескольких десятках метров от пожарной части. 

Таким образом, между звонком от охранника больницы и отправкой пожарных к месту гибели 38 человек прошла как минимум 21 минута. Норматив в 38 секунд был превышен в 33 с лишним раза.

Главврач клиники Мурат Шаров сообщил правоохранительным органам, что на момент ЧП в медучреждении находились 38 пациентов и трое сотрудников. Спастись смогли только трое из них. Произошло это лишь благодаря бдительности медсестры.

На место ЧП выезжали 11 пожарных машин, однако до сих пор МЧС не сообщает, в какое именно время это произошло. Лишь в 04.14 расчетам удалось справиться с огнем.

Генпрокуратура уже поручила прокуратуре Московской области провести проверки всех учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей. 

По данным «Известий», администрация Дмитровского района Московской области потратила в 2012 году на обеспечение пожарной безопасности 23,4 млн рублей, из которых 7,3 млн рублей было направлено непосредственно на нужды более 10 сельских поселений, в том числе и в Куликовское. Сейчас следователи СКР пытаются выяснить у чиновников, на что именно были израсходованы эти средства. 

По данным правительства, в 2012 году в России более 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн человек были расположены вне зоны нормативного значения времени прибытия пожарных. Наиболее остро стоит вопрос организации тушения пожаров в поселках. Одним из способов решения этой проблемы пока является организация на местах добровольной пожарной охраны.

Летом 2012 года была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года». Например, в документе говорится, что именно субъекты должны строить и ремонтировать пожарные депо для подразделений МЧС в населенных пунктах, в которых не обеспечивается нормативное значение времени прибытия пожарных по вызову.