Агония: жизнь после Евросоюза...

На модерации Отложенный
Новость на Newsland: Агония: жизнь после Евросоюза...

Евросоюз доживает последние годы, а, может быть, даже месяцы. И ускорило его развал введение евро. Интересно сейчас слушать философские размышления о том, что останется, а что исчезнет. Одни считают, что исчезнет евро, а Евросоюз сохранится. Другие настаивают на сохранении евро, а уж Евросоюз — Бог с ним! Я убежден, что ни одному из этих пророчеств не суждено сбыться.

Если представить себе Евросоюз как единый организм, то евро — это кровь данного организма. А именно от правильно функционирующей кровеносной системы зависит здоровье всего организма. Дабы избежать катаклизмов, необходимо, чтобы эта кровеносная система была безупречно выстроена и имела здоровое сердце. Причем одно. Наличие двух или более — это аномалия, с которой не справится ни один организм. В этом аспекте Евросоюз представляет собой уникально парадоксальную структуру. Впервые в истории введена валюта, когда нет в полном объеме государства с соответствующими едиными властными органами (не создана централизованная кровеносная система), которые обладали бы возможностями повседневного, даже ежесекундного вмешательства в работу всей этой кровеносной системы, подобно тому, как в это вмешивается наше сердце.

Конституция, предусматривающая единое правительство, провалилась, а оставшийся тряпичный договор бесполезен, как договор о намерениях, который ни к чему не обязывает. Телегу поставили впереди лошади. Если считать сердцем Министерство финансов, то таких сердец сейчас 17. Кровь — евро — влита в организм, а далее ею питаются 17 сердец (это в едином — то организме!), каждое стучит в своем ритме. Ужасающая аритмия со всеми вытекающими для единого организма последствиями. Даже если помочь одному сердцу, аритмия не исчезнет.

И, заметьте, только сейчас раздаются голоса о необходимости создать нечто единое финансовое. Поздно, поезд умчался. А ведь финансовое зависит от политического. Этот аспект в Евросоюзе тоже не един. Тогда и здесь необходимо ввести единообразие в основных вопросах, например, на базе диктатуры одной страны (Германии), а это уже будет СССР, только в худшем варианте. Но без этого европейский биологический механизм работать не будет. Примером может служить недавно озвученная система взимания штрафов за бюджетные нарушения. По существу взимать их можно только с согласия нарушителя. Нашли дурака! А для чего нужен Европарламент? Он никак реально не может себя проявить в данной ситуации.
Поэтому можно ухмыляться, глядя на хитрости греческого правительства, делающего все, чтобы получить очередной денежный транш, а затем благополучно "распилить" его. За этими "благородными" попытками серьезно наблюдают серьезные наблюдатели из ЕС. И никто не обращает внимания на то, что творится какая-то ахинея.

Греция, как говорят, в соответствии с указаниями сокращает расходы, но как? Прежде всего, сокращением рабочих мест. Но тогда растет безработица, и некому платить налоги. Так откуда же государство будет черпать деньги на выплату госдолга? Из постоянных траншей? Тогда и сокращать никого не надо. Фактически ЕС и МВФ призывают Грецию к тому, чего не хотят делать в США при вопиющем государственном долге: снижать доходы населения. Ибо это влечет снижение потребления, а там до коллапса финансовой системы рукой подать. В США это хорошо понимают.

В Европе же идет просто развлекательная политическая игра, но с катастрофическими последствиями в ближайшем будущем. В этой игре запутался сам ЕС. Он создавался для радости, а как жить в горести, никто не задумывался. К "транш–рубежам" стремительно приближаются Испания, Португалия, Италия. Конечно, можно, как Америка, просто печатать деньги. И придется.

Ведь сейчас голосуют за расширение пакета помощи — то же, что происходило в США. После этого Европа долго укоряла США за выпуск необеспеченных бумажек, а тут сама взялась сыпать денежным конфетти. Его хорошо использовать на веселом карнавале, но на европейском карнавале весельем не пахнет, его участники одеты не в яркие костюмы, а в саван.

При этом есть существенная разница между бумажками США и конфетти Европы. И это разница — в мощи США, прежде всего военной. Доллар вообще останется последней валютой в мире. США и сейчас может назначить (именно назначить) любой курс доллара, если это будет выгодно экономически или политически. К тому же они так умело распихали свои доллары по странам, что те уже не могут жить без них, как сами американцы — без гамбургеров. И как отвяжешься? Если Китай, например, выбросит имеющиеся у него доллары на рынок, то первым и примет яд этой акции. Именно по этой причине Германия, которая вложила огромные средства в греческие облигации, борется за расширение помощи Греции (своих средств уже не хватает), чтобы еще какое-то время самой продержаться на плаву в надежде на последующее чудо. Но чудо произойти не может, ибо это системный мировой кризис, центр которого сейчас переместился в Европу.

А что же на этом фоне происходит в Эстонии? А ничего! Поскольку правительство считает, что у нас кризиса нет, то и дергаться нечего. Правда, зарплаты не повышаются, а понижаются (за исключением Рийгикогу, там одна беда — зарплату не позволяют снизить), о безнадежной безработице, принявшей характер раковой опухоли, и говорить не хочется. Европа должна нас благодарить — ведь наши безработные и низкооплачиваемые уезжают работать за границу по ставкам, на которые местные не соглашаются, заодно снижая показатели безработицы у нас. Эстония хочет понравиться всем и одновременно боится попасть под горячую руку глобальным европейским государствам, размахивающим под ее носом своими проблемами и противоречиями. И как все хорошо — о внутреннем рынке можно не беспокоиться, есть приезжие русские и финны, у нас цены на них рассчитаны. Ну, и транзит пока капает. Главное — не допустить забастовок. Вот это опасно для правительства. Нет, не потому, что форма или суть забастовки грозят ему чем-то. Можно, как в Греции, не обращать на это внимания и принимать свои решения.

Как мы просили Германию принять нас в зону евро! Теперь приходится расплачиваться за это — долг платежом красен. И если введение евро в Европе было политической авантюрой (это надо же — на 10 лет вперед последствий не просчитать), то наше вступление в зону евро — политической глупостью. Так что будем помогать, правительство и парламент в страхе "не понравиться" все одобрят. Будем помогать Греции, Германии, Италии, кто там еще? За одно и НАТО поможем — увеличением военных расходов. Вот только средние пенсии у нас чуть более 300 евро, а в Греции — много за 1800. Но помогать надо, а то ноги протянут. Правда, непонятно — кто. Ведь получается, что битый небитого везет.

Впрочем, ни наши взносы, ни взносы других при существующей системе Евросоюза и мировом кризисе ничего никому не дадут. Можно продлить агонию, но вылечить невозможно. Евросоюз обречен. Возможно, возникнет некое аморфное европейское СНГ, может остаться Шенгенская зона, но не более. Каждый будет вынужден спасаться сам, если сможет.

Эстония сама не сможет. Транзит с введением в строй российских портов и вовсе усохнет. Внутренний рынок ничтожен. Об экспорте в этих условиях можно будет забыть. Как же быть? Видятся два варианта. Один из них — экономический союз со Швецией с переходом, разумеется, на крону, но на этот раз шведскую и, возможно, Финляндией. Если этот вариант не состоится, то тогда, очевидно, будет необходимо повернуться лицом на Восток. Но именно лицом.