Стэн Ли умер, но его еврейские супергерои живы

На модерации Отложенный


Почти 80 лет легендарный автор комиксов Стэн Ли создавал персонажи, отражавшие надежды, идеи и уязвимые места современного американского еврейства. Кто не знает мудрое и мрачное изречение Человека-Паука: «Большая сила влечет за собой большую ответственность»? Звучит, как цитата из Библии, верно?

Так это или нет, лучше всего спросить у раввина. Вот что сказал о Стэне Ли, скончавшемся в понедельник в возрасте 95 лет, нью-йоркский раввин Симха Вайнштейн, который в своих книгах исследует связь комиксов с иудаизмом.

«Кажется, будто Стэн извлек эту фразу прямиком из Библии. Однажды он даже спросил меня, правда ли, что она там есть, — вспоминает Вайнштейн. – Я пошутил в ответ: несомненно, ее можно найти в комментариях».

Но даже если это не так, шутка указывает, насколько сильным было влияние еврейской культуры и мысли на формирование центральных персонажей, в создании которых Стэн Ли участвовал на протяжении своей 80-летней карьеры. Зачастую его герои — угнетенное меньшинство, которое стремится выжить, и таким образом, по мнению исследователей, они отражают надежды, идеи и слабости современного американского еврейства.



«Нельзя сказать, что он делал это специально, просто такова была его система координат, — говорит Вайнштейн. — Его мировоззрение сформировалось под влиянием жизненного опыта еврейских иммигрантов, которым он наделял и своих героев».

Стэнли Мартин Либер родился в Нью-Йорке в декабре 1922 года в рабочей семье еврейских иммигрантов из Румынии. Заядлый читатель, он в 17 лет устроился на работу в издательство комиксов Timely Comics, впоследствии переросшее в Marvel Comics. Он начал с того, что наполнял чернильницы и разносил кофе, но вскоре стал одним из авторов, а к 1941 году был назначен главным редактором. Отслужив три года в армии во время Второй мировой войны, он вернулся на прежнее место.

В 1960-х и 1970-х годах Ли фактически стал создателем самых знаменитых персонажей комиксов, его называли одной из главных фигур «серебряного века комиксов». Его герои были сложными персонажами, отличавшимися от безупречных, но одномерных героев, таких как Супермен или Капитан Америка.



Не секрет, что евреи сыграли огромную роль в развитии индустрии комиксов, в основном, потому, что из-за антисемитизма евреи-писатели, иллюстраторы и дизайнеры не могли найти работу в более престижных областях, таких как реклама или ведущие СМИ. Поэтому большинство самых популярных супергероев комиксов в мире были созданы евреями, в их числе Супермен, Бэтмен и Капитан Америка.

«Люди, создавшие в 1930 — 1940-е годы супергероев, знали, что их близкие переживают в Европе. Они помнили, что выпало на их долю, и их персонажи стали отражением стремления к справедливости, равенству и состраданию, — говорит Арнольд Блумберг, профессор английского языка и литературы из университета штата Мэриленд. — Супермен выражал темы, характерные для еврейства — иммиграция и необходимость скрывать свою истинную личность, и преображался в уверенного в себе белого парня». Он также считает, что благодаря еврейским темам, введенным Стэном Ли, в мире комиксов возникли более глубокие и гуманные персонажи.

Некоторые персонажи Ли обрели явно еврейские черты лишь спустя десятилетия после их создания. Некоторые исследователи дошли до того, что даже Человека-Паука причислили к евреям из-за его невротического и мятежного характера и постоянного чувства вины.

Впрочем, многие поклонники и исследователи искусства комиксов лишь смеются над этими концепциями: «У евреев нет монополии на эти человеческие качества», говорят они.

Арье Каплан, исследователь влияния еврейских мотивов на жанр комиксов, говорит, что одна несомненно еврейская черта характера, которой Стэн Ли наделил своих супергероев, это чувство юмора. Все они не воспринимают себя слишком серьезно.

Еще один аспект работы Ли, связанный с еврейскими ценностями, это создание персонажей, которые служили метафорами, обозначающими жертвы антисемитизма или расизма.

В интервью, которое он в 2003 году дал Арье Каплану, Стэн Ли так определил свое отношение к влиянию иудаизма на его творчество: «Для меня иудаизм можно свести к одной фразе: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В моих историях я лишь хотел показать, что человеку от рождения присуща доброта. Зло будет всегда — и мы всегда должны с ним бороться».