Петр Капица: «У нас в России все строилось по немецкому образцу»

На модерации Отложенный

По радио только и говорят об Афганистане. На всех языцех.

Положение для России исключительное. Всё против. Разговоры ли?
Не стоит ли за ними следствия, коих не предвидим.
То, что началось сейчас, с большей или меньшей остротой продлится до конца века, если ранее не произойдет худшее.
Читаем с Вильямом "Борьбу миров" Уэллса - грозная прогностика.
Беда не в разрушительной технологии - в разрушении разума. Важен стиль, этому противящийся.

27 января

Смотрим на тома, принадлежащие перу одного человека, думаем о колоссальной концентрации, которую автор приложил к каждому мгновению своей жизни. Тому, кто встал на этот путь, уже невозможно представить другое времяпрепровождение.

Прекрасное рассуждение Петра Леонидовича Капицы: "У нас в России все строилось по немецкому образцу, с английским ученым миром было мало общего. Из русских физиков я не помню ни одного, который бы долго работал в Англии. Но Англия дала самых крупных физиков, и я теперь начинаю понимать посему: английская школа чрезвычайно хорошо развивает широкий способность к проявлению личности"

Наблюдение следует распространить на весь российский культурно-исторический семиозис. Один лишь Петр и его стиль способствовали индивидуализации. Потому он вошел в историю России ярко, неповторимо. Послепетровское русское государственно устройство - сугубо прусское: военное и гражданское растворение индивида в общей символике управления. Философский скептицизм, исторический юмор - не привились.
Прусское становится моделью русского.
Можете представить Канта, Фихте, Гегеля, с юмовским сомнением оглядывающими государство?
В прусском стиле - одни превосходные степени, обращенные на немецкую исключительность. Но вчитайтесь в работы Маркса о рейнском ландтаге или эссе о свободе печати - не зеркальная ли аналогия критики прусского стиля?
Германофильство - ошибка русской культуры XIX века, возникшая, может быть, вследствие продвинутости революционно-буржуазного духа общества по сравнению с самодержавным культом в России и Германии.

Прусский образец обернулся диктаторской бедой и для России, и для Германии.
Англичанин сначала разведает, хотя бы словом. Прусак - ударит, не задумываясь.
Канцелярский физиологизм, ритуальная хитрость - это Пруссия.
Грубая самоуверенность - тоже Пруссия.
Слава Богу: - русские, благодаря климату, территории, навыкам и результатам труда, не так самоуверенны.
Не съел бифштекса - мировая скорбь.
Русские менее привержены потребительской скорби, следовательно, более гибки, открыты для длительного доброжелательства.
Если бы нам научиться не только беглому английскому разговору - усвоить внутреннюю речь, резерфордовскую сдержанность ко всем и каждому - полезная школа!
На всю Россию был один английский клуб - остальное прусская муштровка, тяготение к французскому ростовщичеству.
Не получилось: ни с подражательством Шекспиру, ни с подражательством Юму.
Маркс и Энгельс предпочитали жить и работать в Лондоне; Пушкин мечтал о Лондоне.
Сонмы русских революционеров получили там пристанище и базу - неужели для того, чтобы впасть в духовную схоластику?
Тойнби - не переведен, Хаксли - не переведен. Джойс полностью не издан. Конечно, неиздание касается не только английского ума. Но не переведено именно английское, что отягощает нашу и без того невеселую музу.
Что из того, что тысячи болтают на английском? Как были пруссаками, так и остались: прусская практика мышления и телесная готовность.
Рано ли, поздно, но повторят "крымскую компанию".

"Хроники и пейзажи мышления". Александр Аргутинский-Долгорукий

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1001449536/about-hroniki-i-pejzazhi-myshleniya-aleksandr-argutinskijdolgorukij