Общая парламентальность

На модерации Отложенный

Путин и Лукашенко друг друга не любят и взаимной антипатии не скрывают. Но то, как они похожи, в очередной раз стало заметно во время выступлений российского премьер-министра и белорусского президента перед национальными парламентами.

Путин выступал накануне парламентских и президентских выборов - и оттого его выступление выглядело скорее набором обещаний, чем запланированным отчетом главы правительства. Лукашенко выступал после выборов главы государства - но и он вел себя как собирающийся избираться политик. Это и неудивительно: после президентских выборов стало окончательно ясно, что пословица "старый конь борозды не испортит" - это не про Беларусь. Поэтому Лукашенко озабочен тем же, что и Путин, - необходимостью доказывать, что ничего не надо менять, что жизнь замечательна, а ее отдельные недостатки будут исправлены с помощью правоохранительных органов.

Лукашенко тошнит от демократии. Путин называет либерализм неоправданным. Лукашенко утверждает, что его режим для Запада что кость в горле, и обещает помешать супостатам, из-за бугра финансирующим противников его деградирующей диктатуры. Путин рассказывает о них же - о тех, "кто захочет приехать или прилететь и посоветовать, в какую сторону двигаться, какую политику проводить". Но, конечно же, это все грубый диктат, а мы знаем, как отвечать на грубый диктат...

Это действительно союзное государство - у них получилось! Государство, которое отгородилось от цивилизованного мира прошлым, которому удалось начертить не только на карте, но и в головах подданных черту между ценностями демократического мира и ценностями мира хватательного, шапкозакидательного, феодально-совкового.

Вожди этого мира точно знают, что Запад и либерализм нужно презирать, - только деньги свои они держат в западных банках и отдыхают на западных курортах.

Конечно, у них и дома все хорошо - тем более что Александра Григорьевича на Запад то и дело не пускают и ему приходится обустраиваться. Но главное, они научились пользоваться всеми преимуществами западной цивилизации при сохранении советского единомыслия - то, чего не удалось добиться их предшественникам из ЦК КПСС.

Поэтому любая неконтролируемая мысль их пугает. Поэтому в обеих частях союзного государства сведены на нет всякие зловредные Соросы. Это кажется высшим достижением стабильности: депутаты парламента соседней Украины уже начали работать над законом, прижимающим к ногтю гражданское общество и изгоняющим из страны иностранные фонды. Чтобы было так же хорошо, как в Москве или Минске. Чтобы президент Янукович мог грозить с трибуны зловредному Западу так же, как грозят премьер Путин и президент Лукашенко. Чтобы тоже мог перестать говорить о реформах и начать предостерегать от шараханий. Чтобы тоже мог проправить пару десятилетий - как минимум.

Ведь для этого нужно немного - просто выключить свет.