9 апреля 2011 г. 10:50
В передаче «Слово пастыря», вышедшей в эфир 9 апреля 2011 года на Первом канале российского телевидения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о причинах критики, звучащей в наше время в адрес Церкви.
Доброе утро, дорогие телезрители.
В адрес передачи «Слово пастыря» и лично в мой адрес поступил целый ряд вопросов. Я отобрал, на мой взгляд, наиболее интересные из них и хотел бы в меру своих сил на них ответить.
«Ваше Святейшество! Я всегда с душевной болью сталкиваюсь с людьми, которые враждебно относятся к вере и к Православной Церкви. Удивляюсь, почему этих людей так много. После стольких мучений и страданий, перенесенных в XX веке нашей Церковью, священниками, верующими, это кажется странным. Нет такой лжи и злобной клеветы, пущенной о Церкви и ее иерархах в СМИ, которая бы не была с радостью подхвачена. Может быть, и самой Церкви стоит иначе относиться к этому и как-то изменить свою работу с людьми и с миром?» (Из письма Валерии Яковлевны Кошелевой, город Москва).
Валерия Яковлевна, Вы поднимаете очень важный вопрос, и боюсь, что подробный ответ на него не уложится в рамки нашей программы. Но начну с последнего — может быть, Церкви стоит что-то поменять? Церкви нужно все время анализировать свою работу, свой стиль общения с людьми, с окружающим миром, постоянно корректировать свое служение. Такова задача Церкви, и это действительно происходит.
Церковь критикуют не потому, что она неэффективна, не потому, что она плохо работает. Церковь критикуют по другим причинам. И для того чтобы доказать этот тезис, я приведу пример из нашей недавней истории.
Действительно разрушенная, изничтоженная Русская Православная Церковь: погибшие священники и миряне, закрытые храмы, оскверненные святыни… Вся страна стояла, да и сейчас стоит в этих церковных руинах. Достаточно пролететь на самолете на небольшой высоте над Подмосковьем, над Ярославской областью, над другими областями русского Нечерноземья, чтобы увидеть страшные памятники той эпохи — полуразрушенные, разрушенные, разрушающиеся храмы. Ни в одной стране мира никогда, за всю историю человеческой цивилизации не было сделано с религией, с верой то, что было сделано у нас.
И вот наступили иные времена, и Церковь начала восстанавливать эти храмы. Силенок было мало, людей не хватало, о деньгах уж и говорить не приходится. Потихонечку, потихонечку всем миром наваливались, восстанавливали, но ведь и тогда звучала критика в адрес Церкви — может быть, не такая яростная, как в наше время, но тоже звучала. За что же тогда критиковали Церковь? А нам показывали пальцем на других, в частности на западных христиан, и говорили: «Ну посмотрите, какой они ведут диалог с обществом! Как они активны в области миссии! Как у них развито социальное служение! Как они занимаются образованием молодежи! А вы-то что делаете? Да ничего не делаете, вы как прорабы на своих стройках!» До самого недавнего времени нашу Церковь обвиняли именно в ее неэффективности. Но то была не забота об эффективности Церкви, а просто желание сказать нечто, что отвратило бы людей от Церкви.
Настали времена, когда Церковь активно участвует в диалоге с обществом — и с интеллигенцией, и с политическими силами, и с творческими союзами, и с профсоюзами, и с отдельными людьми; причем участвует в этом диалоге активно, не как ведомое, слабое начало, а предлагая идеи, часто очень яркие, привлекательные, которые активно обсуждаются. Церковь повернулась лицом к молодежи — работа с ней организуется во всецерковном масштабе. Церковь занимается социальной работой, благотворительностью, идет к бедным, нищим, сиротам, бездомным, участвует в тушении пожаров, поддерживает жертв природных катаклизмов...
И что? Раздается еще более яростная критика — теперь уже за эту активность: «Церковь лезет во все поры! Церковь мечтает взять контроль над нашими душами! Церковь сращивается с государством! Церковь — самая богатая организация! Посмотрите, сколько у нее недвижимости!»
Посмотрите с вертолета на эту недвижимость, на эти руины и полуруины, которые еще надлежит восстановить!
Но кто об этом знает? Важно создать миф — миф о богатой Церкви, опирающейся на власть, на государство, влезающей во все поры, стремящейся контролировать сознание. И одно, и другое — ложь. Как лгали тогда, обвиняя Церковь в беспомощности, так лгут и сейчас.
А вот теперь вопрос: а почему так происходит, и будет ли время, когда этого не будет? Такого времени не будет, потому что «диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие» (Ф.М. Достоевский). И всегда будут люди, которые откликнутся на весть Христа Спасителя, которые пойдут за Ним подобно тому, как шли за Ним апостолы, как шли за Ним жены-мироносицы, как шли за Ним мученики и исповедники в Древнем Риме, как шли за ним мученики и исповедники XX века, уничтожаемые как раз теми, кто боролся против слишком активного присутствия Церкви в жизни народа и в жизни общества.
Но кто-то может спросить: «Почему же все это происходит?» Ведь есть и те, кто ни в Бога, ни в диавола не верит, и ссылки на Бога и диавола их не убеждают. Таким людям нужна доказательная социальная база: «Вот покажите, что в обществе происходит. Покажите, что происходит в реальной жизни, — в это мы поверим».
Таким людям можно сказать следующее. Причина противления Церкви заключается не в идеологическом несоответствии доктрин. Ведь сейчас практически никаких доктрин не существует — светских доктрин. Причина — во внутреннем неприятии проповеди Церкви. Когда Церковь находилась в замкнутом пространстве, когда она была у себя в храмах, когда ее слово никто не слышал, тогда у большинства, в том числе и у нашей интеллигенции, было романтически-снисходительное отношение к Церкви как к некоему фольклору, как к некоей части культурной традиции. Тогда Церковь была где-то там, вдали. Но когда Церковь обращается сегодня к людям и проповедует Христа так, что это становится слышным, то эта проповедь многих не устраивает, потому что она расходится в принципе с их жизненными установками.
Например, привык человек грешить, а ему говорят: «Грех — это плохо; ты неправильно живешь». Привык человек злоупотреблять пищей, алкоголем, наслаждениями, а ему говорят: «Так жить нельзя», и объясняют, почему; причем говорят так, что очень многие другие слышат. Кто-то откликается на эту проповедь и старается изменить свою жизнь. А кто-то говорит: «Нет, это вы должны уйти из общественного пространства. Я вас слышать не хочу. Вы мне мешаете, вы бросаете вызов моей идентичности. Я грешник, это моя суть, но я не хочу, чтобы мой грех назывался злом». Вот здесь и происходит мировоззренческое столкновение, которое претворяется в реальной жизни, которое затрагивает суть человеческих отношений.
Если говорить о противодействии церковной проповеди — она была всегда. В римское время гнали Церковь, просто физически уничтожали. Во времена внешне как бы более благоприятные для Церкви ее пытались, выражаясь современным языком, «переформатировать», переделать, приспособить. Иногда это удавалось — по крайней мере, по отношению к отдельным представителям Церкви. Что же касается тех, кто не «переформатировался» даже в условиях, казалось бы, очень благоприятных, за теми присматривали или тех наказывали. Самый яркий пример — святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, великий отец Церкви, живший в V веке. V век — расцвет Православия в Византии, торжество веры. А где закончил свою жизнь святитель Иоанн? В ссылке, в Абхазии. В то время это было гиблое место — малярия, инфекции, тяжелый климат… Там он и погиб, будучи сосланным «благочестивыми» императорами Византийскими. XX век полон самых что ни на есть жестких примеров того, как Церковь ограничивали, уничтожали или пытались «переформатировать»...
То же происходит и сегодня. Нас пытаются «переформатировать», изменить наш язык, понизить влияние на сознание людей. А что мы можем ответить? Нас нельзя «переформатировать», потому что если меняется природа Церкви, то Церковь исчезает и от такой Церкви народ отказывается. Церковь всегда будет нести миру свидетельство о добре и зле, о правде и лжи, о свободе и рабстве, об ответственности и безответственности. Если когда-то этот голос умолкнет, то люди потеряют всякую способность различать добро и зло, в том числе и в общественном пространстве.
Вот почему Церковь будет продолжать свое служение — со смирением, неся поношения. Ничего нового нет — мы к таким поношениям привыкли за 2000-летнюю историю. Но Церковь обязана свидетельствовать миру о Божией правде, свидетельствовать, как говорит апостол Павел, «во время и не во время» (2 Тим. 4, 2), утверждая великую весть о Царствии Божием и привлекая к этому Царствию каждое последующее поколение людей.
На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, и до новых встреч.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Комментарии
Евреи ждали миссию, который освободит их от гнета римлян. А вы ждете патриарха, который будет противодействовать власти.
Церкви по большому без разницы, кто у власти, поскольку там грешники. А куда грешник (слепой) может привести, других грешников (слепых). Церковь борется за души людей, а не за хорошую жизнь.
Но правду, кто из чиновников с кем спит, нет.
Церковь, не обсуждает грешников!!!
А власть действительно в руках Всевышнего, так как он повиливает душами властителей мира. И все кровавые дела на земле творятся с Божьего позволения. Только вам не понять, что это и зачем!
А я добавлю "что сострадательное милосердие Господа пребывает со всеми теми, которых Он избрал за их ВЕРУ, и оно делает их могучими и даже даёт спасительную силу". И кто ищет, тот находит, как это было со времён древних, и получает дар Святаго Духа.
У вас такого нет! И наверно не будет.
Может ВАМ и не надо.
А нам православным христианам надо, поэтому во время литургии молимся за нашего Кирилла, во всех православных приходах.
Вы или не знаете Евангелие или сознательно лукавите. В обоих случаях, наша дискуссия бессмысленна.
"Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? " (Матф.7:1-3)
Вот прямое указание, не судить конкретного человека, ибо люди не понимают природу поступков. Ведь и разбойника создал БОГ, и он выполняет свою функцию. Осуждать разбойника так-же глупо, как осуждать волка за то что он съел зайца.
"Ведь и разбойника создал БОГ" - а это уже прямая ересь, которая чужда христианству, поскольку отрицает основу -абсолютность Добра.
Мне вас и судить-то не надо - в священном Писании есть ответ (Рим.3) "5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых".
Через боль и страдания, душа совершенствуется. Другого пути НЕТ.
Без ЗЛА, нет и добра.
Поэтому сказано:
"Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку." (Лук.6:29)
От ЗЛА можно только отойти, и самому ЗЛО не творить.
ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,"
(Матф.13:11-14)
Может вам больше католическая или другая церковь подойдет.
А где ваша церковь? Где ваши братья и сестры? Вы молитесь, одни, каждый сам за себя. А ведь сказано:
"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них."
(Матф.18:18-21)
Пример, женщина чувствует ВЗГЛЯД на себе, и оборачивается на смотрящего. Так и верующий чувствует Бога в православном храме, и СВЯТОЙ ДУХ исходит в том числе и от некоторых священников. Я знаю это по своему личному опыту.
Но чрез путь освобождения Бога нашего, Святого Израилева, эта смерть, о которой я говорил, есть смерть временная, и она возвратит своих мёртвых; эта смерть есть могила".
Есть только один Патриарх - Христос Господь, и нет другого кроме Него. А соборы и троицы люди сотворили. С людьми и примут осуждение диавола, если не покаются в грехе своём!
Поэтому я не вижу смысла, далее развивать эту тему. Я пытался донести до Вас, что ВЕРА, реальная часть нашей повседневной жизни, а не теоретические рассуждения.
Может посмотрев фильм, вы поймете меня.
http://www.youtube.com/watch?v=miS2a_A-G88
http://www.youtube.com/watch?v=tohmFDXLAT0
Верьте как хотите и поклоняйтесь тому, чему вы поклоняетесь. Мы же будем верить, в то, что мы верим, а когда придёт Суд Божий, Он и
рассудит: кто прав, кто нет.
Я сильно сомневаюсь в этом. Святой Дух, не может находиться в теле человека, в котором живет гнев и обида. Почитайте свои посты, сколько в них негативной энергии.
Да и вы лишены святого причастия, а Иисус сказал:
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною."
(Иоан.6:54-57)
Без причастия, нет в Вас Христа, и быть не может, поскольку так завещал Иисус.
Да и вы уклоняетесь от ответа, как вам фильмы то, понравились?
А если в вашей церкви проповедуют те взгляды, которые вы в комментах изложили - то это никакая не православная церковь, даже если у неё сто уставов и двести раз написано, что она православная.
Впрочем, вам лучше это со своим священником обсудить. Удачи!
Мы причащаемся вином и хлебом. Последний раз около недели назад.
И обиды у меня нет. Только ярость огня, готового пожрать противников Господних.
Не тот, кто провозглашает себя верующим, достоен венка, а тот, кто исполняет волю Божию.
Никакой отрицательной энергии я не несу, а только то, что заставляет человека искать и находить.
И насчёт причастия вы говорите не зная. Мне попы для причастия не нужны; не хочу исповеди у Николаитов.
От некоторых икон исходит БЛАГОДАТЬ, на физическом уровне, и люди это реально физически чувствуют.
Спаси Господи.
Вы сами-то понимаете, что плетёте?! Не надо свою глупость на других перекладывать! Он, видите ли понимает, с ним Бог напрямую беседует!? А может галлюцинируете?
Посмотрите на эти фотографии и сразу увидите душу человека и состояние этой души (духовного развития) в настоящее время.
Человек, есть ДУША. Если термин эволюции приемлем к человеку, тогда он приемлем и к ДУШЕ человеческой.
Понятие ЗЛО и ДОБРО, являются относительными понятиями. Когда родитель наказывает ребенка, то он делает ДОБРО, а ребенку кажется ЗЛО.
Приходили люди, оставляли кольца и браслеты. Килограмм наверное. И что? Как-то раз залезли какие-то наркоши и украли икону вместе с золотом. Искали эту икону всем миром. Так попы хотели даже ритуал осуждения сделать, и подвергнуть их анафеме и отлучению, воришек этих. Но вовремя образумились.
Благодарить надо Бога, а не образа нарисованные человеком. Где заповедь? "НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА"
И слава эта - Господня!
А идол в мире ничто: " да не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников - изображения, испещрённые различными красками, взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мёртвого образа.
И делающие, и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные таких надежд... Сердце их -пепел, и надежда их ничтожнее земли. Ибо они не познали Сотворившего их и вдунувшего им деятельную душу, и вдохнувшего в них дух жизни".
Я же из своих взглядов тайны не делаю - http://gidepark.ru/user/4222232258/article/141136 там есть раздел Добро и зло, но вам придётся серьёзно напрячься, чтобы хоть что-то понять. Удачи!
У меня в блоге есть и другие статьи - интересно, у кого они присвоены.
Ответы на ваши вопросы в работе есть - читайте внимательней.
О чём мне писать - я тоже разберусь. Как раз сейчас заканчиваю переписывать у вашего знакомого академика очередную статью, через несколько дней опубликую.
Удачи вам в познании!
Здесь неплохо воспользоваться организационным опытом других концессий. Взять пример мусульманских общин с их паломничеством в Мекку. Безусловно здесь простое копирование неуместно. Но трудно переоценить положительный эффект от встреч православных из разных стран в святых местах Израиля (и не только). А как бы были полезны молодёжные лагеря, в этих же местах для молодых людей специально собранных из разных стран и мест. Здесь можно было бы не только воспитывать молодых, но и приобщать их на деле к богоугодным делам.
Главные недостатки РПЦ, да и любой религии:
- каждый считает, что его религия лучшая,
- духовенству проще управлять послушными овцами, послушными рабами Бога, а не свободными развитыми Личностями,
- духовенство убрала из Святых писаний некоторые положения себе в угоду (Христос был женат на Марии Магдалине, а ее сделали распутницей, чтобы оправдать безбрачие католиков; реинкарнацию душ - святые отцы всем говорят, что душа живет один раз на Земле, а потом попадает либо в ад, либо в рай.
- Богу нужны Сотрудники, а не рабы! Рабы нужны церкви.
- причислили неугодные церкви религиозные течения и народные сообщества к сектам, чем отдалили от себя членов этих якобы сект,
- живые контакты с Богом и Святыми религий определили как "от дьявола" потому, как сами не могут с Ними контактировать из-за догматических установок,
- да и сами догматы давно устарели, но до сих пор руководствуются ими как своим Уставом, что говорит о том, что церковь не развивается, а погрязла в болоте этих догматов
Хочу добавить, что исполнительность догматов православия зиждется на покорном копировании поведения евреев, которые, до мелочи, исполняют всё то, что написано древними бродягами песков Синая.
Даю рубь за сто, что сам он в эту религиозную дурь не верит.
Делайте ставки.
1. На задней стороне многих икон в православных лавках написано: Русь святая! Храни веру православную! - Это к кому обращено?
Напомню для тех кто не знает, - мы живём на территории, которая называется Россия, а не Русь.
2. Является ли пастырем Патриарх Московский и всея Руси для православия не Руси, а России? Если является, то может стоит прекратить жить феодальным прошлым древней страны. Ведь "наше" святейшество Кирилл пользуется не лошадями, а автомобилем.
Не пора ли "нашим" вождям РПЦ выйти из гипноза древних убеждений?
Не пора ли "нашим" вождям РПЦ понять, что вселенная развивается не по феодальным законам наследства, полученного от ИУДЕЕВ, а по законам мироздания?
А увидеть страшные памятники разрухи в результате правления его власть предержащих прихожан
(или корешей) - Ельцина, Путина, Медведева, Гундяеву не приходилось?. Разбитые дороги,заросшие бурьяном поля, брошенные фермы, заводские руины, вымирающее население, беспризорных детей и пр.
Или главное не судьба народа, а чтобы голд был на куполах, крестах и на пузе, а в гаражах у попов
мерины и бумеры. Тут намедни его идеолог Чаплин сказал, что так надо, чтобы величие РПЦ
показать, мол ее авторитет растет пропорционально богатству.
http://gidepark.ru/community/1933/article/315124