Одно давнее лето в Царском Селе (авт ф)

 

Мы ехали с Тётушкой Евгенией в Ленинград впервые после войны.Она- в отпуск,я в награду за успешный переход в 5-ый класс.Тётя решила съэкономить и купила мне детский билет, полагаясь на мою худобу и малый рост.Но при первой же проверке нас оштрафовали.Тётушка отчаянно кокетничала с молодым контролёром, но это не помогло.

 

     С незапамятных времён наша родня селилась в Питере, около Питера и по Николаевской дороге, когда её ещё и в проекте не было.Война выбила всех с насиженных мест и мы ехали по новым, временным адресам.Тётушка стремилась в Павловск(Слуцк), где она училась в школе.Но задержались мы в Пушкине у её (и маминой) сестры Надежды..

 

     Тётя Надя вышла замуж в 16 лет.Её муж, дебошир и пьяница, Егор с войны не вернулся.Она осталась молодой вдовой с двумя мальчишками.Миловидная, белокурая Надежда обладала таким неунывающим, весёлым нравом, в ней было столько доброты и сочувствия ко всему на свете,что в 1947 году я застала её под другой фамилией и с другим мужем.

 

       После войны для жилья использовали всё, что уцелело.В Пушкине старинные особняки,не ремонтируя.наскоро превратили в коммуналки.Большие залы разделили дощатыми перегородками на клетушки.Стенки не доходили до потолка.Слышимость была идеальной.Спать мешали разные шорохи и звуки , к тому же в досках поселились клопы.С почерневших потолков осыпалась лепнина, из рассохшихся паркетных полов выскакивали плашки.Но люди радовались и такому пристанищу.Жили дружно, часто смеялись, пели военные песни, играли на аккордионе ,радовались отмене карточек на продукты, мечтали о прекрасном будущем.

 

       Мои братья на всё лето уехали в пионерский лагерь.Надежда с мужем уходили на работу.Мою радость от ничем не ограниченной свободы омрачал малолетний нахалёнок:Он повисал на подоконнике,заглядывал сквозь стекло в комнату, выкрикивал одну и ту же похабную частушку и трусливо убегал.

 

     Я съедала прямо со сковороды свой обычный завтрак:толстые, длинные макароны, поджаренные на масле и присыпанные сахарным песком, и отправлялась в Екатериненский парк собирать гербарий(задание на лето по ботанике) Денег за вход у меня не было и я приходила раньше билетёрши.

 

     В Парке война напоминала о себе на каждом шагу.Деревья ,посечённые снарядами, многие без вершин.На дальних аллеях возле постаментов на земле разбитые статуи.Иногда попадались таблички:»Проверено.Мин нет» Вместо дворцов стояли кружевные руины и на подступах к ним фанерные щиты с надписью»Не подходить! Опасно для жизни»,но Лицей уже восстанавливали. Через 2 года его открыли для посетителей.Поблизости на чугунной скамье сидел бронзовый Пушкин.Уцелел и фонтан « Молочница с разбитым кувшином» Рядом –стенд со стихотворением:

 

               Урну с водой уронив, об утёс его дева разбила

                 Дева печально сидит.праздный держа черепок.

                 Чудо! Не сякнет вода, выливаясь из урны разбитой!

                 Дева над вечной струёй вечно печально сидит.

 

                                  

 

       Знаменитое Розовое Поле буйно цвело.Меж кустов ходили женщины и срезали головки полностью распустившихся роз.Кусты после этого давали больше бутонов.Цветы отправляли на парфюмерную фабрику.

 

       В выходной меня возили в Ленинград,его посмотреть и меня показать.До войны это делал Дед.Хорошо помню его причёску ёжиком, густые усы, белый форменный китель с золочёными пуговицами.Он заодно учил меня хорошим манерам.Мне запрещалось:вскакивать с места, орать, показывать пальцем на что –либо; жевать кружевной воротник у платья и ленты от шляпки. Дедушка войну не пережил.Его немцы сожгли заживо.

Послевоенный Ленинград был весь в строительных лесах.Повсюду штукатурили .красили , белили. Но меня интересовали две вещи :мороженое и зоопарк.Мороженое возили в тележке, в большой кастрюле, обложенной льдом.Рядом стояла коробка с круглыми вафлями.В небольшое приспособление (плоский цилиндр с подвижным дном) закладывалась вафля, на неё мороженое и снова вафля.Потом этот сэндвич выталкивался из формы.Брать его нужно было большим и указательным пальцем за вафли и вращая вылизывать между ними мороженое.На каждой вафле было выдавлено мужское или женское имя и я всё надеялась встретить своё.

 

             В зоопарке шла реконструкция Звери ютились в тесных клетках.Бегемот еле помещался в бассейне размером с небольшую комнату.Обезьяны отворачивались от зевак, показывая красные безволосые зады.В отделе пернатых по земле ходила большая птица.За ней шлейфом волочился длинный хвост.И вдруг он развернулся веером ,затрепетал, переливаясь всеми оттенками синего , зелёного и золотого.На конце каждого пера был круглый орнамент.Это был Павлин.Он сразил меня наповал своей красотой. И , конечно, осенью в школьном сочинении о лете весь свой запас восторженных слов я вылила на этого петуха.

 

       Результат был неожиданным.Учительница никакой отметки мне не поставила.Красными чернилами,красивым почерком, она вынесла свой приговор:»Очень хорошо, но не надо списывать с книги.» Обида комом застряла у меня в горле, я не могла говорить, ответить- где могла видеть павлина.Одним махом меня отучили на всю жизнь изливать душу письменно и устно.

 

           В августе за мной приехала Бабушка.Она сшила мне белое льняное платье, на груди вышила голубым мулинэ.В этом платье она отвела меня крестить в маленькую деревянную часовенку, утопающую в цветах.Старенький священник надел мне на шею оловянный крестик на шнурочке..Не знаю,Не помню. Где, когда и как я потеряла свой оберег.Может поэтому моя жизнь сложилась не так, как могло бы быть.

 

         А Царское Село полностью восстановили к 1990 году.Оно стало ещё лучше, чем до войны.: роскошные дворцы, великолепные парки и тысячи туристов

.

 

 

Для справки;       Царское Село освободили от немцев в феврале 1944года. Оккупация длилась 2года и 5 месяцев.

       За это время погибло 18368 жителей:от авиабомб-285, от голода-9514,расстреляно-6267,(50 детей),повешено-1105,умерло от истязаней-1214человек.

       Угнано в рабство-17968человек.

Город был полностью разрушен.Уходя немцы заминировали всё, что могли:парк, улицы, остатки домов, квартиры, столы, стулья брошенные вещи.Жителей в город не пускали

       Для спасения возвращающихся из эвакуации ящиков с экспонатами от крыс из Сибири в тёплых вагонах привезли 5000 кошек.Своих съели в блокаду.Кошка стоила 500 руб, 1кг хлеба с рук-50руб, оклад сторожа-120руб.

         Первой восстановили комнату Пушкина в Лицее Над ним подняли красный флаг взамен фашистского со свастикой, висевшего 29 месяцев.

 

101
1615
45