Неизвестная война. Глава 1. Операция «Катапульта». Расклад сил.

На модерации Отложенный

Неизвестная война. Глава 1. Операция «Катапульта». Расклад сил.



«Лучше стать нацистской провинцией, чем британским доминионом!»

Третьего июля одна тысяча девятьсот сорокового года, спустя 12 дней после подписания перемирия между Францией и Германией, по сути, означавшую капитуляцию Франции, Великобритания, без всякого объявления войны напала на Францию. Интересно, часто ли об этом вспоминают в объединенной Европе, отмечая 8 мая годовщину победы над гитлеровской Германией?

Участник первой мировой войны и кавалер двух железных крестов, Адольф Гитлер тяжело переживал унижение Германии, оформленное Версальским договором. Поэтому, как и все маниакально возбудимые люди, он не преминул реализовать свои комплексы, заставив французов подписать акт о перемирии в компьенском лесу, в штабном вагоне маршала Фоша, том самом, где последний в 1918 году принимал капитуляцию кайзеровской Германии.

 

подписание соглашения о перемирии между фашистской Германией и Францией. Компьень. 22 июня 1940 г.

А ведь еще совсем не давно, английские и французские войска, прижатые к морю у Дюнкерка, с трудом сдерживали натиск немецкой группы армий «А» под командованием фельдмаршала Рундшета. Положение было критическим. Но, неожиданно случилось чудо, которое позволило, бросив технику на берегу, пересечь Английский Канал и эвакуировать личный состав в Англию.  До возвращения союзников в Нормандию будет еще четыре года войны….. В том числе, и друг с другом....

 

эвакуация английских войск. Дюнкерк. 1 июня 1940 г.

Согласно официальной историографии, 24 мая Гитлер побывал в ставке командующего немецкой группой армий «А» Рундштедта. Командующий, основываясь на военной обстановке, доложил, что необходимо сберечь танковые части для второго этапа операций во Франции. Гитлер согласился и приказал танковым дивизиям остаться на месте. В последующие дни в потоке приказов и контрприказов об инициативе Рундштедта забыли, но именно она послужила первопричиной указаний Гитлера — приостановить наступление у Дюнкерка. Через несколько дней, вспоминает Рундштедт, он рекомендовал верховному командованию: чтобы «мои пять танковых дивизий были немедленно брошены на город и полностью уничтожили отступавших англичан. Однако я получил твердый приказ от фюрера, что я ни в коем случае не должен наступать и мне было категорически запрещено подходить ближе, чем на 10 км, к Дюнкерку. Мне было разрешено использовать только орудия средних калибров. На этом расстоянии я и находился, наблюдая бегство англичан, в то время как моим танкам и пехоте было запрещено двинуться вперед».


 

Мне думается, что все списывать на недальновидность немецкого командования и лично Гитлера, было бы не правильно. Не такими уж они простаками были, как нам часто пытаются показать. Вести такую войну на два фронта, дано не каждому. Но, видно такой уж у Германии крест, быть сильной только в союзе с Россией и находить свою гибель, нападая на нее. Судя по всему, продвижение танков Рунштедта и Гудериана остановила корабельная артиллерия. Все - таки, что не говори, Английский Флот есть Английский Флот. И танки были остановлены на границе досягаемости корабельной артиллерии. Да и что это были за танки, на бензиновых двигателях, скорее танкетки. Кстати, именно они, спустя год выдвинутся против советских КВ и тридцать четверок и будут побеждать их….

До сих пор нам пытаются внушить мысль о том, что Гитлер пытался заключить мир с Англией, для совместного нападения на СССР. Многие немецкие генералы, после войны, также пытались проводить эту мысль. «Приказ Гитлера, — отмечал германский генерал Блюментритт, — запретивший атаковать англичан у Дюнкерка, убедил многих среди нас, что фюрер считал возможным договориться с Англией. Я беседовал с некоторыми офицерами военно-воздушных сил, и они также заявили, что Гитлер запретил им наносить сокрушительный удар по британским судам у Дюнкерка». Сомневаюсь. Сильно сомневаюсь. Целью Гитлера была именно Англия. Помешал Флот.

Вообще, это была странная война. Меня не оставляют сомнения, что Англия «сдала» Францию. В Великобритании, на первом месте всегда был трезвый расчет. Там понимали, что СССР и Германия, неизбежно сцепятся в смертельной схватке, а остров, устоит, охраняемый Флотом, равного которому в мире не было. Но, это тема совершенно другого исследования. Объективного и не предвзятого…..

Кстати, в самой Британии англичане ясно показали, что не считают французов ровней. Вывезенные из Дюнкерка французы тут же были отправлены на фронт. А вот все британские солдаты получили семидневный отпуск (то есть отправились по домам). А ведь в этот момент решалась судьба Франции…

Бегство английских войск из Дюнкерка подорвало доверие к своему союзнику со стороны руководства Третьей республики. Когда 16 июня 1940 года британский премьер Черчилль, приехав в Тур (Париж был уже сдан немцам), изложил французскому правительству свой план дальнейшей войны, он был встречен весьма холодно.

карта Франции после поражения в войне с Германией

Предложение Черчилля сводилось к тому, что Англия и Франция объединялись в одно государство, при это Англия брала на себя все финансовые расходы по ведению войны. Черчилль считал возможным удержание плацдармов в Бретани и на юге Франции. Французов это прельстить не могло, так как театром военных действий при этом была Франция. Ей предстояло быть обращённой в развалины, тогда как англичане жертвовали лишь деньгами! Кроме того, французские правители не без оснований считали этот план покушением на колонии Франции. «Лучше стать нацистской провинцией, чем британским доминионом!» – это мнение уже сложилось к тому моменту во французских верхах. Черчилль уехал ни с чем, а Франция 17 июня начала переговоры о перемирии, завершившиеся спустя пять дней.

Поражение союзных армий во Франции и Бельгии привело к краху англо-французской коалиции. 22 июня 1940 г. Франция заключила перемирие с Германией и 24 июня - с Италией. Фактически военные действия были прекращены в начале суток 25 июня. С юридической точки зрения состояние войны сохранялось, и дипломатические отношения между Францией со странами "оси" не были восстановлены. Контакты между сторонами поддерживались через комиссию по перемирию со штаб- квартирой в Висбадене. Но Франция, утратив свою северную и западную части, сохранила свою целостность как государство и свою огромную колониальную империю. Её Флот, практически не участвовавшей в боевых действиях, представлял из себя заманчивый приз для любой из противоборствующих сторон. Как Англии, так и Германии.

Непосредственно Флота в соглашении о перемирии касались две статьи:

Статья 8. - "Французский военно-морской флот, за исключением части, разрешенной французскому правительству для защиты французских интересов в колониях, должен быть собран в определенных соглашением портах и разоружен под германским или итальянским контролем. Выбор этих портов будет осуществлен на основании базирования кораблей в условиях мирного времени. Правительство Германии торжественно заявляет правительству Франции, что не собирается использовать французский флот для своих собственных целей в войне в тех случаях, когда он будет находиться в портах, состоящих под германским контролем, за исключением тех единиц, которые понадобятся для патрулирования берега и траления мин . Далее, определенно заявляется, что не имеется никаких намерений предъявлять права на французский боевой флот во время подписания мира. За исключением той части французского боевого флота, которую предстоит определить и которая предназначается для защиты французских интересов в колониях, все боевые суда, находящиеся вне французских территориальных вод, должны быть отозваны во Францию".

Статья 9. - "Французское верховное командование обеспечивает германское верховное командование детальной информацией относительно минных полей, выставленных Францией, а также о всех крепостных и береговых батареях и оборонительных сооружениях.

Ликвидация минных полей должна осуществляться французскими силами до состояния, затребованного германским верховным командованием".

Аналогичные условия содержались и в 12-й статье франко-итальянского соглашения о перемирии, подписанного 24 июня в Риме. 

Премьер министр Великобритании, Сэр Уинстон Черчилль, в своих мемуарах «Вторая мировая война» писал:

- Присоединение французского Флота к германскому и итальянскому Флотам, учитывая страшнейшую угрозу со стороны Японии, вырисовывавшуюся на горизонте, грозило Англии смертельной опасностью и серьезно затрагивало безопасность Соединённых Штатов. ….. И, наконец, соглашение о перемирии могло быть в любой момент объявлено недействующим. Под предлогом его несоблюдения. Фактически, у нас не было никаких гарантий безопасности. Любой ценой, идя на любой риск, мы, так или иначе должны были обеспечить, чтоб Флот Франции не попал в ненадлежащие руки и не стал бы затем орудием нашей гибели и гибели других…

 

Выступая в Парламенте, Сэр Уинстон лукавил…. Ведь незадолго до падения Франции, премьер-министр Рейно понимая, что военная кампания проиграна, но надеясь продолжить войну из Африки и других колониальных территорий, был склонен к началу переговоров с немцами, только при условии согласия Великобритании. 15 июня он обратился к британскому правительству с соответствующей просьбой. Ответ англичан был следующим:

- Наше соглашение, запрещающее сепаратные переговоры о перемирии или мире было заключено с Французской республикой, а не с каким-либо правительством или государственным деятелем. Тем не менее при условии, но только при условии, что французский флот будет отправлен в британские порты немедленно и до переговоров, правительство Его Величества дает свое полное согласие на то, чтобы французское правительство обратилось с запросом с целью выяснить условия перемирия для Франции. Правительство Его Величества, преисполненное решимости продолжать войну, полностью иключает себя от какого- либо участия в вышеупомянутом запросе относительно перемирия.

Вот так просто. Отдайте Флот, а дальше подумаем, в качестве кого и как вас использовать. И, что с вас за это взять….. Как это по-английски….

 

линейный корабль «Страсбург»

Французский Флот был дислоцирован следующим образом:

Мерс-эль-Кебире  (северное побережье Алжира, оранская бухта)
Атлантический флот
 (командующий - вице-адмирал Жансуль)

1-я дивизия линкоров: "Дюнкерк" (флаг вице-адмирала Жансуля), "Страсбур"

2-я дивизия линкоров : (командир - контр-адмирал Бузен)

"Прованс" (флаг контр-адмирала Бузена), "Бретань"

2-я легкая эскадра : (командир - контр-адмирал Лакруа)

4-й дивизион лидеров  : "Тигр", "Линкс", "Керсен"

6-й дивизион лидеров_ "Могадор" (флаг контр-адмирала Лакруа), "Террибль", "Вольта"

Прочие корабли: авиатранспорт "Коммандан Тест" вооруженные траулеры "Лилиа", "Надаль", "Сэ нэ-па-вотр-аффэр" танкеры "Фреш", "Торран" лихтер "Пюиссант" буксиры "Эстерель", "Керуан", "Арман", "Кольгрен", "Котантэн", "Фрондёр"

Французские береговые батареи на побережье Оранской бухты: батарея Канастель - 3 орудия 240-мм форт Сантон - 3 орудия 194-мм батарея Гамбетта - 4 орудия 120-мм батарея Эспаньоль - 2 орудия 75-мм

Алжир, Оран и Александрия:

 Алжир

3-я дивизия крейсеров :"Марсейез" (флаг контр-адмирала Марки), "Галисоньер", "Жан де Вьен"

4-я дивизия крейсеров: "Жорж Лейг" (флаг контр-адмирала Буррагэ), "Глуар"

8-й дивизион лидеров: "Эндомтабль", "Малэн"

10-й дивизион лидеров :"Фантаск", "Одасье"

Оран

 миноносцы "Борделе", "Тромб", "Трамонтан", "Торнад", "Тифон", "Брестуа", "Булонэ", "Каск", "Корсар", "Пурсюивант".

подводные лодки "Диан", "Данаэ", "Эридис", "Ариан", "Псише", "Ореад"
авизо: "Риго де Жануйи", "Грандьер", "Шамуа", "Эмпетюоз", "Батайоз", "Курьёз"

сторожевые корабли: "Ажаксьенн", "Тулоннез", "Сетуаз", "Тер-Нёв", "Мариго"

тральщики: "Анжель Б", "Рэймон"

Александрия: линкор "Лоррэн" тяжелые крейсера "Дюкен" (флаг вице-адмирала Годфруа), "Турвилль", "Сюффрен"легкий крейсер "Дюге-Труэн"миноносцы "Баск", "Форбэн", "Фортюне",подводная лодка "Проте".

Даккар

Линкор «Ришелье», строительство которого еще не было завершено.

Касабланка (Марокко)

Линкор «Жан Бар», который только что пришел из Сен- Назера, вырвавшись из практически оккупированного немцами города и не имевший орудий.

 

 

 линейный корабль «Жан Бар»

         Сразу же после «чуда при Дюнкерке», Англия приготовилась нанести удар по собственному союзнику. Британским Адмиралтейством в спешном порядке разрабатывалась операция «Катапульта». Операция, в соответствии с которой, французский военно – морской Флот должен быть либо захвачен, либо уничтожен… Кто знает, вполне возможно, в Лондоне уже начали послевоенный передел мира…


Андрей Сотник © 2014

Начало можно прочитать по ссылке: