Кое-что о Стендале

На модерации Отложенный

23 января 1783 года родился французский писатель, известный вам как Стендаль.

Настоящее его имя Мари-Анри Бейль.

В печати он выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стендаль.

Мари-Анри Бейль стал одним из основоположников психологического романа*, однако своим современникам был известен по большей части как автор книг о достопримечательностях Италии.

Внимание широкой публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Оноре де Бальзак, в своём “Этюде о Бейле”:

Господин Бейль, более известный под псевдонимом Стендаль, является, по-моему, одним из выдающихся мастеров литературы идей, к которой принадлежат гг. Альфред де Мюссе, Мериме, Леон Гозлан, Беранже, Делавинь, Гюстав Планш, г-жа де Жирарден, Альфонс Карр и Шарль Нодье.

Анри Монье близок к ней  правдивостью своих сценок, подчас лишенных общей идеи, но тем не менее полных естественности и точной наблюдательности, столь характерных для этой школы.

Эта школа, которой мы уже обязаны прекрасными произведениями, отличается обилием  фактов, достоверностью образов, сжатостью, ясностью, короткой вольтеровской фразой, умением рассказывать, которым обладал XVIII век, и особенно чувством юмора.

У г-на Бейля и г-на Мериме, несмотря на их глубокую серьезность, есть что-то невыразимо ироническое и лукавое в манере излагать события. Смешное у них сдержанно. Это пламя, скрытое в кремне” – писал Бальзак*.

Пожалуй, самые известные произведения Стендаля это романы “Ванина Ванини”, “Красное и чёрное” и “Пармская обитель”

“Vanina Vanini”— повесть о роковой любви аристократки и карбонария, написанная в 1829 году. Была экранизированная в 1961 году Роберто Росселлини

“Le Rouge et le Noir” — важнейшее произведения Стендаля, получивший высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики роман успеха поначалу не имел.

 

Зато впоследствии этот роман не оставил равнодушными власть предержащих:

В 1864 году Ватикан поместил все «любовные романы» Стендаля, в том числе и этот, в «Индекс запрещённых книг».

В 1897 году Лев XIII подтвердил запрет.

Книга была исключена только из издания «Индекса», действовавшего с 1948 по 1966 год.

В 1850 году Николай I запретил книгу в России.

В 1939 году, во время диктатуры Ф. Франко, роман был изъят из библиотек Испании

“La Chartreuse de Parme” — третий и последний из завершённых романов Стендаля, который был им опубликован в 1839 году. Роман был написан во время приезда в Париж всего за 52 дня.

Именно эта книга побудила Бальзака написать о Стендале.

Дадим же ему слово:

Господин Бейль написал книгу, прелесть которой раскрывается с каждой главой.

При первом чтении, которое меня совершенно поразило, я находил недостатки.

При втором чтении длинноты исчезли, я увидел необходимость тех подробностей, которые сначала показались излишними или растянутыми.

Чтобы объяснить вам это, я снова пробежал роман.

Увлеченный чтением, я созерцал эту прекрасную книгу дольше, чем предполагал, и все показалось мне очень гармоничным и связанным – естественно ли, искусственно ли – в одно целое.+

 

Г-ну Бейлю, который рисует своих персонажей и в действии, и в диалоге,  достаточно несколько слов для портрета;

он не утомляет вас описаниями, он стремится к драме и постигает ее одним словом, одной мыслью.

Его пейзажи – немного сухие по рисунку, что, впрочем, соответствует духу страны, – сделаны легко.

Он останавливается на одном дереве, на одном уголке, который ему нужен, показывает вам линию Альп, со всех сторон окружающую место действия, и пейзаж готов“.

В том же стиле Стендаль описывает и батальные сцены:

В последнем своем шедевре г-н Бейль не взялся за полное описание битвы при Ватерлоо, он прошелся по арьергарду и дал два-три эпизода, рисующие поражение наполеоновской армии,

но столь мощен был удар его кисти, что мысль наша идет дальше:

глаз охватывает все поле битвы и картину великого разгрома” – пишет все тот же Бальзак.

Именно эта манера привлекла внимание Льва Толстого и определила стиль описания сражений в его романе “Война и мир”.

  Толстому приписывают следующее высказывание:

Я больше, чем кто-либо другой, многим обязан Стендалю. Он научил меня понимать войну. Кто до него описал войну такою, какова она есть на самом деле?

Существует две экранизации романа: французский фильм 1948 года режиссёра Кристиан-Жак, где главную роль сыграл Жерар Филип, и франко-итальянский телесериал 1981 года режиссёра Мауро Болониньи.

Также некоторые сюжеты романа обыграны были Бернардо Бертолуччи в его юношеском фильме 1964 года “Перед революцией”.

Стендаль прожил 59 лет, умер 23 марта 1842.

Современные специалисты полагают, что смерть наступила от разрыва аневризмы аорты.

 Болезнь Стендаля прогрессировала и последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии.

В своем дневнике он признается, что бывал настолько слаб, что был вынужден диктовать тексты.

Но, несмотря ни на что, Стендаль работал до самого конца.

Похоронен писатель на кладбище Монмартр.

Согласно завещанию Стендаля, на его могиле выбили надпись:

Арриго Бейль
Миланец
Писал. Любил. Жил.

*Роман, объектом которого является субъект. В то время как другие формы эпоса берут человека извне, описывая обстановку его жизни, его действия, слова, наружность, — психологический роман проникает внутрь «я»: сознанию читателя преподносится сознание