Гончие Кайзера. Введение

Гончие Кайзера. Введение

Фрегаттен-капитан (капитан 2 ранга) Мюллер, командир крейсера "Эмден"

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

 

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

 

Чья не пылью затерянных хартий -

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь

 

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

 

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет

 

Н.С. Гумилев

 

         Начало двадцатого века характеризовалось борьбой ведущих капиталистических держав за завершение колониального передела мира. На ведущие роли вышли две силы, противоречия межу которыми достигли угрожающих размеров и давно прошли точку не возврата – дряхлеющей, но остающейся практически непобедимой Британской империей, успевший захватить колонии во всех частях света, и, над территорией которой «никогда не заходило солнце» и молодым хищником – Кайзеровской Германией, образовавшейся мене чем за полвека до этого и опоздавшей к разделу колониального пирога. Остальные державы тоже не были миротворцами, но именно Британия и Германия явились инициаторами и основными игроками борьбы за передел мира и сфер влияния.

Почему именно они?

На протяжении столетий Англия безраздельно господствовала на море. Это явилось следствием того, что Англия - остров, поэтому ей было гораздо выгоднее содержать флот, чем сухопутную армию. Германия же, напротив, была континентальной страной, и основную роль должна была бы играть сухопутная армия. Но с появлением Германской колониальной империи, общее мнение, что "морское могущество означает мировое господство" требовало наличия сильного военно-морского флота для защиты своих владений.

Германия в качестве новой колониальной империи должна была иметь сильный флот для отстаивания своих интересов в мире. Невозможность достижения каких-либо значительных результатов в мировой политике без помощи флота стала очевидной после дипломатического поражения Германии в улаживании Марокканского кризиса 1905 года и вынужденного компромисса с Англией в бурском вопросе. Так возникло одно из самых болезненных противоречий со старейшей колониальной империей - Англией.

Кроме той весомости, которую флот должен был дать Германии, флот был необходим для деблокады немецких портов при доставке в Германию железной руды и продовольствия в случае войны. Английское правительство понимало, что военно-морской флот Германии заставит Англию не только считаться с немецкими интересами в колониальном вопросе, но и создаст угрозу морским коммуникациям Британской империи в случае войны. Это была серьезная опасность, так как Англия, также как и Германия, зависела от поставок продовольствия и сырья из колоний. Сознавая это, Англия втянулась в гонку военно-морских вооружений, которая продолжалась вплоть до начала первой мировой войны. Разработка качественно новых военных кораблей - "дредноутов" лишь усилила конфронтацию между двумя державами, так как старые виды кораблей, в количестве которых Англия имела традиционное преимущество, переставали играть существенную роль.

 карта Британской колониальной империи

         Метрополия во многом зависела от своих колоний и разрыв коммуникаций, подрыв её внешней торговли мог нанести империи смертельный удар. Недаром, планы континентальной блокады острова разрабатывал ещё Наполеон Бонапарт. Да и русский Главный Морской Штаб почти полвека готовил планы и Флот к ведению крейсерской войны. Британия, располагая многочисленной сетью военно – морских баз, практически, на всех театрах военных действий, могла позволить себе содержать военные эскадры во всех районах Мирового Океана, обеспечивать их снабжение и пополнение запасов. Но в этом была и слабость Королевского Военно – Морского Флота. Ни одно государство мира, даже самое богатое, не могло позволить себе создать Флот таких размеров, чтобы полноценно покрыть все опасные участки Мирового Океана. Флот – это очень дорогое удовольствие. Поэтому, в качестве стационеров в колониях, как правило, использовались старые, выслужившие свой срок корабли, которые не могли эффективно противодействовать специально построенным и хорошо вооруженным рейдерам. Для охраны своих коммуникаций, Британия была бы вынуждена либо концентрировать основные силы на ключевых направлениях, проводя, в том числе поисковые операции, на особо угрожаемых направлениях, оголяя и, оставляя без защиты другие, либо, переводя боеспособные силы метрополии, уравнивая тем самым силы с противником, располагающим несопоставимыми в качественном и количественном отношении силами.

         Именно в этом и заключаются главные принципы ведения рейдерства, по крайней мере, в начале прошедшего века:

Прерывание коммуникаций и снабжения метрополии;

Ослабление и распыление военно – морских сил метрополии.

         Всё просто. Располагая гораздо меньшими силами, можно уравновесить баланс и даже, добиться победы. Германия уступала Великобритании в качественном и количественном составе ВМФ, но бросила ей вызов и вполне могла победить. И во многом, благодаря своим рейдерам, настоящим Гончим Кайзера.

         Какими заморскими территориями владела Германская империя к началу Первой Мировой войны?

Территория современной Намибии. В апреле 1884 года из них была образована Германская Юго-Западная Африка;

Германское Того - июль 1884 года;

Германский Камерун - июль 1884 года;

Германская Юго – Восточная Африка - современная Кения – июль 1885 года;

Кроме того, в мае 1885 года в Океании к Германии перешли:
Германская Новая Гвинея;

Архипелаг Бисмарка.

Между прочим, этими территориями вполне могла овладеть и Российская империя. Миклухо – Маклай там не только этнографией занимался, да и клипера наши туда заходили постоянно. Но, правительству Александра второго архипелаг оказался не нужен….


колониальные завоевания Германской империи

При Кайзере Вильгельме втором, к Германии отошли:

в 1888 году тихоокеанский остров Науру (После подписания в 1886 году между Великобританией и Германией договора о разделе сфер влияния в западной части Тихого океана);

6 марта 1898 года — китайский город и военно-морская база Циндао;

12 февраля 1899 года — микронезийские Каролинские острова и Марианские острова (кроме Гуама). Воспользовавшись поражением Испании в испано-американской войне, Германия после демонстрации военного флота вынудила Испанию продать данные острова за 17 миллионов марок;

17 февраля 1900 года — западная часть островного королевство Самоа — Германское Самоа.

Во время второго марокканского кризиса Германия получила часть территории французского Конго (Neukamerun), которая была присоединена к германскому Камеруну.

Берлин первоначально не уделял большого внимания развитию флота и захвату колоний, канцлер Бисмарк не видел в этом большого смысла, считая, что основные усилия надо направлять на европейскую политику, развитие армии. Но при императоре Вильгельме II приоритеты были пересмотрены, Германия начинает борьбу за колонии и строительство мощного флота. В марте 1898 года рейхстаг принимает «Закон о флоте», который предусматривал резкое увеличение ВМС. В течение 6 лет (1898-1903 годов) планировали построить 11 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 17 бронепалубных крейсеров и 63 миноносца. Кораблестроительные программы Германии в дальнейшем постоянно корректировались в сторону увеличения – 1900, 1906, 1908, 1912 годах. По закону 1912 года численность флота планировали довести до 41 линкора, 20 броненосных крейсеров, 40 лёгких крейсеров, 144 миноносцев, 72 подводных лодок. Особенно большое внимание уделяли линейным кораблям: в период с 1908 по 1912 годы в Германии ежегодно закладывали по 4 линкора (в предыдущие годы по два). 

В Лондоне считали, что военно-морские усилия Германии создают большую угрозу стратегическим интересам Британии. Англия усилила гонку морских вооружений. Была поставлена задача иметь на 60% больше линкоров, чем у немцев. С 1905 года британцы начали строить линейные корабли нового типа – «дредноуты» (по названию первого корабля этого класса). Они отличались от эскадренных броненосцев тем, что имели более сильное вооружение, были лучше бронированы, с более мощной силовой установкой и большим водоизмещением.

 

английский линкор «Дредноут»

Германия ответила строительством своих дредноутов. Уже в 1908 году у британцев было 8 дредноутов, а у немцев 7 (часть была в процессе достройки). Соотношение по «додредноутам» (эскадренным броненосцам) было в пользу Британии: 51 против 24 немецких. В 1909 году Лондон принял решение на каждый немецкий дредноут строить два своих. 

Британская империя в начале войны имела 20 дредноутов, 9 линейных крейсеров, 45 старых линкоров, 25 броненосных и 83 лёгких крейсеров, 289 эсминцев и миноносцев, 76 подлодок (большинство устаревшие, они не могли действовать в открытом море). Надо сказать, что, несмотря на всю мощь британского флота, его руководство отличалось большим консерватизмом.

Новинки с трудом находили себе дорогу (особенно, не касающиеся линейного флота). Ещё вице-адмирал Филипп Коломб, военно-морской теоретик и историк, автор книги «Морская война, ее основные принципы и опыт» (1891 год), говорил: «Нет ничего, что показало бы, что давно установленные историей морских войн законы каким-либо образом изменились». Адмирал обосновывал теорию «владения морем» как основу имперской политики Британии. Считал, что единственным способом достижения победы в войне на море является создание полного превосходства в морских силах и уничтожение ВМС врага в одном генеральном сражении.

 

германский линейный крейсер «Гебен»

Германские ВМС располагали 15 дредноутами, 4 линейными крейсерами, 22 старыми линкорами, 7 броненосными и 43 лёгкими крейсерами, 219 эсминцами и миноносцами, 28 подлодками. По ряду показателей, к примеру, в скорости хода, немецкие корабли были лучше британских. На технические новинки в Германии обращали намного больше внимания, чем в Англии. Берлин не успел завершить свою военно-морскую программу, она была должна завершиться в 1917 году. Хотя и германские военно-морские руководители были довольно консервативны, так, адмирал Тирпиц первоначально считал, что увлекаться строительством подводных лодок «легкомысленно». А господство на море определяется числом линейных кораблей. Только поняв, что война начнётся до завершения программы строительства линейного флота, он стал сторонником неограниченной подводной войны и форсированного развития подводного флота.

Таким образом, в прямом противостоянии флотов в линейном бою, Германия была обречена на поражение. Надо было искать другие пути, ведущие к победе. Потому, что не всегда побеждает тот, кто сильнее….

 

германский Флот «Открытого моря»

Германия вывела в море свои рейдеры, повторяя то, что русские начали делать за пятьдесят лет до этого, выведя в океан свои клипера. Кстати, этот же принцип действует до настоящего времени. Флот, оставшийся в базах к началу войны, не способен к эффективным действиям. Как правило, его запирают или уничтожают в этих самых базах. Поэтому, в угрожаемый период и происходит тактическое развертывание сил. Так и Германия, развернула свои силы накануне войны в различных районах мирового Океана.

 К началу войны Германская империя располагала за пределами территориальных вод:

Пятью кораблями, которые входили в Восточно - Азиат­скую эскадру вице-адмирала графа фон Шпее. Под его командованием находились: броненосные крейсера «Шарнхорст» (флагман) и «Гнейзенау» и легкие крейсера «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг». Это соединение также носило название Крей­серская Эскадра —Kreuzergeschwader. Оно базировалось на германской колонии в Китае — Циндао.

Кроме того, Германия имела легкий крейсер «Кенигс­берг» в Германской Восточной Африке и легкие крейсе­ра «Дрезден» и «Карлсруэ» в Карибском море.

В Средиземном море находились линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» под командой контр – адмирала Сушона.

Вот об этих кораблях, эскадрах и их командирах у нас и пойдет речь. Но, прежде чем начать разговор, давайте определимся – кем были эти силы: регулярными формированиями или, обычными пиратами…

Крейсерская война — доктрина, существовавшая в военно-морских кругах некоторых государств и предполагавшая решающую роль крейсерских операций в достижении превосходства в борьбе за господство на море. Предполагалось, что действия крейсеров по пресечению морской торговли противника способны сами по себе подорвать экономический потенциал враждебной стороны и обеспечить конечную победу в морской войне.

 Считалась сравнительно дешёвой альтернативой созданию мощных линейных сил и внушала надежду на победу в военно-морской борьбе малыми силами. (Википедия).

 

лёгкий крейсер «Карлсруэ»

Хотя эти рейдеры прозвали «КОРСАРАМИ КАЙЗЕРА» и «ПИРАТАМИ XX ВЕКА», воевали они не по-пиратски гуманно, рыцарски, «в белых перчатках» — так, в августе 1914 года, перехватив британские почтовый пароход «Галисиан» и лайнер «Арланца», на которых находились более полутора тысяч человек, германский вспомогательный крейсер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» отпустил вражеские суда, сославшись на то, что на них «слишком много гражданских». И этот случай не был исключением — захватив и потопив в общей сложности три десятка пароходов и парусников, рейдеры кайзера всегда брали на борт их экипажи, не допуская гибели «некомбатантов»... 

 

«Зееадлер»

 Так что, ни о каком пиратстве, массовом убийстве мирных жителей речь не идет, даже, не смотря на то, что речь идет о немцах…..

Итак, что же у нас впереди?

Рассказ об эскадре Шпее, которая обогнула полмира и нанесла по пути поражение британской эскадре. Кроме эскадры Шпее, особо отличились шесть кораблей. Первыми – как по времени, так и по значению – являются «Гебен» и «Бреслау», чей поход в Дарданеллы в 1914 году привело к вступлению Турции в войну против союзников. В результате прямые коммуникации между союзниками и Россией были разорваны, и русские не смогли получать оружие и боеприпасы. Из-за необходимости восстановления коммуникаций была предпринята потерпевшая неудачу военная операция в Дарданеллах. За этим последовал еще один год безнадежной борьбы, а затем коллапс, приведший к большевистской революции.

Следующим следует назвать легкий крейсер «Кенигсберг». Отряд из примерно восьмидесяти британских военных судов загнал его в верховья находящейся в Немецкой Восточной Африке реки, в результате чего команде пришлось затопить свое судно. Экипаж и пушки были спущены на берег и продолжили кампанию совместно с имевшимися там германскими сухопутными силами. Позднее они действовали в Немецкой и Британской Восточной Африке и Родезии, а также в португальских и бельгийских владениях. Остатки германских морских и сухопутных сил под командованием генерала фон Леттова - Форбека сдались только через две недели после германской революции и подписания перемирия в Европе.

 

лёгкий крейсер «Кёнигсберг»

Безусловно, поговорим об одиссеи крейсера  «Эмден» – сравнительно тихоходного и слабо вооруженного легкого крейсера и его командире, капитане второго ранга Мюллере. Стоило ему появиться в Индийском океане, как морская торговля в регионе почти прекратилась. Тогда, как и во время Второй мировой войны, самые тяжелые потери почти всегда были связаны не с гибелью судов или захватом их рейдером, а с задержками, вызванными прекращением судоходства, с необходимостью организации конвоев и обеспечения эскорта.

О последнем парусном рейдере - «Зееадлере». Судно было оборудовано вспомогательным двигателем. Под командой знаменитого Люкнера оно, сея разрушения, обогнуло полмира и было остановлено только случайным рифом в южной части Тихого океана.

Грозе Кариб крейсере «Карсруэ и многих других….

броненосный крейсер "Шарнхорст"

 

Андрей Сотник © 2013

Продолжение следует…


Тем, кому интересна тема, настоятельно рекомендую посмотреть материалы Барона Пампы:


Легенды моря. Линейный крейсер Гебен. 

Конец одиссеи эскадры графа Шпее.


228
3288
61