Первые шаги к Армянской Апостольской Церкви

На модерации Отложенный

 

http://miasin.ru/spiritlib/church/audiokniga.html

 

 «Первые шаги к Армянской Апостольской Церкви»

(Аудиокнига. Текстовая версия)

 Уважаемый слушатель!

Эта аудиокнига создана для Вас. Она расскажет Вам о христианстве и Армянской Апостольской Святой Церкви. Она адресована всем чадам армянского народа, кто понял и почувствовал, что Бог есть! Осознал свою принадлежность к Армянской Церкви и желает к Ней приобщиться.

Входя в храм, мы сталкиваемся с особым миром: мерцание свечей, мелодии древних армянских церковных песнопений, яркие облачения священников, иконы. Всё это создаёт особое ощущение, ведь это дом Господа, дом молитвы, дом, где мы пришли оставить все внешнее и из глубин своего сердца обратиться к Богу.

Итак, мы вошли в храм. Но, мы смущаемся от незнания, как перекреститься, где поставить свечу, как приветствовать прошедшего рядом священника, да и можно ли стоять, где мы стоим? И вместо молитвы нас окружает все чужое. Ни в коей мере не следует смущаться своего незнания и возникших у вас вопросов.

Многие  годы атеизма, когда нас пытались разлучить с духовным наследием наших отцов, с более чем тысячелетней верой армян в Бога, не прошли бесследно. Церковь не могла научить Вас традициям, рассказать о свято хранимом Ею духовном наследии армянского народа. Сегодня мы вновь возрождаем веру во Христа, которая отражает самую суть нашей нации. 

Сегодня, порою от уважаемых взрослых людей,  мы можем услышать фразы: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в  Церковь ходить необязательно» или  фразу: «Какая разница, в какую Церковь  ходить, все равно мы в одного Бога верим».

Конечно, эти слова в корне неверны! И виной тому все тоже долгое отсутствие духовного воспитания, а  иногда и просто неграмотность.

Лишенные возможности ознакомиться или бегло пролиставшие книги об Учении Церкви, о многовековых христианских традициях нашего народа, эти люди на свой лад думают установить отношения между Богом и человеком.

Кто такой Иисус Христос и чему Он учил? Что такое Церковь? Что такое Богослужение и Святая Литургия? Что такое молитва? Какие существуют таинства и обряды в Армянской Церкви? Что нас ждет после смерти? На эти и многие другие вопросы можно всегда придумать свой ответ, но правильнее будет обратиться к учению нашей Церкви, к святым отцам армянского народа: Григорию Просветителю, Сааку Великому, Григору Нарекаци, Нерсесу Благодатному, Григору Татеваци и другим.

 О Боге

Бог – это истинный Святой Творец всего мира. 

Как и самое очевидное для нас, наша душа, наши мысли, Бог скрыт и не видим. О Нем мы знаем по Его творениям, что несут отпечатки Его величия и милости или из того, что Он Сам открыл нам о себе через Библию.

Все творения на земле так мудро и прекрасно созданы, что говорить о случайном их возникновении можно лишь сознательно враждуя против их Творца.

Вся природа со своими законами свидетельствует  о Творце. Но больше всего о Боге мы знаем из Библии, где через Своих пророков Он открыл Себя Своему творению – нам, людям.

Бог открыл о Себе  людям то, что Он один, но троичен в Лицах.

Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой.

Это не три Бога, а один в трех Лицах, Святая Троица Единосущная и Нераздельная.

Все три Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – вечно  пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собой одно Существо.

Бог открыл Себя людям, но ум человеческий не может этого полностью вместить и понять. И это не удивительно, ведь Творцу всего сущего нет равного нигде – ни на земле, ни на небе.

Бог всемогущ, вездесущ, всеведущ и постоянен.

Всемогущий, потому что для Него нет ничего невозможного.

Вездесущий, потому что  Он всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места  во Вселенной, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Всеведущий, потому что только один Бог знает все, что было, что есть и будет. Для Него нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас, и не только то, что мы делаем и говорим, но и то, что мы думаем и желаем.

Неизменяемый, потому что только один Бог – постоянный, в Нем нет никакой перемены: Он не растет, не стареет; никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь, и таким останется навеки.

Христианство, в отличие от других религий, открыло, что, прежде всего, Бог – есть Любовь. И ничто не может изменить или приуменьшить Божественную любовь к нам - людям. Доказательством этой Любви стала Жертва Христова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

 

О сотворении мира и грехопадении

 Мир делится на видимый и невидимый, или, на духовный и материальный. Мир духовный Господь Бог создал прежде видимого мира. Это мир духов, или Ангелов. Дух  не имеет тела, он бесплотен. 

Человек может приобщиться к Господу и духовному миру, если будет жить, как учит Святая Церковь. Бог создал духовных существ со свободной волей. Но один из ангелов - Денница соблазнился своей близостью к Всевышнему. В нем вспыхнула гордость пред ангелами, сознание своего превосходства. Вместе с гордостью у него появилась зависть к Богу, он воспылал желанием уподобиться Богу, быть самому богом. Он стал называться сатаною или диаволом и увлек за собою множество ангелов, им соблазненных. Так часть ангелов, во главе с сатаной отпала от Бога. Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.

После сотворения невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, весь наш видимый или материальный мир: видимое небо, землю и все, что на них. В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух.

Человек создан Богом, как венец творения. В Библии сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», то есть благодать Своего Святого Духа, дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, создал Бог из ребра, взятого у Адама, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью живущих. Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

Диавол задумал лишить людей их райской жизни. Для этого он вошел в змия и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Он с хитростью спросил Еву: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с деревьев мы можем есть. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Но дьявол начал лгать: «нет, вы не умрете; но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло. И увидела жена, что дерево приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знания и взяла плодов его и ела и дала также мужу своему, и он ел».

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, которое им обещал дьявол, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, появилось такое новое для них чувство, как стыд, и они лишились душевного спокойствия. 

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде не скрыться. Тогда Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию,  чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену. И сказал Господь Еве:  «Что это ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Так как грех уже окончательно вошел в сердце человека и укоренился там, то они не могли уже больше жить в раю, им самим было очень стыдно находиться в раю в присутствии Бога, и Господь изгнал их из рая.  Через человека, как властителя природы, грех проник в остальной мир. Мир в корне изменился: на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными, появились болезни, страдания и смерть.

Самое главное, что люди, через свою греховность лишились непосредственного общения с Богом, они уже не видели Бога, как в раю. Человек с тех пор может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним и желать опять возобновить утраченный союз. Ведь само слово "религия" в переводе с латинского значит "воссоединение". 

Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями – смертью, болезнями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, - на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Библейский рассказ о грехопадении помогает нам понять всю трагическую историю человечества и его теперешнее состояние, так как показывает, кем мы были и во что превратились. Он открывает нам, что зло вошло в мир не по воле Бога, но по вине человека, который предпочел диавольский обман Божественной заповеди. Из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама, прельщаясь ложными ценностями и забывая истинные - веру в Бога и верность Ему.

И для нашего спасения из великой милости к людям Сын Божий сходит с высоты Своей небесной славы в наш скорбный мир, берет на Себя бремя человеческих грехов и смывает их Своей пречистой кровью на кресте.

 Что такое Библия?

 С греческого «та Библиа» означает «книги».

Божье Слово было записано людьми по внушению Святого Духа в священные  книги, т.е. Священное Писание, собранные  воедино они и составляют Библию. В них содержатся Божественные откровения о Боге, мире и нашем спасении.

Армянское название Священного Писания - «Аствацашунч», что значит «Богодухновение».

Священное Писание - Библия - состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий  Завет – это священные книги, записанные до прихода Спасителя, и возвещающие о Нем. Их принято делить по содержанию на  Закон, который был дан Богом через пророка Моисея, исторические, пророческие и учительные книги. Первые главы Ветхого Завета были написаны пророком Моисеем еще за 1500 лет до рождества Христова.

Новый Завет записан после пришествия в мир Божьего Сына для спасения всего человечества.

Евангелия – главная часть Нового Завета, означает  Благовестие, т.е. благую весть  о Рождении Спасителя, Его проповеди, Жертве и Воскресении. Подчеркнем, Евангелия  – это не биография Иисуса из Назарета, а история спасения рода человеческого через пришествие на землю Спасителя, Сына Божия. Евангелий четыре, они записаны со слов св. апостолов, учеников Иисуса Христа. Евангелия расходятся между собой в мелких деталях, но едины в главном - это подтверждает, что они были записаны независимо друг от друга четырьмя разными людьми.

Новый Завет также содержит книгу Деяний апостолов, письма апостолов и Откровение Святого Апостола Иоанна.

И Ветхий и Новый Завет говорят о нашем Спасителе – Иисусе Христе.

 Кто такой Иисус Христос?

«Иисус», - это имя, данное при рождении Спасителю, оно означает «Господь даст спасение». В древнем Израиле это имя, несшее надежду, очень любили, и оно  было распространено. «Христос» - так на греческом звучит еврейское слово «Мессия», что значит «Помазанник».  Помазанниками в Ветхом Завете называли Господних пророков, священников и святых царей, так как через помазание священным миром передавались дары Святого Духа. Пророчества предвещали пришествие преисполненного Святым Духом Спасителя. Сам Иисус говорит о себе «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы». Как ни один святой исполнен был Иисус всем изобилием даров Святого Духа, даров, через Иисуса переданных всему человечеству.

Христос - Сын Бога Живого, Второе Лицо Единосущной Святой Троицы. Сын Божий рожденный прежде всех времен, а не сотворенный,  добровольно воплотившийся, принявший все, что есть в человеке, плоть душу и разум, кроме греха и явился в мир рождением у Пресвятой Девы Марии.

В Ветхом Завете множество пророчеств о приходе Спасителя, Помазанника Божьего, Христа.

Создатель явился в созданный им же мир, но он стал самым простым Человеком, который своим трудом зарабатывал себе на жизнь. Иисусу были понятны все наши мирские проблемы, соблазны, сомнения. Милостивый к нуждам людей, Иисус заговорил кротко, мирно, как и предсказывали пророки. Но Его проповедь имела особую силу, силу исцелять души, сердца и тела.

Иудеи ждали прихода Спасителя как полководца, царя, мощного земного  правителя. Но Иисус избрал путь проповедника-странника. Царская корона Ему была не нужна, потому как Его Царствие было Царством Небес, о котором Он благовествовал. Царство Спасения от оков греха, смерти, зла, несправедливости и боли. И ради достижения человеком этого Царства Сын Божий не только воплотился, но и принял терновый венец, смерть на Кресте, став Жертвой за нас,  искупив  этим наши грехи. Святой Григорий Богослов противопоставляет крестную жертву Спасителя вкушению запретного плода в Эдеме: «… древо за древо, и руки - за руку; руки мужественно простертые -  за руку, невоздержно простертую, руки пригвожденные - за руку своевольную; вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть».

Сын Божий, явился людям для того, чтобы  они, увидев Его, уверовали, сами приблизились к  Нему и через Него спаслись. Богу было угодно не приблизить людей своей  Божественной силою, в этом случае у  людей просто не было бы другого  выбора, а приблизить их так, чтобы это был добровольный выбор человека. Человек, должен быть безмерно благодарен Господу за то, что ему дарована полная свобода действий, но, к сожалению, во все времена большинство людей путали понятия «свобода» и «вседозволенность».

Христос своим  пришествием избавляет  человечество, прежде всего от рабства  дьяволу и греха. Бессмертный  принимает образ смертного, чтобы смертному стать бессмертным. То есть, в лице Христа Его Божественная природа соединилась с человеческой, чтобы человечество причастилось Божественному. Чтобы победить смерть человека, Христос страдает от людей и умирает на Кресте. Смерть, которая царствовала от Адама, не может удержать Его и Он Воскресает в том же теле. Он Сам есть Жизнь, поэтому смерть не смогла удержать Его ибо Он безгрешен. Тем самым Христос лишил дьявола его главного оружия – смерти.

Человеку невозможно до конца понять, насколько безмерна любовь Господа к своему творению, что Он  готов принести Сына Своего в Жертву ради нашего спасения.  Будучи безгрешным, Иисус взял на Себя грехи людей и пережил все последствия греха: поношения, муки и смерть. Также сложно понять Его Божественную недосягаемость и безграничность, но человеку открыт путь, которому он должен следовать, чтобы оказаться в рядах спасаемых.

Несмотря на то, что Господь  посетил людей в евангельские  времена, любой человек должен знать, что  Бог пожертвовал своим Сыном ради каждого из нас.   

 

Чему  учил Иисус Христос?

В Евангелии Сам Господь в ответ  на вопрос, какая же самая важная заповедь, сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая  же подобная ей: возлюби  ближнего твоего, как  самого себя; на сих  двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Это две величайшие и основные заповеди. На них, сказал Христос, все основывается. И действительно, все евангельское учение выводится из этих двух заповедей, это основа, в которой, как в зерне, заключается все остальное.

Сущность христианства - в призыве к совершенству, к созданию нового человека.          

«...Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный... Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд... Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный… Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… И когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?... И если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него…  Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» - таковы основные заповеди Христа. В каждой строке Евангелия - призыв к активной борьбе со злом, к преодолению страха перед мучениями, наказаниями, гонениями. «Не печальтесь, но радуйтесь и веселитесь, если вам придется страдать за правду, за Евангелие».

Человек и его жизнь - вот что в основе Евангелия. Если вы накормили и напоили голодного и жаждущего, если вы одели нагого и исцелили болящего, то поистине сделали это Мне, говорит Господь. И если вы не накормили и не напоили жаждущего, то не сделали этого Мне, когда Я был голоден и жаждал; вы не одели Меня, когда Я терпел в скитаниях холод; не оказали Мне помощи, когда Я был болен или в темнице. Истинно говорю вам, что сделали вы братьям Моим меньшим, то сделали Мне.

Христианство показывает человеку, в чем смысл его жизни, и как приобрести жизнь вечную. Идя вслед за Христом, человек обожествляет самого себя. Поднявшись из праха, он восходит до единства с Источником Жизни. В этом и смысл существования Вселенной.

Апостол Павел так говорит о жизни людей: «…никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни».

Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что скоро нам предстоит уйти, корней здесь мы не пустим и этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы готовиться к другой - вечной жизни.

 Что такое Церковь?

Церковью – называется сообщество, община или собрание верующих в Иисуса Христа людей, берущее начало от Общины, созданной Самим Господом и далее Его апостолами, живущей по заветам Бога данным через Св. Писание и Св. Предание и правилам установленным самой Церковью.

Главой Церкви является Иисус Христос, а христиане своей верой, делами, а также участием в таинствах Церкви образуют единый организм - общину.

Храмом называется само место общения человека с Богом, место совершения священнодействий, т.е. таинств и Богослужений, при которых через священнослужителей не видимо, но реально действует Божественная Благодать Святого Духа. О Храме Сам Господь сказал: «Дом Мой Домом Молитвы наречется».

Молитва – это и есть искреннее общение с Богом. Благодать - это реально существующая Божественная Сила, дарованная Господом Иисусом Христом  Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту вероучения Святой Соборной Апостольской Церкви, неотъемлемой частью которой является Армянская Апостольская Церковь.

Армянская Церковь основана Апостолами Святым Фаддеем и Святым Варфоломеем в начале I-го века, поэтому и именуется Апостольской, что подчеркивает возникновение Её вероучения из единственного первоисточника без посредничества другой церкви.

Семена веры, посеянные Св. Апостолами дали урожай и в 301 году, благодаря Св. Григорию Просветителю, армянский царь Трдат вместе со всем двором принял христианство и провозгласил христианство единственной и государственной религией Армянского царства.

Духовным центром Армянской Церкви является святой Эчмиадзин. Основание Эчмиадзина связано с чудом. Сам Господь Бог наш Иисус Христос сошел на землю Армянскую и, указав  Св. Григорию Просветителю место где надо построить церковь, пообещав ему, что Церковь Армянская не поколеблется и врата ада не одолеют Ее. И место сие названо «Эчмиадзин», что в переводе с армянского означает «Сошел Единородный», т.е. Единородный Сын Божий.

Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Церковь именуется Святой, хотя составляем ее мы - грешники. Церковь – Свята, потому что принадлежит Богу и обладает таинствами, установленными Богом, через которые она нас духовно рождает и освящает,  учением истины, хранимым во все времена и просвещающим ее чад.

Необходимо понимать, что у Церкви достаточно врагов, задача, которых запутать человека, навязать ему свою точку зрения. Но мы должны быть тверды и непоколебимы. Одним из врагов является обычная человеческая неграмотность и гордыня.

У Божьей Церкви есть и более опасные враги, более подкованные. Чтобы запутать человека, они оперируют цитатами из «Библии». Но, думаем, нет смысла объяснять, как легко интерпретировать отдельно вырванную фразу из контекста  в своих собственных интересах. Таких людей называют сектантами.

У каждого человека есть право выбора, и он вправе сам избрать свое вероисповедание. Если армянин решил стать христианином или этот выбор сделали за него родители, то желательно, чтобы он остался верным своей армянской матери-Церкви, одной из древнейших в мире.

При крещении человек рождается второй раз духовным и божественным рождением от родителей духовных.  Отец этого рождения - Бог, мать - Церковь! Следовательно, армянам, крещенным в Армянской Церкви, необходимо осознать, что они прирожденные чада Армянской Апостольской Церкви и должны оставаться ей верны. Об этом пишет нам Глава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Епископ Езрас Нерсисян: «Если ты наследник священной Армянской земли, если носишь заветное имя армянина и рожден в купели армянской веры, живи и созидай как армянин, превратив жизнь в клятвенную верность Богу своих отцов, Святой Церкви и Родине».

К сожалению, иногда приходится встречаться с мнением, что Армянская Апостольская Церковь - это церковь григорианская, монофизитская и, как следствие, еретическая. Это мнение ошибочное, порой, просто ложное. Армянская церковь никогда таковой не была.

Когда Армянскую Церковь называют Григорианской, то имеют в виду Святого Григория Просветителя, но такое название неправильное, и Армянская Церковь сама себя так не именует, Церковь - Христова, а называется «Апостольской», потому что Господь сделал Апостолов  ее основателями.

В своем  послании Апостол Павел предупреждает нас о подобных заблуждениях:

«Я  разумею то, что  у вас говорят: "я  Павлов"; "я Аполлосов"; "я  Кифин"; "а я  Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?»

 «Кто  Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых  вы уверовали…». 

 Символ  веры Армянской Апостольской Церкви

Основы апостольского Учения Церковь кратко изложила в Символе Веры.  Символ Веры  имеет очень логичное строение. Он начинается с исповедания веры в Святую Троицу, Создавшую все сущее, и завершается описанием величайшей участи тех, кто будет признан достойным Царствия Небесного. Символ Веры Армянской Церкви, называется Никейским, потому что он был составлен на самом первом Вселенском Соборе, прошедшем в городе Никее в 325 году. Собор называется Вселенским потому, что на нем присутствовали представители всех Церквей Христовых, а именно 318 епископов со всего мира. От Армянской церкви на соборе участвовал Св. Аристакес, сын Св. Григория Просветителя.

Отметим, что человек, не принимающий все положения Символа Веры, не может быть чадом Армянской Апостольской Церкви, и вообще Христианином.

Символ Веры Армянской Церкви гласит:

«Веруем  во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого.

И во единого Господа  Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, именно от естества Отца.

В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного; Единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое.

Ради  нас людей и  ради спасения нашего сошедшего с небес, воплотившегося, вочеловечившегося, родившегося совершенно от святой Девы Марии Духом Святым.

От  нее же принявшего плоть, душу, разум  и все, что есть в человеке, - истинно, а несомненно.

Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную  Отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца.

Веруем  и в Духа Святого, несотворенного и  совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сошедшего  на Иордан, проповедавшего через апостолов  и обитавшего в святых.

Веруем  и во единую Соборную Апостольскую Святую Церковь. В одно крещение, в покаяние, очищение и отпущения грехов; В воскресение мертвых; в суд во веки душ и тел*; В царство Небесное и в жизнь вечную».

* - Обращаем  ваше  внимание на то, что слова «в суд во веки душ и тел» означают, что не сам суд будет длиться вечно, а решение, принятое на суде Божьем будет вечно и неизменно, как и любое слово Божье.

 

Таинства  Армянской Апостольской Церкви

Таинства - это установленные Самим Спасителем священные действия (богослужения), при которых не видимо, но реально через священнослужителей действует Благодать Святого Духа. Благодать - это Божественное присутствие, очищающие, просвещающее и насыщающие христианские души.

В Армянской Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, рукоположение и соборование.

Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати.

Крещение

Крещение  является первым из таинств, через него человек причисляется к пастве Христовой, став сыном Божьим и членом Церкви. Крещение называется «таинством входа» и является предусловием для участия во всех остальных церковных таинствах.

Для крещения крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие), обладающим духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.

Мы крестимся во имя Отца, Сына и Духа Святого. Во время крещения младенец во имя Святой Троицы трижды погружается в наполненную водой купель, что знаменует смерть, погребение и воскресение Христа, и становится сонаследником жизни Христа. Взрослых вместо погружения омывают святой водой.

Миропомазание

За  очистительным таинством крещения следует благодатное таинство Миропомазания. Через священника Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного христианина, чем исполняется полнота крещения. Св. миром помазывают 13 частей тела. Получив божественные дары, человек укрепляется духом, полностью вооружается невидимыми доспехами и оружием против любых нападений дьявола. Одним словом: Миропомазание знаменует сошествие Святого Духа на крещенных.

Армянская Церковь совершает таинство миропомазания одновременно с таинством крещения, чтобы мы получали божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения, по подобию с Господом. Когда Он после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, и Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Во время совершения таинства Миропомазания используется святое миро, которое приготавливается раз в 7 лет в первопрестольном Эчмиадзине, и освящается Католикосом Всех Армян, главными святынями Армянской Церкви. 

Покаяние

Таинство  Покаяния - это священнодействие, в  котором священник данною ему  Силой Духа Святого освобождает от грехов кающегося христианина.

Проповедь Христа Спасителя на земле началась со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Для того чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать  понятие «грех». Грех - это нарушение  Заповеди Божьей, преступление против Бога. Грех страшен в первую очередь тем, что разрушает душу самого человека, отвращает от Бога. Согрешивший лишается защиты и становится открыт губительным силам зла. А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных и в результате страдают и тело, и душа.

Важно понимать, что Заповеди Божьи - это Дар  Любящего нас Отца. Как каждый  родитель ребенку помогает достичь в жизни успеха и избежать зла, так Отец наш Небесный дал человеку Заповеди во избежание зла в земной жизни и достижения Царства Небесного после.

Отвергая Слово Отца Небесного, мы совершаем ГРЕХ, нанося этим вред самим себе.

Бог, не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их губительных для человека последствий.

Иисус дал своим ученикам-Апостолам власть прощать или не прощать грехи человеческие, а Апостолы передали ее через таинство рукоположения своим преемникам в Церкви, епископам и священникам. И так дошло до наших дней. Вот почему так важна преемственность в Церкви и этим она отличается от сект.

Причастие

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», «…сие творите в Мое воспоминание».

Причастие — это важнейший шаг в нашей  жизни, когда мы соединяемся  с Богом. Господь наш Иисус сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

В Таинстве Причастия происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зачатки будущей жизни в Царствии Небесном.

Жизнь требует питания для своего поддержания.  Для духовной жизни Господь дарует это питание в  таинстве причащения или по-гречески евхаристии, что значит "благодарение". В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа, и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально - Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Причащаемся одним целым с Ним, ближе, чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.

Многие думают, что подготовка к Причастию заключается лишь в том, чтобы соблюсти сколько-то дней поста, прочитать какое-то количество молитв, не есть и не пить с утра. Да, это нужно делать, но это лишь вспомогательные средства.

Подготовка же к Причастию заключается в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но в нас ничего не происходит,  мы остаемся такими же, какими были раньше; если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным.

Не забывайте, что причащаться могут только крещенные люди. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства.

Нельзя приступать к Причастию, держа на кого-либо злобу, обиду. Нужно быть внутренне в примирении со всеми, искренно каяться и сожалеть о грехах своих, ведь Причащаемся мы Любви Божией, и невозможно сочетаться с ней сердцу, в котором есть злоба. В Евангелии сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Перед причащением необходимо исповедаться. Исповедь бывает индивидуальная и общая. Если человек подходит к Причащению первый раз, или совершал тяжкие грехи, то необходима  личная исповедь у священника. А на общей исповеди верующие на коленях читают молитву покаяния, где упоминаются все человеческие грехи, и священник, данной ему Христом властью, отпускает грехи кающихся. После этого исповедавшиеся могут приступить к Причастию.

К Причастию допускаются те, кто с вечера накануне и с утра перед Литургией ничего не ел (исключение составляют маленькие дети, беременные и  люди, которым по медицинским показаниям нельзя поститься). Нужно быть физически чистым (соблюдать личную гигиену), и воздержаться от интимной близости.

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на Литургии с ее начала. После причастия следует прочитать благодарственные молитвы Господу и в дальнейшем хранить душу свою от грехов и страстей.

Венчание

Сочетание Богом мужчины и женщины в единую семью есть изначальный план Бога. Первые люди Адам и Ева были созданы для совместной жизни. Вступая в брак через Таинство венчания, человек исполняет волю Бога. Семья есть святыня для Церкви и её начало связано со священным таинством Венчания. Истинное венчание возможно лишь в Церкви, где только священник перед незримо присутствующим Богом сочетает любящую пару в одну плоть. Сегодняшняя излишняя открытость интимного тайного наносит вред семье и есть нарушение Божьего Завета. Интимная жизнь супругов есть их святыня и тайна, и не должна выступать перед всем миром. 

Муж и жена всегда должны помнить, что их спасение связано, что супруги неразлучимы и окончательная цель совместной жизни – Божьей милостью удостоиться Царства Небесного. 

Богом установлено, что жена, любя, повинуется мужу, который обязан заботиться и оберегать всю семью.

Соборование

Таинство  Елеосвящения или Соборование совершается над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных. Это душеспасительное таинство исполняется не только в церкви, но и на дому — для лежащих тяжелобольных или тех, кто при смерти.

Чтобы вывести человека из состояния духовной слабости и немощи, священнослужитель, прежде всего, подводит его к покаянию, чтобы больной отрекся от грехов, ставших причиной отдаления от Бога. Во-вторых, евангельскими примерами укрепляет в больном человеке веру, надежду и любовь к Богу. В-третьих, молится за него, прося больному исцеления.

Рукоположение

Это таинство также установлено Господом Иисусом Христом, Который избрал Себе учеников и дал им власть священства.

Рукоположение или Священство — таинство посвящения божественному служению. Апостолы же в свою очередь, возложив руки и помолившись, посвятили епископов и священников, передав им право совершать таинства. Как уже сказано было выше, так идет до наших дней.

Только после рукоположения священнослужитель имеет право вести богослужение, совершать таинства Церкви, призывать народ к покаянию, а также передавать благодать. Рукоположение совершается епископами и освящается миропомазанием во свидетельство благодатных даров Святого Духа. Таинство Рукоположения, подобно таинствам Крещения и Миропомазания, не повторяется и не упраздняется.

 

Духовная Иерархия Армянской Церкви состоит из девяти ступеней:

Ключник или придверник

Чтец

Заклинатель

Фонарщик

Иподиакон

Диакон

Священник

Епископ

Верховный Патриарх и Католикос

 Что такое Богослужение и Святая Литургия?

Богослужением - называется служение Богу, состоящее из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному порядку, во главе со священнослужителем. От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство Священства.

Цель  Богослужения -  совместная молитва и назидание верующих; в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию.

Самое важное Богослужение называется  Литургия, по-армянски Патараг, во время которого совершается Святое Таинство Причащения (Евхаристии), установленное нашим Господом.  Главная цель Божественной Литургии состоит в том, чтобы христиане  причащались к Телу и Крови Христовой.

В святой Литургии участвуют не только народ и духовенство, но и таинственно  присутствует Сам Господь Бог, Пресвятая  Богородица, а ангелы и святые молятся вместе. Те, кто  не приступают ко святому причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа.

От  многих новопришедших в Церковь  можно услышать вопрос:

Что делать, если во время литургии не разбираешь слова песнопений, молитв?

Во-первых,  не унывать. Чем чаще и регулярнее ходить в церковь, тем со временем доступнее становится понимание происходящего. Конечно, те, кто приходит только на Рождество и на Пасху и на пару минут, действительно ничего понять не могут.

Во-вторых, заранее ознакомиться с текстами богослужений. Сегодня у нас есть возможность ознакомиться с текстом Патарага на армянском языке, с транскрипцией и переводом на русский язык. Для новоначальных полезно на службе держать перед глазами тексты Литургии Армянской Церкви. Текст Божественной Литургии можно найти на официальном сайте  Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви.

 Что такое Молитва?

Когда читаешь Библию, Бог говорит с тобою, а когда  молишься – ты сам говоришь  с Богом. Бог еще до начала нашей молитвы знает, что мы будем просить, где мы будем лицемерить, где лгать и что на самом деле нам нужно сейчас от Него.

Мы можем дома и в пути молиться своими словами, однако святые отцы Церкви так чутко чувствовавшие Бога, уже выразили это в своих наставлениях и нам полезно знать их молитвы. От молящегося, прежде всего, требуется незлопамятность и снисходительность как по отношению к ближнему, так и врагу. Святой Нил Синайский пишет: «Кто копит в душе уныние, злопамятство и думает, что молится, похож на того, кто отмеряет воду и наливает в дырявый кувшин». Наилучшим образом о молитве сказал Святейший Патриарх Акоп Мцбинский: «Молитвы достойны, если дела добры; приемлемы, если мир царит в них; слышимы, если покаяние можно найти в них; любимы, если святы от коварства; всесильны, если могущество Божие совершается в них».

Зачастую, начиная свою молитвенную жизнь,  люди мало задумываются, к Кому они обращаются с просьбой. Именно к таким людям адресованы слова Святого Езника Вардапета: «Если молишься, знай, с кем разговариваешь и о чем просишь, и раздумья свои собирай в себе!». Молиться можно всегда и везде. Господь всегда слышит наши молитвы. Иисус Христос дал нам пример истинной молитвы – «Отче наш», которую вы можете найти в Евангелии от Матфея, глава 6, стихи с 6 по 13. 

 

Обряды  Армянской Апостольской Церкви

 Если  таинства сообщают человеку благодать  Божию, которая вселяется во внутреннюю духовную жизнь человека и изменяет ее, то обряды призывают благословение  Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.

Крестное  знамение

Осенить себя  крестным знамением – это  начертать на себя Имя Господа (на армянском звучит, как «Теарнагрвел»). Осенять себя крестным знамением надо не торопясь, следующим образом: соединив 3 пальца правой руки (большой, указательный и средний), безымянный и мизинец прижми к ладони. Сложенными таким образом тремя перстами, коснись лба со словами: «hанун hОр» (Во имя Отца), затем к груди в районе солнечного сплетения: «ев Вордво» (и Сына), левой стороны груди у плеча: «ев hOгвуйн» (и Духа), правой стороны груди у плеча: «Србо» (Святого). Раскрой ладонь и, приложив ее к середине груди, скажи: «Амэн» (Аминь). После окончания моления скажи: «Пhарркh hОр ев Вордво, ев hOгвуйн Србо, айжм ев мишт ев haвитеанс hавитениц. Амэн». Слава Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово «Аминь» означает: истинно так.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и  Бога Духа Святого как единосущную  и нераздельную Троицу, а два пальца, прижатые к ладони, означают, что Христос — совершенный Бог и совершенный Человек.

Благословение дома

Благословение дома — это щит Господень от всяких бедствий, благословение на добрые дела и печать охранения нашего жилища от всякого зла. Это благословение на то, чтобы мы не удалялись от Бога, но старались направлять нашу жизнь по тому руслу, которое ведет человека в жизнь вечную. Традиционно священников приглашали для благословения дома на Рождество и на Пасху. Это также служило поводом для общения семьи со священником с целью духовного её просвещения.

О церковной свече

Свечи, которые верующие покупают в Храме, чтобы поставить перед образами, имеют несколько духовных предназначений: поскольку свеча покупается — это добровольное пожертвование человека Богу и Храму, мягкость воска свечи — проявление готовности человека к послушанию Богу. Свеча есть также засвидетельствование его веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Зачастую  в Храмах можно встретить людей,  которых ошибочное понимание этого обряда привело к тому, что они начинают заниматься свечкопоклонничеством.  Они  извращают понимание этого обряда, полагая, что свеча сама по себе обладает какими либо сверхъестественными способностями. Епископ Езрас Нерсисян об этом пишет так:  «У многих людей, изредка посещающих Храм, складывается какое-то потребительское отношение к Церкви. Приходят в Храм, например, перед долгим путешествием – поставить свечку на всякий случай, чтобы ничего не случилось в дороге. Заходят на две-три минуты, спешно несколько раз крестятся и, поставив свечку, уходят. Церковь - не автомат для покупки кофе. Церковь – это то место, куда надо приходить, чтобы учиться вере, то есть молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». 

Матах

Это обрядовый обычай, практикующийся в Армянской церкви. Матах представляет собою благотворительную трапезу. Название своё, обряд получил от армянского  выражения «подавать соль». Именно соль, а не животное освящается священником в Церкви. 

Во-первых, матах — это подношение Богу, во-вторых — проявление любви и милосердия к бедным, в-третьих, это памятование усопших, и, в-четвертых, выражение благодарности Богу за избавление от болезней и испытаний. Мясо матаха нельзя держать дома как пищу, а нужно в тот же день раздать бедным.

Кровью жертвенного животного нельзя мазать на двери дома, лоб или руки человека, как делают некоторые. Это языческий  обычай, лишенный всякого смысла и  христианского содержания. 

Панихида

Панихида - богослужение, которым совершается поминовение умерших.

Согласно  учению Армянской Апостольской Церкви, души умерших святых людей в мгновения ока предстают перед Престолом Божьим, а души людей, которые остались с нераскаянными грехами, а также неверующие и нечестивцы не попадают ни в Царство Божие, ни в ад, а покоятся и ожидают второго пришествия Христа. Он же своим пришествием воскресит тела всех умерших, и они предстанут пред Его судом. Имея веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и в воздаяние каждому по его делам, Святая Церковь не оставляет своих чад без молитвы, в особенности в первые дни после их смерти и в дни всеобщего поминовения усопших. Церковь молится за них на седьмой и сороковой день со дня погребения. Панихида совершается также в годовщину смерти. Поминовение усопших может совершаться по окончании Литургии. Церковь просит Бога о том, чтобы Он во время своего второго пришествия помиловал бы их.

Также днями поминовения усопших являются 5 дней в году, после каждого из пяти Великих праздников Армянской Церкви, т.е. на следующий день после Рождества Христова, Воскресения Христова, Преображения Господня, Успения Богородицы и Воздвижения Креста Господня.

 Почему  Бог не  пресекает  зло?

Почему же Бог попустил то, что люди, начиная с Адама и Евы, поддались искушению?

Всемогущий Бог, несомненно, мог бы не допустить падения первых людей, но Он не захотел подавлять их свободы. Образ же и подобие Божие в человеке в первую очередь выражается в свободе воли человека. Настолько значима в христианстве свобода воли человека, что «Сам Бог не может спасти нас без нас», - говорят святые отцы.

Представьте себе, что злых людей постоянно преследовали бы беды в семье, на работе, а у добрых все было бы превосходно. Тогда злые, конечно изменились бы в сторону добра, но не ради Бога и добра, а ради того, чтобы избежать бед.

Но Господь хотел, чтобы человек сам по своей воле захотел возвратиться к Богу, а не по принуждению или по необходимости, чтоб  люди могли стать достойными чадами Божиими. А по предвечной мысли Бога люди должны уподобиться Ему Самому, стать причастниками вечной блаженной жизни с Ним.

 

Что такое - грех колдовства и суеверия?

До пришествия Спасителя, мир  поклонялся  идолам, так называемым «языческим богам» в сущности же бесам, за исключением Израильского народа. У язычников же в те времена связь с миром падших духов осуществлялась с помощью людей, обладавших определенными знаниями – колдовским искусством.

Еще в Ветхом Завете Бог через пророка Моисея дал свод законов, один из которых гласит: "Когда  ты войдешь в  землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего".

Сегодня отсутствуют жреческо-колдовские  институты, подобные тем, что  были в древние времена, тем  не менее, многочисленные их  последователи  трудятся, в поте  лица и в наше время. К   «деятелям»,  которые заменили собою жрецов в современном мире, принадлежат лица, профессионально или по-любительски занимающиеся магией (черной или белой), то есть колдовством, экстрасенсорикой, гипнозом, толкованием снов, очень популярным сейчас китайским учением Фэн-шуй, различными гаданиями и прочей деятельностью, не свойственной человеческой природе. Люди, занимающиеся колдовством в различных его проявлениях, вступают в непосредственный контакт с лукавыми духами.

Как колдовство приводит человека к существенному  демоническому влиянию, так и  суеверие приводит под власть демонических духовных властей. Суеверие – это вера в суету, то есть напрасная, пустая вера. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов. Мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в магические возможности черного кота, не в сон после обеда и не в разбившееся зеркало. Нам же следует всегда помнить о том, что благодать Божия покрывает и защищает каждого, кто всем сердцем понял и принял учение Христово и действительно прилагает усилия, чтобы жить христианской жизнью, соблюдая Заповеди Божии, понимает необходимость посещения Храма, который есть дом Божий. Кто участвует в воскресной и праздничной Литургии, очищая свою совесть Таинством Исповеди и укрепляя душу и тело благодатью Святого Духа в причащении Святых Христовых Таин. А страшным для себя будем считать один только грех и оскорбление Бога.

 Итак, сегодня, вы познакомились кратко с основами христианства и вероучением Армянской Апостольской Святой Церкви. Дальнейшие ваши взаимоотношения с Богом и с Церковью зависят только от вас, от того, насколько вы сами захотите жить со Христом, стать полноценным и полноправным членом Его Святой Апостольской Церкви.

Благодарите Бога за всё посылаемое вам - как радости, так и скорби. Живите богоугодной жизнью, и Господь вас не оставит.

 ***

Аудиокнига - «Первые шаги к Армянской Апостольской Церкви»

По благословению Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Епископа Езраса Нерсисяна вышла в свет аудиокнига «Первые шаги к Армянской Апостольской Церкви».

Выпушенная аудиокнига является первым изданием Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви на русском языке в аудио-формате.

Церковь в новом формате предлагает познакомиться с многовековыми традициями, рассказывает о свято хранимом Ею духовном наследии армянского народа.

Учитывая современный ритм жизни и нехватку времени на чтение в целом, и в частности духовно – просветительской литературы, Церковь преподносит информацию именно в том формате, который был бы наиболее удобен для восприятия.

Основная цель издания – рассказать об основах христианства и Армянской Церкви. Обращая внимание слушателей на то, что даже самая искренняя личная вера рискует остаться без опоры, если она не связана с фундаментальным учением Церкви. В аудиокниге собраны ответы на наиболее важные вопросы, интересующие каждого верующего человека.

Текст аудиокниги читал: Заслуженный артист России Георгий Бальян.

Над созданием аудиокниги работали: Отец Анания (Бабаян), Давид и Георгий Касабовы, Давид Бекназарян, Владимир Акопджанов и  Мария Назарова.

Звукозапись произведена при содействии издательского дома «АрмАудио», благодаря Артуру Хачатурову и Рубену Сардаряну.

Дизайн обложки выполнен Степаном Азаряном.