Стучать или не стучать?

На модерации Отложенный

 Не раз встречал в прессе статьи, в которых с налетом изумленно-ироничного презрения рассказывалось о том, что на хваленом цивилизованном Западе живут сплошные доносчики. Может, потому он и цивилизованный?..

 В глазах постсоветского человека все эти истории с повальным доносительством выглядят… ну как бы это помягче сказать? Диковато. А, впрочем, к чему эвфемизмы – подло просто! Сразу вспоминается пресловутый Павлик Морозов, который папеньку родного за идею продал. А если не так уж и не прав был Павлик? Если идея стоит на социальной шкале ценностей все-таки выше «родоплеменных» отношений? Ну, хорошо, пускай не идея, закон…

Но потом задумался, вспомнил свою жизнь, жизнь своей страны, вспомнил школьные послевоенные годы. Нас тогда учили, что ябедничать нехорошо!.. Я однажды был дежурным по школе и видел, как один из учеников принес в туалет карбид, бросил в углу и обоссал. После чего карбид, естественно, взорвался, обвалился угол туалета. Меня директор держала целый день в учительской, чтобы я раскололся и выдал хулигана. Но я не раскололся. Не принято было стучать! Нехорошо!

А теперь вот голова у меня уже седая, сижу и думаю: а почему, собственно, нехорошо? Ведь тот, кому раз хулиганство сошло с рук, снова напакостит и напакостит еще больше! И действительно, потом у нас в школе убивать начали. Несколько парней закололи шилом прямо на танцах. Двоих на моих глазах. Безнаказанность в малом развращает и приводит к большим преступлениям.

Да, пока что нам кажется диким, как это можно донести на соседа за то, что он гонит самогон или дорогу перешел не в том месте.

Ну, скотство же, согласитесь! Доносительство претит нашему национальному духу. Мы решительно осуждаем стукачество. А с другой стороны, если человек совершит убийство, ведь любой из нас посчитает своим долгом убийцу изобличить! Донести! Выдать… И это уже не будет считаться «предательством», потому что – ну убийство же!

А где та грань между проступком и серьезным преступлением, за которой донос перестает считаться подлостью и становится гражданским долгом? Убийство по неосторожности? Изнасилование? Грабеж? Кража? Воровство? Хулиганство? Торговля краденым? Или просто торговля «в неустановленном месте»? Неуплата налогов?

Где грань?

Беда нашей страны в том, что мы не осознаем ее, как НАШУ страну. Россия все еще не наша страна, она принадлежит государству. Государство пишет законы, а не мы. Тяжкая историческая память виновата в том, что мы до сих пор полагаем, будто государство не служит нам, как в других странах, а подавляет. Мы с государством в оппозиции, а не рука об руку. До сих все граждане государства российского – его внутренние диссиденты. А в среде политических (и уголовных, кстати, тоже) выдавать своих жандармам не принято. Но я больше не хочу быть ни политическим, ни уголовным! Я больше не хочу отделять себя от государства. Я хочу быть его частью и участвовать в поддержании порядка на его территории. Присоединяйтесь! 

Только зная, что наказание неотвратимо, потому что ты на виду у соседей, друзей, сослуживцев, можно воспитать законопослушную нацию.  И не надо ждать понедельника. Начнем прямо с завтрашнего дня!

Андрей Полосин