Шум за сценой

На модерации Отложенный

Власть не улавливает настроений народа

«Какого чёрта пресса так много внимания уделяет каким-то пацанам из группы «Война»? Я уже полтора года не могу найти работу. И таких 30-летних у нас в области тысячи. А сколько в России? Вот о чём нужно звонить в колокола, а не заниматься пустобрёхством, - пишет в своём сердитом письме читатель П. Ерёменко из Мценска. - Что стоит за этой шумихой?» - спрашивает он.

Об органах тела, которые находятся ниже живота и начинаются на известные буквы, в народе сложено множество анекдотов, стихов и даже песен. Да что стихи, что песни?! Изображения вышеупомянутых органов ведут свою историю с древних наскальных рисунков. Ими любуются туристы, посещающие развалины древних Помпей и храм Любви в Индии.

Без них, вырубленных в мраморе и запечатлённых на полотнах великих мастеров, не обходится ни один уважающий себя музей. Понятно, что срамными рисунками сегодня никого не удивишь. А вот московская арт-группа «Война» умудрилась удивить. Что же случилось? Расскажем по порядку.

А это всерьёз?

Прошедшим летом несколько художников, входящих в арт-группу «Война», провели в Санкт-Петербурге скандальную акцию. За несколько минут до разводки Литейного моста они намалевали на мосту огромный (60 м длиной) член. Когда мост развели, то это «произведение» многозначительно встало перед окнами питерского управления ФСБ. Акция под названием «Х… в плену у ФСБ» получила огромный резонанс. Одни немедленно окрестили её смелой и бунтарской, а другие - вызывающей и хулиганской.

За прошедшее с момента акции время и сам скандал, и споры вокруг него затихли. Да спорить, собственно, было и не о чём. Участники акции и не претендовали на то, что их «восставший фаллос» является произведением искусства.

Обычная протестная акция в духе европейских анархистов и антиглобалистов. В послужном списке группы «Война» таких скандалов хоть отбавляй. Они закидывали живыми кошками «Макдоналдс», переворачивали на Дворцовой площади в Питере автомашины (акция «Дворцовый переворот»), устраивали сеансы публичного целования милиционеров на улице. Словом, «художественно» развлекались. В Европе таким никого не удивишь.

Власть относилась к выходкам группы «Война» с разумной мерой снисходительности. Да и в самом деле: что взять с молодых бузотёров! Ведь в группе в основном молодёжь - студенты гуманитарных факультетов МГУ и Питерского университета, не слишком известные поэты и, разумеется, их поклонницы. Впрочем, в знаменитых питерских «Крестах» и в московских кутузках они всё-таки побывали. Подержат за хулиганство и отпустят, подержат и отпустят.

Борцы за европейскую демократию в России даже оценивали такую позицию властей как «шажок в сторону демократии». А ведь и в самом деле: по сравнению с хрущёвскими и брежневскими временами, когда художников разгоняли с помощью бульдозеров, а поэтов громили с высоких трибун, нынешняя власть действительно кое-чему научилась.

Научилась пропускать мимо ушей мелкий протестный шум, поплёвывать на фрондирующую прессу, поигрывать с Интернетом, дружить с бывшими диссидентами. Скоро, глядишь, и Немцова с Лимоновым на кремлёвские приёмы будут приглашать.

Настоящий скандал разгорелся на днях, когда группа «Война» оказалась среди номинантов VI Всероссийского конкурса «Инновация» в области современного искусства. Этот конкурс, как и премия, учреждён Министерством культуры. Такой ход событий многим показался не слишком умной шуткой, «порочащей само понятие современного искусства». А ведь и в самом деле: для того чтобы намалевать фаллос на мосту, не нужно быть ни Рубенсом, ни Дюрером, ни Пикассо. Многие рассуждали и так: времена «бульдозерных выставок» миновали, творческой свободы у художников хоть отбавляй. Хочешь - рисуй, как Малевич, хочешь - как Сальвадор Дали. В психушку не посадят, за границу не вышлют, гражданства не лишат… Зачем же показывать власти язык, а тем более орган на букву «х»! В самом деле, зачем?

Каково же было удивление, когда группа «Война» не только прошла в финал, но и, оставив позади других претендентов, сорвала первую премию. Общественная палата, в которой немало уважаемых людей, назвала это «пощёчиной здравому смыслу». Но так ли всё просто?

Как понять?

Понять случившийся казус совершенно невозможно, если подходить к нему исключительно с точки зрения художественной критики. Ведь в акциях «Войны» нет ни классики, ни модерна, ни инноваций.  Её действия - сплошной эпатаж, намеренный вызов.

Для понимания мотивов группы важно учесть то, что её участники не только не рассчитывали на победу, но даже не подавали заявки на участие в конкурсе. Более того, они проигнорировали церемонию вручения премии. Почему же, несмотря на окрики со стороны «официальной общественности», жюри проголосовало «за», а оставшиеся без наград участники конкурса дружно аплодировали такому решению? И здесь, очевидно, нужно отвлечься от скандальных деталей и попытаться взглянуть на события с точки зрения социологии и, может быть, даже политики.

Общество постоянно подаёт власти сигналы беды. Все социологические центры свидетельствуют о нарастании раздражения. Растёт разрыв между бедными и богатыми. Люди массово бегут из регионов. Русское население усыхает. Мы всё больше отстаём не только от Европы, но и от быстро развивающихся Китая, Индии, Южной Кореи, Бразилии.

Эксперты и аналитики не устают повторять: реформы забалтываются, остаются на уровне бесконечных «форумов» и умозрительных программ. Растёт число граждан, считающих, что Россия идёт по неверному пути, что нужна серьёзная корректировка курса.

Власть эти сигналы не слышит. Не улавливает настроений народа. Если бы улавливала, то не делала бы очевидных глупостей. Не пугала бы людей платой за рыбалку. Не увеличивала бы штрафы автомобилистам, не дразнила бы народ сверхдоходами чиновников, не раздражала бы людей «чеченским футболом», не покрывала бы коррупционеров…

Но поскольку власть не слышит, «чей стон раздаётся», то отчаянные парни, чтобы пробудить совесть и слух, начинают показывать ей член. И какая-то часть общества начинает над этим смеяться, а кто-то даже аплодирует и даёт премии.

Сегодня аплодируют маргинальной группе «Война». А завтра?