Как лодка подложила свинью адмиралу

На модерации Отложенный

В марте 1999 года американская пресса сообщила о том, что в госпитале штата Мэриленд скончался адмирал Рафаэль Бенитес. Именно под его командованием в начале холодной войны, в 1949 году, две американские подлодки провели самую первую разведывательную операцию в Баренцевом море. С тех пор субмарины НАТО "пасутся" у наших берегов постоянно.

Рафаэль Бенитес был моряком, которого, казалось, благословил на подводную службу сам Нептун. И, наверное, не его вина, что именно имя фигурирует в числе пионеров холодной войны, которая длилась между СССР и странами НАТО много лет. И которая была нами позорно проиграна, увенчавшись полным распадом хоть, по моему мнению, и немного дефектной, идеологически не совсем внятной, но все-таки Империи …

Но стоит признать: не только наши — советские и российские моряки, с честью умеют выполнять свой долг. Как бы то ни было, но противника надо уважать. Автору этих строк много лет довелось служить на атомных подлодках Северного флота. И на всю жизнь запомнились слова знаменитого советского подводника капитана I ранга Николая Алексеевича Тушина, с которым не раз приходилось бывать в море.

Как-то во время испытаний одной из подлодок северодвинской постройки в середине 80- х на полигоне Баренцева моря за нами увязалась субмарина НАТО. Ситуация привычна всем подводникам со времен начала подводной холодной войны, которая как раз и связана с именем адмирала Бенитеса. Лодки, в первую очередь для отработки учебных задач, подолгу преследуют друг друга, трепля друг другу нервы.

Итак, на второй неделе бешеных подводных гонок, когда наш экипаж уже, грубо говоря, офонарел от постоянных учебных тревог, от частой смены глубины, курса и скорости (полагалось оторваться от слежения), кто-то из офицеров в центральном посту в сердцах выругался семиэтажным матом: вот, мол, империалисты проклятые, так их растак…

Это услышал Николай Алексеевич Тушин, старший на борту заместитель командира бригады строящихся кораблей. И при всех, не стесняясь (хотя вроде бы так не полагается) жестко распек выругавшегося на натовцев офицера: "Они не виноваты, что родились в США, а не в СССР!". С этой фразы советского аса подводного флота мы и начнем рассказ о начале холодной войны под водой.

Принято считать, что как таковая холодная война началась со знаменитой речи Черчилля в Фултоне в марте 1946 года. Обстановка в мире стала накаляться, недавние союзники в войне с фашизмом как-то очень резко превратились в недругов. В 1949 году возник блок НАТО. И поход группы из двух американских разведывательных дизельных субмарин под общим командованием будущего адмирала Рафаэля Бенитеса к берегам нашего Кольского полуострова был первым в подводном противостоянии США и СССР. Как говорится, они первые начали…

Бенитес в 1949 году командовал тогда одной из лодок группы "Кочино", а в ходе возникшей трагической ситуации принял на себя руководство спасательной операцией с участием и второй лодки — "Таск".Как указано в замечательной книге "Тайны подводного шпионажа" под авторством Е. А. Байкова и Г. Л. Зыкова, тот поход американцев к нашим берегам закончился полным провалом. Сама лодка "Кочино" затонула, имелись жертвы в экипажах обеих лодок, вышедших на разведку в Баренцево море. Задача не выполнена, корабль потерян, люди погибли… И гораздо меньшие проступки могли бы привести к концу карьеры любого офицера. Однако Бенитес, по всей видимости, был незаурядной личностью, он преуспел в дальнейшей службе и со временем "сделал флаг" — на американском военно-морском жаргоне это означает получение адмиральского звания.

Главной задачей группы подводных лодок "Кочино" и "Таск" являлась разведка деятельности советских ракетных морских полигонов. Когда Бенитес узнал, что его назначили командиром на лодку "Кочино", он, естественно расстроился донельзя.

Он был пуэрториканцем и его родной язык — испанский.

В переводе название лодки для его земляков означало, что бравый моряк, человек уважаемой профессии -Рафаэль Бенитес назначен командиром подводной лодки "Свинья"! В английском это название означало породу рыбы (а у американцев было принято в те времена называть субмарины как раз именами рыб), но на испанском-то оно означало… Впрочем, лодка с именем "Кочино" действительно подложила командиру самую настоящую свинью!

"Кочино" — это первая специально переоборудованная для разведывательных операций подводная лодка ВМС США. В 1949 году лодке было всего четыре года, младенческий возраст для боевого корабля…В конце июля этого же года окончательная подготовка к походу к русским берегам была завершена в Портсмуте, в Англии. Операция "Кайо" стартовала в августе 1949 года. Главное действующее лицо — подводная лодка "Кочино" под командованием Бенитеса. Ее непосредственное прикрытие осуществляла субмарина "Таск". Общее руководство всей разведывательной операцией осуществлял коммодор Рэй Бенсон…

Лодка Бенитеса, находясь на перископной глубине, заняла позицию в150 миляхот Мурманска и баз Северного флота Полярный и Ваенга (ныне Североморск). Однако за много суток ни акустики, ни радиометристы "Кочино" так ничего ценного и не узнали о советских тайнах. Шпионская миссия, по сути, оказалась проваленной. "Кочино" пошла домой. Правда, успехом было то, что лодку не обнаружили силы советского Северного флота.

И вдруг на переходе в свою базу поступил доклад о поступлении воды в дизельный отсек через предохранительный клапан устройства, под водой подающего воздух к дизелям, и двигатели остановились. Лодка всплыла в надводное положение. Несколько минут спустя в кормовой части раздался глухой удар. Взорвалась кормовая аккумуляторная батарея! Начался пожар.

Лодка качалась под ударами пятиметровых волн. Шторм продолжался, делая ситуацию еще более опасной. Наличие второй подводной лодки в группе имело решающее значение для спасания экипажа "Кочино". Бенитес приказал личному составу выйти наверх. Но связь с лодкой "Таск" установить так и не удалось!

47 человек столпились на палубе лодки, прячась от волн за рубкой, 12 вместе с командиром находились на мостике и 18 во главе со старшим помощником бились с огнем внутри лодки. Несколько подводников пытались запустить двигатели, чтобы обеспечить ход лодке. Морякам удалось наконец запустить один дизель. И тут, на их счастье, на горизонте по правому борту появилась "Таск". Но на лодке раздался второй взрыв. Борьба за живучесть оказалась бесполезной…

Между лодками установили канатную дорогу и начали эвакуацию части экипажа "Кочино". Но бушевал шторм, и передача людей с борта на борт оказалась непростым делом. Первый же моряк, кто был передан с "Кочино", погиб в результате удара о корпус "Таск". Далее 12 человек из экипажа "Таск", участвовавшие в спасательной операции, были смыты за борт сильной волной. Шестерых из них спасти не удалось. Это были первые жертвы.

И все же через девять часов после начала аварии, удалось наладить буксировку "Кочино". Однако вскоре после полуночи, 26 августа раздался еще один взрыв. Выбора больше не было. Моряки через кормовой люк покинули отсек. Последним корабль оставил командир Рафаэль Бенитес. Через пару часов 26 августа 1949 года "Кочино" затонула в100 миляхот побережья Норвегии. Через шесть часов битком набитая людьми "Таск" вошла на рейд норвежского порта Хаммерфест. В общем, совместный поход "Кочино" и "Таск", обернулся фатальной неудачей.

Семь погибших, десять раненых, потерянный корабль — таков был печальный итог самой первой разведывательной операции подводных сил ВМС США в ходе холодной войны. Которую мы все равно проиграли через 40 лет…