Долгота дней
Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. (Исх. 23, 26)
Данный стих свидетельствует, что как преждевременное извержение плода (выкидыш), так и бесплодие — это последствия греховных дел, в которых не было покаяния.
Грехи гибельно отражаются не только на совершающих их, но и на потомстве (ср. Исх. 20, 5).
Грехами человек может сократить «число дней», первоначально ему предназначенных, а праведностью может его умножить, «сделать полным».
О «продлении дней» за почитание родителей говорит уже Пятая Заповедь (Исх. 20, 12).
Чистосердечное покаяние перед Богом может продлить сроки человеческой жизни, как это сказано в Книге Исаии о царе Езекии:
И было слово Господне к Исаии, и сказано:
Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот Я прибавлю к дням тво- им пятнадцать лет… (Ис. 38, 4–5)
Долголетие бывает наградой за праведный образ жизни, о чем повествуется в Псалмах Давида:
Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и про- славлю его,
Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое. (Пс. 90, 15–16)
Дарование долготы дней связано с тремя аспектами праведности:
во- первых, с любовью к Богу, т. е. полной преданностью Ему;
во-вторых, с повиновением Его заповедям;
и, в-третьих, с «прилеплением» к Нему, т. е.
достижением духовного единения с Ним, стяжанием Духа Святого.
Эти три аспекта праведности перечисляются в Книге Второзакония в связи с обещанием долголетия:
…Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,
Любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...(Втор. 30, 19–20)
На праведном пути человек обретает мудрость, позволяющую ему до конца осуществить свою земную миссию, для чего нередко требуется прожить долгие годы:
Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
Ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. (Прит. 3, 1–2)
И, напротив, Писание говорит о быстрой гибели нечестивых, нередко умирающих «в половине дней своих»:
Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю. (Пс. 54, 24)
О «полноте дней» и об избавлении от участи беззаконников умоляет Всевышнего царь Давид:
Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. (Пс. 101, 25)
Итак, здесь (Исх. 23, 25–26) с особой силой подтверждается, что
жизнь не только отдельного человека, но и целого народа зависит исключительно от его отношения к Богу и Его Закону.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48 Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Ин. 6 глава.