Россия закручивает "нефтяной краник" для Беларуси

На модерации Отложенный

Россия отказывается вести переговоры по нефти

Минск вынужден вывести переговоры с РФ по нефти на высший государственный уровень.

Очередной раунд переговоров с РФ по нефтяному балансу на 2013 год на правительственном уровне, который Минск рассчитывал провести в конце минувшей или в начале этой недели, не состоялся.

Белорусские переговорщики ожидают, что диалог с РФ продолжится на высшем государственным уровне, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" источник, знакомый с ситуацией на переговорах.

"Российская сторона отказалась от новых переговоров на правительственном уровне, отметив актуальность предложений по объемам поставки нефти в 2013 году, которые были сделаны на переговорах 19-20 ноября - 18 млн тонн. Переговоры пока не ведутся. В Минске ждут результатов белорусско-российской встречи на высшем уровне", - сказал источник.

По его словам, позиция белорусской стороны не меняется: Минск рассчитывает на импорт 23 млн тонн российской нефти в 2013 году и подтверждает готовность участвовать в снижении рисков дефицита нефтепродуктов на российском рынке.

Как сообщалось, по данным СМИ, правители Беларуси и России могут встретиться 5 декабря в Ашхабаде на саммите СНГ и 19 декабря в Москве, где пройдут встречи на высшем уровне в форматах ОДКБ, ЕврАзЭс и Таможенного союза.

Ранее также сообщалось, что российская сторона в ходе переговоров 19-20 декабря в Москве заняла жесткую позицию по ограничению поставок нефти в Беларусь в 2013 году на уровне не более 18 млн тонн, что на 3 млн тонн меньше, чем Беларусь получит в этом году и на 5 млн тонн меньше, чем Минск запрашивает на 2013 год. Данная позиция правительства РФ была озвучена сразу после сделанных 16 ноября уверенных заявлений руководства правительства Беларуси о достижении с РФ договоренностей об импорте 23 млн тонн нефти в 2013 году.

В Минске отмечали, что формально российская сторона аргументирует возможное сокращение поставок нефти в Беларусь в 2013 году ограниченными техническими возможностями "Транснефти" и необходимостью увеличения загрузки Балтийской трубопроводной системы - 2 (БТС-2).

Между тем, профильные эксперты не исключают, что ограничение поставок нефти в Беларусь представляет собой реакцию Москвы на масштабный бизнес по производству и экспорту с территории Беларуси сублимированных нефтепродуктов ("растворители" и "разбавители"), который процветал в первом полугодии 2012 года, а затем был свернут по требованию российской стороны. В правительстве РФ посчитали этот бизнес теневым реэкспортом российских нефтепродуктов, а министр энергетики РФ Александр Новак заявил о потерях российского бюджета в сумме около $1,5 млрд.

По экспертной оценке, экспорт "растворителей", объем которого за 7 месяцев этого года составил почти $3 млрд, стал одним из ключевых драйверов экономического роста и профицита внешней торговли Беларуси в этом году.

«Нефти Беларуси нужно всего лишь семь миллионов тонн. И все вдруг обсуждают, как же нам получить 22 миллиона тонн? Надо семь, а мы хотим 22. Словно каждый белорус будет получать чудовищные доходы от этой российской нефти. Что-то неправильно с психологией страны», - сказал в интервью сайту charter97.org белорусский экономист Леонид Заико.

Экономист не видит смысла в переговорах о том, как нам получить 22 миллиона тонн российской нефти в следующем году.

По словам эксперта, премьер-министры Беларуси и России ни о чем не могут договориться:

«Было время, когда при Кебиче мы покупали 8-10 миллионов тонн нефти в год и не чувствовали никаких «комплексов неполноценности». А то, что переговоры по нефтяному балансу на 2013 год должны пройти на «высшем» уровне, говорит о том, что премьер-министры вообще ничего не могут сделать. Белорусский премьер-министр Михаил Мясникович сказал, что он сам будет договариваться — и не договорился. Дмитрий Медведев вот тоже не может этот вопрос обсуждать. Надо, чтобы он решался с Владимиром Путином».

Встреча Путина с Лукашенко действительно нужна, но не для обсуждения поставок нефти, считает экономист:

«Вообще, встреча им нужна и крайне необходима — но к нефти она не будет иметь никакого отношения. Она будет иметь отношение к будущему России и Беларуси», - добавил Леонид Заико.