И вновь "русский вопрос"

На модерации Отложенный

Выношу на Ваш суд отрывок из статьи 

 

И Российская Федерация, и Республика Беларусь последовательно отказываются от своей русской сути. Особенно преуспела в этом Москва, которая в области "многонациональности" и "толерантности" давно превзошла даже ведущие западные образцы. О том, что в государстве, занимающем седьмую часть суши, права 80% населения, усилиями которых это государство, собственно говоря, и держится на плаву, не прописаны нигде и никак, в последнее время говорится вроде бы достаточно. Достаточно для общества, но не для власти, которая по-прежнему с упорством маньяка упирает на "многонациональность", что всё чаще (и, как правило, справедливо) воспринимается русскими как прямое урезание их прав в пользу агрессивных, до предела криминализированных этнических диаспор. Последовательно отрекаясь от собственного советского прошлого и проклиная его, в области национальной политики власти РФ предстают верными наследниками большевиков. Даже при Сталине действовала концепция русского народа как "старшего брата"; но на сегодняшний день русский народ - уже никакой не "брат", а, скорее, помеха на пути создания полноценной "россиянской многонационалии" в лучших традициях Ленина, Троцкого, Свердлова и прочих борцов с "русскими шовинистами" и "держимордами".

Соответственно, все затеваемые Москвой интеграционные проекты исподволь сдабривались странной недосоветской парадигмой, абсолютно не интересной политически активному населению постсоветских стран. Там, где полностью логичным представляется апеллировать к русским, российская дипломатия по факту апеллирует к "советским", которых на самом деле уже давно нет. Предлагать же в качестве привлекательной модели для интеграции современную "россиянскую" схему межнациональных отношений - вообще верх абсурда. Захотят ли белорусы в довесок к тесному сближению с РФ принять у себя такие достижения нынешних российских реалий как прогрессирующую этническую преступность и множащиеся с каждым днём орды трудолюбивых мигрантов - ответ на этот вопрос, полагаю, ясен всем.

Отдельные скептики решат, что всё это не имеет никакого значения ровно до тех пор, пока речь не зайдёт о конкретных денежных суммах. Да, вера российской "элиты" в абсолютность силы "бабла", похоже, до сих пор жива, несмотря на то, что сейчас ни один, даже самый дотошный аналитик не сможет подсчитать, сколько миллиардов долларов было потрачено из российского бюджета в попытках перетянуть на свою сторону разномастных постсоветских вождей, баев и ханов. И то, что эти миллиарды не просто "осваивались", а напрямую использовались против интересов России, приводило к тому, что в дело шли всё новые и новые средства, которые использовались аналогичным образом, и так до бесконечности. У постсоветских режимов российская финансовая политика в данной сфере вызывает стойкий интерес, но у населения - стойкое отвращение. Так или иначе, политика "всемогущего бабла" исчерпала себя полностью и целиком, и сегодня это очевидно даже профильным российским чиновникам, хотя они никогда в этом не признаются.

А что же происходит с "русским фактором" в Белоруссии, которая, по мнению российских коммунистов, является "большей Россией, чем сама Россия"? Казалось бы, ничто не мешает Александру Лукашенко с его "мы - русские люди" последовательно претворять этот постулат в жизнь. Лишённая всех прелестей национального вопроса Белоруссия после всплеска агрессивного национализма, пришедшегося на первую половину девяностых годов, тоже предпочла остаться на старых, советских по сути позициях. Русский был сделан государственным языком, а Лукашенко даже получил неофициальный титул "спасителя славянства". Тем временем вопрос самоидентификации, вроде бы объявленный решённым, со временем начал заявлять о себе всё чаще и чаще.

Проявляется это, например, вот в таких вещах: в Белоруссии исчезла треть русских. Просто исчезла, и всё. Нет, это произошло не в результате этнических чисток или депортаций: местное славянское население, по советской традиции лишённое национального самосознания, при очередной переписи населения записалось не русскими, как при СССР, а белорусами, поняв, что при новом режиме это сулит значительно больше выгод. Радует официальная формулировка: причиной пропажи более 30% русского населения, по мнению белорусского статистического ведомства, стало... старение.

Белорусский национализм, совершенно не актуализированный в политике, дал обильные всходы в других областях - культуре и образовании. Это не удивительно - в условиях, когда единственным источником более-менее достойного существования для белорусского профессора являются польские гранты (так как российских просто нет), вряд ли стоит ожидать от него того, что он будет учить своих студентов любви к России и почитанию своих русских корней. Образованная молодёжь, стремящаяся в "Европейскую Беларусь", как правило, видит в России злобного азиатского (и по-прежнему советского) врага. Антирусский национализм местного разлива всё активнее проникает в сферу идеологии и непосредственно во власть.

Вопросов накапливается всё больше и больше. В частности, интересно, как может повлиять на процесс российско-белорусской интеграции ожидаемое назначение на пост главы МИД Белоруссии Павла Латушко, бывшего посла РБ в Польше и нынешнего министра культуры, знаменитого тем, что за время своей министерской деятельности он полностью "белорусифицировал" своё ведомство, которое теперь курирует такие проекты, как съёмка фильма по роману советского писателя-русофоба Короткевича о "борьбе белорусов с Российской империей"?

Действительно ли министр образования Сергей Маскевич высказывал "личное мнение", когда заявил, что прописанное в Конституции право на двуязычие на самом деле является вовсе не правом, а обязанностью каждого гражданина знать белорусский язык, который при прочих равных не может составить даже подобие конкуренции русскому? И неужели Александр Лукашенко, так любящий повторять слова о "русских людях", не знает о соответствующих убеждениях своих подчинённых, которые курируют сферу, напрямую отвечающую за формирование идентичности граждан?

В отличие от украинизации, проходящей строго по-украински, белорусизация пока проходит по-русски, но суть от этого не меняется ни на грамм. Да и на выходе мы получаем не меньший абсурд. Да, здесь нет поражающих воображение "голодоморов", но насколько адекватной, например, является официальная точка зрения, согласно которой в годы Великой Отечественной белорусы, сражавшиеся в рядах Красной Армии и партизанских формирований, воевали не за что-нибудь, а за государственную независимость Белоруссии? Одним из показателей того, в каком хаосе пребывает сознание местных мифотворцев, является проект памятника "Тысячелетию белорусской государственности", в описании которого приведён ряд исторических личностей, повлиявших, по мнению авторов, на становление данной "государственности". Русский святые Кирилл Туровский и Ефросинья Полоцкая соседствуют здесь с антирусским архитектором Смутного времени Львом Сапегой, этнограф Евфимий Карский, убедительно доказавший, что белорусы являются частью русского народа - с польским поэтом-русофобом Адамом Мицкевичем, случайно родившимся на территории современной Белоруссии. В сознании большинства белорусов подобная граничащая с бредом эклектика не укореняется, однако лишённая ориентиров молодёжь, окормляемая живущей на польские зарплаты интеллигенцией, всё более активно тянется к свежесшитому из клочков мифу о "европейском прошлом" - тем более, что никакой ответной системной работы со стороны России в этой сфере не ведётся.

Да, Россия, как обычно, ничего не делает для того, чтобы вернуть себе свой же народ. Зато проблему идентичности белорусов весьма своеобразно решает Польша. Варшава закономерно заполняет оставленный Москвой вакуум: раз никто не даёт вспомнить белорусам, что они русские, давайте перекрасим их в поляков!

Белорусский политолог Николай Малишевский вполне наглядно демонстрирует, как реализуется ассимиляторская технология, в результате действия которой утверждения о "едином государстве поляков и белорусов" (Речи Посполитой), "единой для поляков и белорусов борьбой с гнётом Российской Империи", "единой для поляков и белорусов Катынской трагедии" оборачиваются неизбежным внедрением догмы о поляках и белорусах как об "одном народе". Польша, проводящая в Белоруссии слабо прикрытую культурную экспансию, выстраивает политику таким образом, что любое идейное западничество в Белоруссии в конечном итоге оборачивается полонизацией. Малишевский осветил очень интересную тенденцию: финальной стадией развития любого традиционного белорусского оппозиционера является осознание себя поляком и фактическое превращение в такового. Именно ополячиванием непременно заканчивается и "беларуская свядомасць", и "литвинизм", и прочие явления того же порядка. Именно на это направлена деятельность многочисленных "домов польских", организация массовых культурных мероприятий, раздача "карты поляка", работа непризнанного Союза поляков - даже после смены чрезмерно радикальной Анжелики Борис на более умеренную Анжелику Орехво.

А что же российская дипломатия и связанные с ней структуры, неужели они бездействуют? Да нет, зачем же. Например, недавно Александр Ломакин, глава белорусского отделения Россотрудничества - организации, которая, по идее, должна продвигать и популяризировать в Белоруссии русскую культуру, организовал раскол в старейшей русской организации Белоруссии, о чём ИА REGNUM сообщили сразу несколько её участников. В результате действий Ломакина из МОРК "Русь" была выдавлена наиболее деятельная часть её членов - тех людей, которые реально хотели работать на благо общего дела, а не просиживать штаны на пенсионерских банкетах. Помимо этого, в Белоруссии функционирует Координационный совет российских соотечественников, глава которого Иван Корда недавно попытался удалить из состава правления другой русской организации трёх её наиболее известных активистов - лишь за то, что они от своего имени, фактически как частные лица присоединились к декларации "Интернациональная Россия". Почему-то вышло так, что данная инициатива оказалась воспринята в штыки местными "официальными русскими", которые как огня боятся любого реального действия и, к тому же, находятся под плотным контролем белорусских спецслужб.

В Белоруссии хватает структур и сотрудников, тем или иным образом сопричастных проблемам российских соотечественников. Их деятельность богата и разнообразна. Устраиваются мероприятия, суть которых сполна характеризует выражение "шоу балалаечников", организуются банкеты, произносятся пафосные речи и - этот момент придаёт происходящему особую пикантность - централизованно покупаются билеты в цирк. На всё это, разумеется, уходят фактически неисчислимые бюджеты. А в результате получаются всё новые поляки с "литвинами" и русские как вымирающий вид.