Что убивало людей в метро 11 апреля

«Поражающие факторы взрыва» — такой термин использовал сегодня государственный обвинитель по делу «витебских террористов» Дмитрий Тимофеев, зачитывавший документы по умершим от взрыва в минском метро людям. Как оказалось, относится это не только к поражающим элементам, которыми было снаряжено взрывное устройство…

Напомним, вечером 11 апреля на платформе станции «Октябрьская» оборвалось одиннадцать жизней. Хроника смертей продолжилась в больницах: пострадавшие от теракта умирали 12, 15, 25 апреля и 25 мая… станция метро Октябрьская

Специфика расследования тяжких насильственных преступлений со смертельным исходом требует досконального изучения всех обстоятельств гибели: от характера ранения до причины смерти. Судебно-медицинские эксперты продели огромную работу. К 5 мая основная часть их выводов была официально задокументирована.

Для того чтобы представить над чем трудились эксперты и отчасти что произошло на платформе в момент взрыва, интернет-газета Naviny.By предлагает выдержку из одного такого заключения. Фамилию погибшего мы не называем по этическим мотивам.

«Смерть наступила от острой массивной кровопотери и травматического шока, развившемся в результате взрывной травмы, проявившейся множественными ранениями преимущественно нижних конечностей с множественными переломами костей левой нижней конечности и повреждением левой бедренной вены, множественных осколочных ранений головы, туловища и конечностей. Изложенные обстоятельства, а также характер локализации и взаимное расположение телесных повреждений, в том числе наличие раневых каналов с массивными повреждениями тканей, свидетельствуют о том, что они могли образоваться в результате воздействия поражающих факторов, именно: взрывные газы, частицы взрывчатого вещества, копоть от взрыва, ударная волна и предметы с ограниченной травмирующей площадью, каковыми могли быть части и осколки взрывного устройства, специально поражающие средства механического действия, а так же вторичные поражающие факторы — снаряды в виде обломков разрушенных преград, окружающих предметов, частей одежды, обуви и другие.

Наличие опаления волос на голове и ожогов в области левой части спины и правой голени указывают на имевшее место воздействие высоких температур, возможно, огня и/или раскаленных газов.

При исследовании у погибшего в мягких тканях обнаружены инородные тела, напоминающие фрагменты камней с неровными поверхностями и заостренными ребрами…»

Пожалуй, это одно из наиболее, если так можно выразиться, «щадящих» душу заключений экспертов.

В других речь идет об ампутированных конечностях, разорванных телах, размозженных головах… Куски человеческих тел взрыв разметал по большей части платформы, их собирали для проведения генетических экспертиз.

Источник смерти сомнений не вызывает — мощность бомбы была такова, что металлические шарики, куски арматуры и гвозди, если судить по оглашенным материалам дела, как поражающие элементы проявили себя с минимальным эффектом. В суде называлось не более десятка случаев, когда эти предметы действительно нанесли ранения.

Согласно озвученным данным экспертов, из бедра одной пострадавшей женщины хирурги извлекли шарик от подшипника и еще в теле одного погибшего мужчины были найдены фрагменты аналогичного шарика. В основном из тканей эксперты извлекали осколки бетона и гранита, куски проволоки, деревянные щепки, осколки стекла, куски металла «неправильной формы». Ударная волна в замкнутом пространстве явилась одной из самых убийственных сил.

В ходе следственного эксперимента Дмитрий Коновалов показал, что мешочек с поражающими элементами он прикрепил поверх емкостей с взрывным веществом. Возможно, они по большей части поразили пустое пространство. В тоже время ударная волна дробила кости и рвала тела и внутренние органы всех, кто оказался в эпицентре взрыва, откуда, словно пули, и полетели кусочки покрытий пола и колонны. Один такой осколок «каменистого вида» поразил сердце 21-летнего минчанина, тело которого нашли на лестничной площадке перехода в тоннель. По выводам следствия, именно с этого места Коновалов пультом привел в действие бомбу.

Пока остается не полной картина гибели 42-летней минчанки Татьяны З. По заключению экспертов, «смерть наступила от несовместимых с жизнью телесных повреждений — полное расчленение тела, образовавшееся от комбинированной взрывной и железнодорожной травмы». Ударная волна отбросила женщину на рельсы, по которым затем проехал электропоезд. Конкретная причина смерти так и не была названа. Была ли минчанка жива, когда по ней проехал состав, или железнодорожная травма роли здесь не играла? Ответа пока нет.

…У близких родственников погибших в результате теракта еще будет возможность высказать свое отношение к произошедшему в ходе прений сторон. Правда, до этого этапа слушаний суду предстоит изучить материалы еще нескольких десятков обвинительных эпизодов. Спустя четырнадцать дней процесса пока еще не до конца рассмотрен эпизод 11 апреля. Адвокаты, например, намерены огласить результаты ряда экспертиз, на которые гособвинители «почему-то» не обратили внимание.

Источник: http://naviny.by/rubrics/society/2011/10/05/ic_articles_116_175348/

2
485
6