12-летнее рабство белоруса в России

На модерации Отложенный
История о 12-летнем оренбургском рабстве белоруса обрастает новыми подробностями. Российские волонтеры заявляют, что  дело хотят замять, поскольку в деле замешан полковник МВД РФ. Сам же "рабовладелец" утверждает, что никого насильственно не удерживал, и вообще познакомился с белорусом всего несколько месяцев назад. А по информации местной прессы, полковник и вовсе оказался прапорщиком, да еще и бывшим. В ситуации разбиралась корреспондент TUT.BY.

О том, что дело белоруса, которого, возможно, держал в рабстве полковник МВД России, хотят замять, TUT.BY рассказал Олег Мельников, лидер молодежного движения "Альтернатива", занимающегося поиском находящихся в рабстве людей. По его словам, личные источники в МВД, имеющие контакты со Следственным комитетом России, сообщают, что сейчас российский СК якобы не может возбудить уголовное дело против полковника, основываясь только на показаниях белоруса. "Получается, если сам этот полковник не подтвердит, что держал этого человека в рабстве, тогда его невозможно посадить", - говорит Мельников.
 

 
Николай Шпак
 
 
 
Движение "Альтернатива" также сообщает, что в рабстве белоруса Николая Шпака из Мозыря держал полковник МВД Карпухин Алексей Николаевич.
 
Олег Мельников рассказал TUT.BY, что Шпак сейчас находится в белорусском консульстве в Уфе. Перед тем как он туда собирался, он был намерен написать заявление на полковника.
 
Василий Новак, руководитель отделения посольства Беларуси в России в Уфе, где сейчас находится Шпак в ожидании документов, сообщил TUT.BY, что у него нет пока информации о том, что белоруса держали в рабстве. "Мне пока только известно, что он гражданин Республики Беларусь. Был ли он в рабстве - это еще устанавливается. Уточнить это пока не представляется возможным. Выглядит он нормально, одет опрятно. Решаем вопрос о его перемещении в Беларусь. Мы связались с Мозырским РОВД, чтобы подтвердили его личность. Делаем ему свидетельство о возвращении в Республику Беларусь", - сообщил Новак.
 
Изначально с информацией о бедственном положении Николая Шпака в России к волонтерам движения "Ангел" (Беларусь) обратились его родственники. Несколько дней назад пропавший связался с семьей через знакомого и сообщил о том, что жив и находится в трудовом рабстве. Как сообщалось ранее, освобожденный работал на рыбной ферме. Хозяин изъял у него документы, а при попытках бегства его возвращали обратно.

Дочь Николая Шпака: Замнут дело и правильно сделают

Дочь Николая, Елена, с которой удалось связаться TUT.BY, рассказала, что отец уехал на заработки в Россию еще в 2001 году. "И все это время не давал ничего о себе знать. Уехал на заработки, хотел нам помочь, хотел денег заработать. У него две дочки, одна вышла замуж, и вторая - хотел деньгами помочь. Ему сказали, что там (в России. – TUT.BY) много платят. Он не один уехал. Просто те мужчины вернулись, а про него ничего они не знали", - говорит Елена.
 
О том, что Николая держат в рабстве, его сестре рассказал мужчина, которому сам Николай успел сообщить о своем положении и попросил рассказать это все родственникам в Беларуси. "Он когда уезжал, телефонов домашних у нас не было даже, а мобильников тем более. Папа помнил только адрес и фамилию. Вот этот мужчина и позвонил моей тетке, папиной родной сестре, и сообщил, где он находится и что", - говорит Елена и добавляет: "Зачем это все раздувают? К чему это все? Замнут дело - и правильно сделают. Зачем это все? Человек хотел спокойно вернуться домой, а подняли такую шумиху, нам здесь всем так неприятно".
 
Лидер белорусского поисково-спасательного отряда “Ангел” Сергей Ковган рассказал TUT.BY, что волонтеры сняли мужчине квартиру в Уфе. "Мы из Минска звонили волонтерам в России, чтобы они его укрыли, потому что уже начинался кипиш. Местные жители предупредили, что обращаться в полицию может быть очень опасно. Волонтеры его держали на адресе, который никому не разглашался. Изначально боялись огласки, что это (работа полковника в правоохранительной структуре. - TUT.BY) может представлять опасность". 

По словам Ковгана, в 2011 году белорус по суду был признан умершим за сроком долгого отсутствия: "У нас есть такой закон, который позволяет это сделать".




Племянник: "Дяде не то что зарплату не платили, его кормили только перловкой и хлебом, и далеко не каждый день"

Пока российские правоохранительные органы устанавливают, был ли белорус Николай Шпак в рабстве у полковника МВД на рыбной ферме в Оренбургской области, его племянник не сомневается в том, что дядю держали именно в рабстве...
Александр Кадол рассказывает, что лично общался с тем, кто дядю из рабства вытаскивал.

Именно Александр и обратился к поисково-спасательному отряду "Ангел" с сообщением, что дядю держат в рабстве.

Оказывается, это уже не первая попытка помочь дяде. "Сначала я пробовал подключить свои личные связи в МВД, в КГБ. Обращался: "Ребята, что делать?" А они сами не знают, что делать. Его ведь убили бы сразу, если бы не так действовать начали. И свидетельство о смерти было уже. И тут я по телевизору увидел информацию про группу "Альтернатива" и "Ангел". Дальше они все очень быстро схватили. Респект ребятам, молодцы!"

По словам Александра, сначала "очень хороший человек" рассказал о том, что познакомился с дядей совершенно случайно, и, как только тот попросил найти его родственников в Беларуси, связался с ними. "Человек просто нашел матери моей телефон и позвонил. В свое время мой дядя был в хороших отношениях с моим отцом, он даже не знал, что отец умер. Он думал, что отец и будет ему помогать. Он был предпринимателем, у него и в Оренбурге связи были. На это, видимо, он и рассчитывал. Но занимался всем я".

"Он был именно в рабстве. Он жил на озере в 5,5 км от села в Оренбургской области. Он выйти не мог, когда этот полковник был там. С ним еще жила семья, они тоже там рабами были. Кормили только перловкой с хлебом, когда хлеба не было, ходили за 5,5 км попрошайничать в эту деревню. Там был домик какой-то возле озера, условия жизни – походные. Полковник раз в несколько дней кидал пакет перловки и булку хлеба на всех. И мог уехать на несколько дней. Там был телефон, на который можно было позвонить, но с него позвонить нельзя было. И полковник звонил иногда: "Вы там не умерли? Все нормально?",  - рассказывает Александр.

Дядя также рассказал племяннику, что уже несколько раз убегал и даже обращался в милицию, но его возвращали обратно. "Бывших полковников не бывает. Эту пару, которая с дядей там жила и которая тоже покинула место, он избил и привез назад. Там не просто так все", - уверен Александр.

По словам племянника, каким образом дядя оказался у полковника "на какой-то рыбной ферме", пока непонятно. "Он говорит о том, что его или перепродали, или подарили. Он был у кого-то другого. Изначально он поехал на заработки, со знакомыми. Его там бросили эти ребята, которые с ним уехали. Их в самом начале конкретно кинули - и те смотались. Продали какие-то инструменты и смотались".

При этом Александр отмечает, что уже и не сомневались, что дядя умер. "Ему сейчас 62 года. Человек с 2005 года ничего не сообщал о себе, у него еще и язва желудка, что с ним еще могло быть? Когда в 2011 году выдали свидетельство о смерти, мы даже не сомневались, что он умер, - говорит Александр. - Последний раз, еще в 2004 году, пришла от него телеграмма его маме: "Будем живы. Встретимся". Он телеграмму посылал или нет – непонятно. Мы на этот адрес писали, но ответа не было".

Историей белоруса занялись следователи Оренбургской области. "В настоящее время проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение", — сообщают Вести.Ru со ссылкой на региональное управление Следственного комитета России.

Сам "рабовладелец", как сообщает АИФ, бывший прапорщик МВД, а ныне владелец рыболовной фермы Алексей Николаевич Карпухин прокомментировал изданию информацию о том, что якобы держал в рабстве белоруса.
 

"С Николаем мы познакомились в сентябре прошлого года, - говорит Карпухин. - Он рассказал, что потерял документы в Оренбурге и ему негде жить. Я пожалел пожилого человека, все ж таки ему 60 лет, и разрешил ему пожить в домике на моей ферме. Вместе с ним там жили еще три человека – мужчина и семейная пара. Я привозил им продукты и при необходимости лекарства. Николай следил за домом, расчищал снег, топил печь. Я никогда его не бил и не принуждал к каким-либо работам. Он был абсолютно свободен в передвижениях и перед Новым годом ушел куда-то на несколько дней. Вернулся раздражительный и молчаливый. Он вел себя довольно агрессивно".

По словам владельца фермы, после этого ему звонили волонтеры из Дагестана с просьбой довезти Николая до Уфы и вроде как обещали заплатить.

"Я сказал, что никого не держу, если вам нужно приезжайте - забирайте сами,
- поясняет Алексей Николаевич. – Зачем Николай придумал эту историю с рабством, мне непонятно. Думаю, он просто не нашел лучшего способа вернуться домой или же кто-то надоумил его на такие действия".