Дети трудящихся в царской России: проблемы девиантности, виктимизации и суицида

На модерации Отложенный

Продолжение, начало здесь

Изменения, происходившие в социально-экономическом развитии российского общества на рубеже XIX–XX веков, вели к отклонениям в процессе социализации, к массовой детской безнадзорности и заброшенности, не позволяли многим категориям семей обеспечить своим детям полноценные условия жизнедеятельности. Следствием этого, также как и в современной России, являлось серьёзное ослабление либо отсутствие нормативных стандартов поведения и убеждений у подростков.


Дети трудящегося населения в городском российском социуме в 1861- 1914 гг.: проблемы девиантности и виктимизации.


( Collapse )

Эволюция системы наказаний детей за правонарушения

Появилась статья о праве суда отдавать малолетних, моложе 17 лет, вместо тюремного заключения в особые исправительные заведения для малолетних. Это постановление было не только совершенно новым в законодательстве, но таких заведений в то время в России ещё не существовало. Положение об этих заведениях появилось позднее – 4 декабря 1866 года. Оно было основано на теоретических разработках и опыте западноевропейских законодательств.

До этого Уложение о наказаниях 1845 года и его редакция 1857 года вносили изменения в Свод законов в отношении малолетних. В соответствии с ним дети, не достигшие 7 лет от рода и поэтому ещё не имевшие достаточного понятия о своих деяниях, не подлежали наказаниям за преступления и проступки: «Они отдаются родителям, опекунам или родственникам для вразумления их в последствии». Срок невменяемости был понижен с 10 лет до 7, по всей вероятности для того, чтобы не ставить закон церкви, по которому с 7 лет дети в качестве уже сознающих свои грехи, обязаны были совершать таинство исповеди, в противоречие с законом государства. Но закон освобождал детей с 7 до 10 лет от юридической ответственности.114

В возрасте с 10 до 14 лет признавалась сомнительная вменяемость только тогда, когда с достоверностью было доказано, что преступление учинено такими малолетними с разумением, в противном случае такие подсудимые подходили под правило о детях 7-10 лет. Наказание имеющих от 10 до 14 лет и учинивших преступление с разумением, смягчались таким образом, что вместо каторжной работы и телесного наказания они ссылались в Сибирь на поселение; вместо ссылки на поселение они заключались в монастырь или смирительный дом от 5 до 8 лет, также без телесного наказания; вместо ссылки на житьё и заключение в арестные и работные дома – в монастырь или смирительный дом от 2 месяцев до 1 года вместо смирительного дома, тюрьмы и других не значительных наказаний – они подвергались только исправительному домашнему, по распоряжению родителей или опекунов, наказанию. 115 Но меры наказания кардинально изменились в соответствии с новым законом 1866 года.

В ходе подготовки «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» государство обратилось к земствам, общественным организациям, духовенству и частным лицам с призывом об устройстве заведений принудительного воспитания. Таким образом, реализацией общегосударственного дела с самого начала была предложено заниматься частной благотворительности, которая откликнулась на призыв. 5 декабря 1866 года проект Уложения о наказаниях был утверждён.

Период малолетства в свою очередь делился от 7 до 10 лет и от 10 до 14 и был связан с разной степенью юридической ответственности. Первых в случае совершения преступления отдавали родителям, но при присмотре полиции и наставлении духовниками или священнослужителями. В отношении же малолетних 10-14 лет закон требовал в каждом отдельном случае разбираться, действовал ли ребёнок по разумению или нет. Если суд находил, что преступление совершено по разумению, то он приговаривал его к наказанию, но в смягченной форме.116 Кроме этого от возраста несовершеннолетних зависела степень наказания за их растление со стороны взрослых. Несовершеннолетний возраст также был разделён на два периода от 14 до 17 лет и от 17 до 21 года. Здесь также определяли по разумению или нет, действовали несовершеннолетние, и от этого зависело наказание вплоть до помещения в исправительные приюты, а в случае их отсутствия в тюрьму на срок не свыше одного года и 4 месяцев.117 В соответствии со статьей 6 «Устава о наказаниях» 1866 года разрешалось, судебным инстанциям на местах, где действуют исправительные приюты, заменять несовершеннолетним, от 10 до 17 лет, тюремное заключение на помещение их в приюты, на срок, определённый мировым судьей, но с тем, чтобы не остав-115 лять их там по достижении 18-ти летнего возраста.118 Но мировые судьи, налагая наказания, относились к такой форме крайне осторожно.

Согласно Уложению законов Российской империи 1866 года срок несовершеннолетия определялся 21 годом. Одновременно лица, не достигшие этого возраста, разделялись на три категории от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Дети, не достигшие 7 лет, за преступления и проступки отдавались родителям или опекунам для «вразумления и наставления».119

Период малолетства в свою очередь делился от 7 до 10 лет и от 10 до 14. Первых в случае совершения преступления отдавали родителям, но при присмотре полиции и наставлении духовниками или священнослужителями. В отношении же малолетних 10-14 лет закон требовал в каждом отдельном случае разбираться, действовал ли ребёнок по разумению или нет. Если суд находил, что преступление совершено по разумению, то он приговаривал его к наказанию, но в смягченной форме. Несовершеннолетний возраст также был разделён на два периода от 14 до 17 лет и от 17 до 21 года. Здесь также определяли по разумению или нет, действовали несовершеннолетние, и от этого зависело наказание вплоть до помещения в исправительные приюты, а в случае их отсутствия в тюрьму на срок не свыше одного года и 4 месяцев.120 На практике же условия содержания малолетних и несовершеннолетних нередко оставались такими же, как и взрослых. В 1874 года в журнале «Судебный вестник» появилось сообщение о 16-летнем мальчике, осуждённом за грабёж на поселение в Сибирь и доставленном в кандалах в Петербургскую пересыльную тюрьму по этапу. Позднее было указано на недопустимость заковывать малолетних в кандалы.


Самоубийство детей как протест против условий жизни

Э. Дюркгейм определил, что «самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой». Одной из ключевых проблем в России с конца ХIХ в. стало увеличение числа детских самоубийств. Суициды на любом этапе развития общества указывают на его болезненное состояние, т. к. если его представители добровольно уходят из жизни, значит, в жизни общества существует ряд ненормальных и тяжёлых условий и проблем, которые мешают людям жить. Исследованием этого явления занимались психологи, педагоги, социологи, юристы, был накоплен обширный эмпирический и статистический материал. Самоубийства, как социальное явление носили всесословный характер, но причины, которые толкали детей и подростков из дворян, мещан, ремесленников, крестьян к уходу из жизни были различными.

До 1875 года в России на 1 млн населения всех возрастов число самоубийств оставляло 30 человек, а число самоубийств среди учащихся в высших учебных заведениях равнялось 164, в средних учебных заведениях достигало 106, т. е. несколько более чем в 3-5 раз превышало общее число самоубийств всех классов населения; что же касается числа самоубийств среди учащихся средних женских учебных заведений, то оно не превышало среднего числа самоубийств для всех классов и возрастов.

В течение 1904-1912 гг. в Санкт-Петербурге наблюдался рост самоубийств среди детей и молодёжи в возрасте до 20 лет: 1904-1905 гг. – 10%; 1906-1907 гг. – 11 %; 1912 г. – 18 %. Таким образом, за 8 лет доля детей и юношей в общем числе самоубийств увеличилась почти в два раза.449 В столице с 1880 года был введён официальный сбор статистических данных о самоубийствах. В каждом случае самоубийства или покушения на самоубийство составлялась особая карточка, которая направлялась в статистическое отделение Городской Управы. С 1882 года по распоряжению Министерства просвещения начали вести статистику самоубийств среди учащихся. В фонде Департамента народного просвещения Российского государственного исторического архива хранится более 30 дел «О самоубийствах, покушениях на самоубийства, несчастных случаях в учебных заведениях», относящихся к началу ХХ века. Уже сам факт сбора данной информации свидетельствовал, что такая проблема не просто имела место, а количество случаев самоубийств, исследований и диссертаций педагогов, психологов, юристов, социологов, посвящённых этой проблеме позволяет думать, что ситуация с суицидными явлениями среди учащихся школ была достаточно серьёзной и стояла очень остро.

Циркулярным распоряжением Министерства Народного Просвещения от 16 октября 1905 года за № 25188 начальникам учебных заведений, в целях врачебно- санитарной статистики, было предложено «доставлять в Министерство подробные донесения о самоубийствах и других несчастных случаях среди учащихся, вместе с необходимыми по существу дела объяснениями и заключениями по каждому отдельному случаю, прилагая к ним: 1) протоколы судебно-медицинского вскрытия, если таковое было, 2) заключение врача и 3) письма, записки, оставленные самоубийцами или покушавшимися на самоубийство в подлиннике или в засвидетельствованной копии.

Необходимость такого именно фактического материала для врачебно-санитарной статистики самоубийств и покушений на самоубийство среди учащихся, разрабатываемой в настоящее время Министерством Народного Просвещения, очевидна в целях, как освещения мотивов самоубийств, так и выяснения той психофизической основы, на почве которой происходят эти патологические явления. Помимо того Министерство Просвещения, принимая во внимание как интересы самих пострадавших лиц из среды учащихся и их родственников, так равно и интересы всего общества, зачастую предъявляющего к школе и учебному начальству обвинения в безвременной гибели порученных его руководству детей и юношей, признаёт полную необходимость быть всесторонне осведомлённым о всех случаях самоубийств и покушений на самоубийство среди учащихся, дабы иметь возможность предотвращать эти катастрофы в будущем и выяснить влияние данной школы и всего строя учебно-воспитательного дела, как в каждом частном случае, так и в отношении общего школьного режима на проявление среди учащихся названных ненормальных явлений. Ввиду сказанного, материалы, добытые судебным следствием, являются главным базисом, на котором может опираться в своих построениях и выводах врачебно-санитарная статистика самоубийств и покушений на них, преследуя цели возможного уменьшения этого зла среди учащихся».По данным руководителя врачебно-санитарной части департамента общих дел данного Министерства, известного врача-гигиениста профессора Г. Хлопина две трети самоубийств приходилось на мальчиков, из них почти половина по не- известным мотивам, а одна треть на девочек, при этом причины были неизвестны только одной четверти. На первом месте среди мотивов для мальчиков стояла семья, на втором – учение, на третьем – экзамены. Среди девочек лидировали семья и «несчастная любовь», далее шли нужда и совращение, затем школа и экзамены. Среди причин самоубийств немаловажную роль играл возраст. Семья была причиной для всех возрастов вплоть до 11 лет. Несчастная любовь – для подростков от 15 лет и старше, а совращение в основном в 13 и 14 лет. Школа и учёба имели значение для всех возрастов. Нужда, разочарование в жизни, ссора приводили к самоубийствам преимущественно в более старшем возрасте. На первом месте среди причин суицидов, связанных со страхом наказания у мальчиков стояла школа, на втором – недовольство хозяев ремесленных мастерских. Наибольшее их количество в средней школе наблюдалось «у мальчиков в период возмужания, а у девочек в тот период, когда девочки-подростки превращаются в молодую взрослую барышню».


Диссертация / Синова Ирина Владимировна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2014.- 436 с. http://www.dslib.net/istoria-otechestva/deti-trudjawegosja-naselenija-v-gorodskom-rossijskom-sociume-v-1861-1914-gg-problemy.html


Основными источниками для написания диссертационного исследования послужили архивные документы, статистические отчёты, социологические исследования второй половины XIX – начала ХХ веков, отчёты государственных и общественных организаций, инструкции, положения, справочные материалы, нарративные источники, лингвистические (художественная литература, стихи, пословицы, поговорки), периодическая печать рассматриваемого периода. Малый объём документальной информации о содержании детства требует расширения круга косвенных источников.

Источники по проблемам, относящимся к детям можно объединить в несколько групп. Первая – это законодательные и нормативные акты: Свод законов Российской империи, Уложение о наказаниях, Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», Законы, посвящённые юридическим отношениям между родителями и детьми, положению детей в обществе, наказанию малолетних и несовершенно-летних.51 Кроме того это «высочайше утверждённые» мнения Государственного Совета, связанные с деятельностью учебных и исправительных заведений, профессиональных школ и приютов.

Для российского законодательства, посвящённого вопросам семьи и детей были характерны размытость формулировок, которые определяли взаимоотношения членов семьи, положение детей и наказание малолетних и несовершеннолетних преступников, но в то же время значительное количество вопросов вообще не нашли отражения в законах, поэтому в них постоянно вносили изменения и дополнения. Законы, связанные с детьми всегда вызывали широкий общественный резонанс, обсуждались на уровне общественных организаций, средств массовой информации и Всероссийских съездов.

Вторая группа источников – это делопроизводственные документы, отчёты, статистические сведения, инструкции, положения, справочные материалы, распоряжения, письма, объяснительные записки, хранящиеся в фондах Человеколюбиво-51 го общества (Ф. 768), Департамента народного просвещения (Ф.733), Департамента полиции исполнительной (Ф. 1286), Главного управления по делам местного хозяйства МВД (Ф. 1288), Медицинского департамента МВД (Ф. 1297), Министерства юстиции (Ф. 1405) Российского Государственного исторического архива (РГИА). Из фондов Центрального Государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) были привлечены для исследования статистические данные, отчёты о деятельности, переписка, заявления, материалы по разбору жалоб в фондах Петербургской ремесленной управы (Ф. 223), Канцелярии Петроградского губернатора (Ф. 253), Петроградского губернского правления (Ф. 254), Собрания выборных Петербургского ремесленного сословия (Ф. 481), Прокурор Петроградского окружного суда (Ф. 487), Петроградской городской управы (Ф. 513). В личном фонде Н. С. Таганцева (Ф. 760) Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) содержится переписка известного юриста, криминалиста, члена Государственного Совета и члена комиссий по разработке российского законодательства. Содержащиеся в фонде письма носят как личный, так и служебный характер. В частности представляет интерес переписка с правоведами, которые занимались вопросами ювенальной юстиции, такими как А. Ф. Кони, А. М. Богдановским, М. П. Беклешовым, Д. А. Дрилем, К. Я. Гротом, К. В. Рукавишниковым и др.

В ходе исследования были использованы такие источники, как переписка между учреждениями, справки, инструкции по вопросам деятельности детских учреждений; протоколы заседаний различных учреждений, комиссий, совещаний, обществ; отчёты о деятельности Санкт-Петербургского Столичного Мирового Судьи по делам малолетних до 17 лет, расходах и доходах государственных, общественных и частных благотворительных организаций, попечительских комитетов, приютов.52 В них содержится фактический, статистический и аналитический материал, дающий объёктивную информацию по исследуемой теме.

Третья группа источников – труды и другие материалы деятельности комиссий, комитетов, совещаний и съездов. К ним относятся опубликованные стенографические отчёты приютов, Всероссийских съездов по ремесленному образованию, по общественному призрению, по семейному воспитанию, представителей русских исправительных заведений для малолетних, по борьбе с торгом женщин и др.53 Эти документы позволяют не только получить сведения о многообразии направлений деятельности российских обществ, проблемах, достижениях, процессе законотворчества, но и понять из протоколов атмосферу заседаний съездов, степень заинтересованности отдельных людей, процедуру принятия решений по разнообразным вопросам.

Четвёртая группа источников – статистические материалы, которые включают опубликованные материалы о статистике населения, ежегодные сборники о движении населения в Европейской России, сведения о численности населения по возрасту полу, семейному положению, происхождению, сословной принадлежности. Важное место для создания общей картины социально-экономического развития являются статистические сведения по начальному образованию. 54 Центральным источником для получения статистических сведений о численности жителей Санкт-Петербурга по возрастам, происхождению, занятиям, жилищным условиям являются результаты первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., а также опубликованные данные городских переписей, которые проводились в столице раз в 10 лет и являются чрезвычайно репрезентативным источником. Данные по жилищным условиям петербургской семьи собирались в процессе однодневных переписей в столице Статистическим отделением Городской Управы. 55

Пятая группа включает нарративные источники, которые хоть и носят субъективный характер, но занимают важное место, так как способствуют эмоциональному восприятию, освещают мелкие детали и личные оценки и мнения о событиях, фактах, поступках и человеческих взаимоотношениях. В воспоминаниях описываются детские впечатления взаимоотношений с родителями, друзьями, учёба, проведение досуга.56 Материалы личного происхождения по истории детства раскрывают подробности детской жизни, которые в силу специфики отсутствуют в официальных документах.