Нужна ли Россия стратегия развития обороны?

На модерации Отложенный
Нужна ли Россия стратегия развития обороны?На минувшей неделе Президент проводил встречу с руководством Министерства обороны. И во время этой встречи Путин поднял достаточно серьезные вопросы, многие из которых, по его убеждению, должны быть решены в самое ближайшее время.

Один из таких вопросов – создание до конца 2012 года стратегически важного для обороноспособности России документа, представляющего собой План развития обороны страны до 2016 года. Одним из главных пунктов этого плана ожидается увидеть развитие военно-космических войск, которые будут призваны обеспечивать безопасность российских рубежей, в прямом смысле слова, на дальних подступах. С целью развитие военно-космической оборонной системы в строй уже в ближайшее время будут введены две новых радиолокационных станций: одна – в городе Армавир, другая – в Иркутской области.

Нужно отметить, что сегодня в том же Армавире уже ведет работу (с 2009 года) РЛС типа «Воронеж-ДМ». Имеющаяся РЛС обеспечивает покрытие зоны всей Южной Европы и Северной Африки (общая территория охвата выглядит как участок от Атлантики до Сибири). Без сомнения в нынешней ситуации это направление является немаловажным. Благодаря работе армавирского «Воронежа-ДМ» удалось решить вопросы с услугами РЛС, которая располагается в Закарпатской области Украины (город Мукачево). Однако в связи с тем, что России, возможно, придется отказаться от эксплуатации РЛС типа «Дарьял» в азербайджанской Габале, сегодня запланирована модернизация армавирской станции. До конца 2012 года в строй планируется ввести второй сегмент РЛС, который позволит увеличить площадь охвата до 6 тысяч квадратных километров. Это позволит отслеживать возможные пуски и с пресловутого иранского направления, а также «следить» за Пакистаном и Индией, которые имеют статус ядерных держав.

Иркутская РЛС призвана «закрыть» китайское и северокорейское направления. Станция находится неподалеку от города Усолье-Сибирское и начала свою работу 23 мая текущего года. Иркутская станция имеет двухсекторный обзор (6 секций) и относится к типу «Воронеж-М». Самое главное, как считают разработчики РЛС такого типа и военнослужащие, которые и нанимаются эксплуатацией станции, новая РЛС выгодно отличается от того, что использовалось раньше. РЛС нового типа легко поддается трансформации и модернизации, поэтому в случае необходимости может наращивать свои потенциалы для большего охвата территорий с целью получения объективной информации.

Однако вводом в эксплуатацию новых РЛС стратегия развития отечественной обороны, по словам Путина, не ограничится. Планируется за ближайшие годы обновить парк российской военной техники на 50-70%, а также увеличить число контрактников до 425 тысяч человек, то есть почти в 2,5 раза.
По естественным причинам такие нововведения самым серьезным образом отразятся на российском бюджете. Ведь за словами «увеличение числа военнослужащих-контрактников» скрываются масштабные расходы. Многие критики больших вложений в российскую оборону уже начинают вспоминать «отлученного» от власти Алексея Кудрина, который говорил, что обозначаемые траты в 20 (по другим данным – 23) триллионов рублей в условиях новой кризисной волны могут погрузить российскую экономику на дно. Сегодня после, того как рубль достаточно ощутимо просел, горячие головы начинают говорить: Ага! Сбывается «проклятие» Кудрина! Однако если слишком живо реагировать на все колебания валютных курсов в России и в мире, то, судя по доводам отдельных экономистов, лучше вообще прекратить какое-либо финансирование не только российской армии, но и социальной сферы. Вместо этого, получается, нужно либо продолжать паковать нефтедоллары в нижнее белье или в банку под кроватью, либо бежать из страны. Ну, так в этом случае – ради бога… Кто так считает, так двери радушного Евросоюза (Греции, Испании, Италии, Ирландии с их рекордными госдолгами) всегда открыты для новых «беженцев» из России.

Однако если посмотреть на ситуацию объективно, то такая страна как Россия просто не может существовать без наличия не только финансовой, но и военной безопасности. Слишком уж ярок пример Ливии, где подушевой уровень доходов был одним из самых высоких на континенте, но это вовсе не помогло стране остаться независимой. Поэтому если сегодня есть банковский счет на круглую долларовую сумму, то это вовсе не означает, что счет - гарантия личной безопасности. В конце концов, кроме личной безопасности есть еще и безопасность государственная, а здесь, как известно, лес рубят – щепки летят.

Именно поэтому развитие оборонной стратегии ни в коей мере не должно ориентироваться исключительно на курс доллара по отношению к рублю или цену барреля нефти. Поэтому ведение планомерного развития оборонной сферы страны нужно продолжать, одновременно решая и экономические задачи. Тем более что у России на этот счет имеется соответствующий опыт.