Медведев назвал лидеров СССР виновниками катынской трагедии

На модерации Отложенный

 Президенты России и Польши встретились в Смоленске, чтобы почтить память погибшего там Леха Качиньского, решить скандальный вопрос о памятнике в Катыни, а также договориться о дальнейших действиях, касающихся катынского дела. Москва признает вину советского руководства в расстреле польских офицеров и обещает передать Варшаве все документы. Историки предупреждают: дело не только в бумагах— важно дать юридическую оценку этому событию.

В понедельник, 11 апреля президенты России и Польши Дмитрий Медведев и Бронислав Коморовский почтили память жертв произошедшей год назад авиакатастрофы польского президента Леха Качиньского.

Прибыв на место крушения лайнера, лидеры государств возложили венки к березе, ставшей первым препятствием на пути польского самолета, и почтили память погибших минутой молчания.

Перед этим состоялась встреча президентов, в ходе которой было решено создать межгосударственную группу, которая разработает проект памятника на месте катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского.

«Мы с господином президентом будем оказывать все необходимые меры поддержки»,— сказал Медведев. Со своей стороны Коморовский обратил внимание на то, что «содержание текста, который будет находиться в этом памятном месте, будет представлять надпись на польском и русском языках, которая будет согласована обеими сторонами».

Коморовский заявил, что Польша «с удовлетворением относится к инициативе, которая даст возможность постоянно почитать память смоленской катастрофы»

Как писал GZT.RU, польский вариант мемориальной доски поставили на месте крушения самолета под Смоленском родственники погибших в авиакатастрофе.

Вместо таблички на польском языке теперь стоит другая, на двух языках— польском и русском, однако в новом варианте отсутствует упоминание того, что погибшие в авиакатастрофе направлялись на памятные мероприятия, «посвященные 70-й годовщине советского геноцида в катынском лесу над военнопленными польскими офицерами».

Смоленские власти пояснили, что приняли решение заменить памятную доску, поскольку надпись на ней не была согласована с областной администрацией.

Доведет до конца

Медведев во время переговоров также пообещал, что все процедуры, связанные с передачей материалов катынского дела польской стороне будут доведены до конца.

По словам президента России, соответствующие заявления делала и Госдума. «И в настоящий момент также прорабатываются юридические аспекты, связанные с катынской трагедией»,— добавил Медведев.

Президент Польши поддержал коллегу. «Польша также желает закрыть эту главу, главу, посвященную катынскому вопросу, этой великолепной книгой российско-польских отношений. Но чтобы эту главу закрыть, эту главу следует прочитать до конца»,— добавил Коморовский.

Ранее материалы «катынского дела» была засекречены.

В январе текущего года в администрации президента России заявили, что работа по рассекречиванию продолжается, по ее окончании все материалы будут переданы польской стороне.

В частности, Генпрокуратура РФ 7 апреля передала польской стороне копии 11 рассекреченных томов уголовного дела о Катыни. А в мае прошлого года были переданы 67 томов, в сентябре— 20 томов и в декабре прошлого года— 50 томов.

Засекреченного не передали

Впрочем, как рассказал GZT.RU сопредседатель правозащитного общества «Мемориал», историк Ян Рачинский, до передачи последних 11 томов Москва не отдала Варшаве ни одного засекреченного документа по Катыни— «передавались либо тома, не имеющие никаких грифов, либо имеющие гриф „для служебного пользования“, что не означает их секретность». Возможно, в последнюю передачу попал один секретный том, добавляет историк.

Изначально между Россией и Польшей существовала договоренность, что все документы будут рассекречены. «Засекречены они были с нарушением закона. Однако регламент рассекречивания никому не известен, и повлиять на него не может никто, кроме исполнительной власти. Насколько я понимаю, принципиальное решение о доведении до конца процесса рассекречивания принято. И чем быстрее этот процесс пойдет, тем лучше для наших с Польшей отношений.

Впрочем, только передача материалов не исчерпывает проблемы: по словам Рачинского, необходимо также дать юридическую оценку катынским событиям, так как на сегодняшний день названы лишь исполнители массового расстрела, а принимавшие решения нигде не упоминаются.

Дмитрий Медведев, тем временем, признает, что ответственность за катынское преступление несет советское руководство того периода. «Попытки представить какие-либо иные версии не основаны ни на исторических документах, ни на моральных соображениях»,— сказал Медведев в ходе встречи с Коморовским.

Что же касается трагедии с самолетом Качиньского, то тут польская сторона ожидает, что ей будут переданы оригиналы записей самописцев, заявил Бронислав Коморовский. Он обратил внимание на то, что президент России «заинтересован в скорейшем завершении процедуры расследования катастрофы под Смоленском», а польская сторона «принимает меры, чтобы идти вперед по пути улучшению российско-польских отношений и российско-польского примирения».