Эксперты «нашли» за стенами Кремля две партии

На модерации Отложенный

Медведев – в лагере западных ценностей, а Путин – символ «антиатлантического консерватизма»

– Для западных СМИ, пристально наблюдающих за политической ситуацией в России в предвыборный год, главный интерес представляет все более заметный раскол в правящем тандеме. Анализируя различного рода трения, которые происходят в последнее время между президентом и премьером, эксперты выискивают «намеки» на реформы и выстраивают сценарии следующего президентства.

Судя по материалам изданий, изученных сайтом InoPressa, ситуация представляется довольно простой: Дмитрий Медведев – в лагере западных ценностей, а Владимир Путин – символ того, что автор одной из статей назвала «антиатлантическим консерватизмом».

Глава правительства, похоже, является при этом более умелым стратегом, чья позиция в сравнении с позицией главы государства в глазах части истеблишмента выглядит как защита интересов России и российских ценностей. Медведев же, критикуя Путина, волей-неволей должен считаться с этим, как и с тем, что премьер пользуется поддержкой военно-промышленного комплекса, рассуждает журналистка Slate.fr.

Издание The Christian Science Monitor оперирует мнением Игоря Юргенса – главы Института современного развития (ИНСОР), опекаемого лично президентом России. Он считает, что «за кремлевской стеной – двухпартийная система: партия стабильности во главе с Путиным и партия прогресса во главе с Медведевым».

Юргенс – предприниматель и приближенный Медведева – выразил надежду, что обе «партии» вступят в открытую конкуренцию в ходе предвыборной борьбы и «дадут народу шанс принять решение», которой из них доверить свое будущее, передает NEWSru.com.

Напомним, ИНСОР в середине марта выпустил доклад, ставший по сути предварительным вариантом предвыборной программы Медведева. В нем содержался вполне ясный намек: победа нынешнего главы государства в 2012 году будет означать прогресс, тогда как возвращение в Кремль Путина обернется «застоем», «отставанием», «безвременьем» и «концом надежд».

Сторонники Медведева в ИНСОРе еще в 2009 году, когда перспектива следующих выборов была еще относительно далекой, открыто заявили о намерении не допустить победы Путина. Игорь Юргенс, в частности, высказал мнение, что, если Путин станет президентом в 2012 году, он превратится в угасающего лидера вроде председателя ЦК КПСС Леонида Брежнева. К тому же, если предположить, что он будет править два срока подряд, то к очередным выборам в 2024 году Путину исполнится 72 года.

В своем материале The Christian Science Monitor подчеркивает, что тезисы доклада «медведевского» института совпадают с заключением, сделанным Центром социально-консервативной политики. Его эксперты предостерегли, что российская сильно централизованная и авторитарная политическая система сделалась угнетающим препятствием для дальнейшего экономического прогресса и что без широких политических реформ стране угрожает крах или даже народное восстание, подобное египетскому.

В свою очередь Центр стратегических разработок в собственном докладе о политическом кризисе в России отметил, что у населения растет недоверие к ключевым «лейблам» власти: Медведеву, Путину и партии «Единая Россия».

Указывая, что доверие к правящему тандему скатилось в марте до самой низкой отметки за все время его существования, австрийская Der Standard видит одной из причин тому непонимание народа, кто же станет кандидатом в президенты.

Напомнив о трех наиболее вероятных сценариях – возвращение Путина, второй срок Медведева и появление «третьего лица» – автор замечает, что все варианты так или иначе означают, что Путин останется у власти. Даже третий вариант с появлением «нового» лица говорит в пользу такого вывода, считает австрийская журналистка.

Она поясняет, что на высший пост в государстве скорее всего могут претендовать руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, мэр Москвы Сергей Собянин и вице-премьер Игорь Шувалов. В случае победы любого из них Путин будет по-прежнему править страной.

Ряд СМИ обращают внимание на призыв президента убрать министров из советов директоров госкомпаний и особенно – на заявление, что свой пост в «Роснефти» должен покинуть влиятельный вице-премьер, самый доверенный помощник Путина Игорь Сечин. Называя последнего «кремлевским Дартом Вейдером» (по аналогии со зловещим персонажем киноэпопеи «Звездные войны», – прим. ред.), The Times пишет, что его увольнение – это удар по самому Путину.

«Если Сечина не защитят, многочисленное российское чиновничество воспримет это как знак, что у Медведева растет могущество и самооценка, и лояльность чиновников к Путину окажется под вопросом», – говорится в статье.

В то же время автор статьи в блоге на сайте The Financial Times сомневается, что этот шаг – попытка Медведева взять верх над Путиным в предвыборной гонке. «Маловероятно, что Медведев без негласного одобрения Путина ополчился на такую фигуру».

По предположениям журналиста, у Путина могут быть свои претензии к Сечину: «В прошлом Путин уже демонстрировал неприязнь к чересчур могущественным подчиненным». Другой вариант – Путина задело, что срыв сделки с BP поставил его самого в неловкое положение, считает он.

В свою очередь The Guardian взвесила выводы российских аналитиков по вопросу раскола в тандеме и решила, что те не придают ему особого значения. «Они говорят: коль скоро дело касается стратегических вопросов, тандем «поет гимны с одного листа», – сообщает газета.

Напомним, самый острый спор последнего времени между президентом и премьером, который, как и многие другие, произошел заочно, касался ситуации в Ливии. Путин раскритиковал позицию всех сторон этого конфликта: и НАТО, и Совбеза, и ливийского лидера Муаммара Каддафи, и сравнил резолюцию ООН с призывом к крестовому походу.

Медведев в отдельном выступлении резко осадил главу правительства. «Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые ведут к столкновению цивилизаций. Типа «крестовых походов» и так далее. Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже происходит. Об этом должны помнить все», – заявил он.