Валерий Усков: «Я полагал, что кино – это премьеры и красивые женщины»

На модерации Отложенный

Сегодня замечательному советскому режиссеру Валерию Ивановичу Ускову исполняется 78 лет. Большинство кинолюбителей его имя в первую очередь вспоминают в связи с популярным телесериалом «Тени исчезают в полдень». За ним на экраны вышел «Вечный зов», а уже в 1996 году – историческая телеэпопея «Ермак». Над всеми этими долгоиграющими кинопроектами Валерий Иванович работал вместе со своим другом и двоюродным братом Владимиром Краснопольским. Они родились с разницей в два месяца в далеком городе Свердловске и с тех пор практически неразлучны. Валерий Иванович любит вспоминать, как зародилась их с Володей творческая деятельность. Мамы мальчиков часто на прогулке оставляли коляски рядом. Ребята активно общались, но в силу возраста это происходило на фантастическом невербальном уровне. Прохожие, замечая такие неординарные жесты и мимику, прочили малышам успешное артистическое будущее. Но уже к детскому саду стало понятно, что ни о каком лицедействе не может быть и речи. Володя и Валера оказались серьезными товарищами и уже в яслях организовывали самостоятельные спектакли с участием всей группы. У дошколят большим успехом пользовались народные сказки, а вот в пятом классе Усков и Краснопольский уже делали ставку на Шекспира. Общешкольная слава мальчикам была обеспечена. Когда в десятом классе ребятам задали сочинение «Моя будущая профессия», Валерий без лишних раздумий написал: «Хочу быть режиссером». И, в отличие от фантазий большинства сверстников, в способностях и успехе талантливого паренька никто не сомневался. Усков выглядел слишком взрослым и слишком разумным для своих лет.

Но позже мэтр признавался, что увлекся искусством исключительно потому, что «мечтал всю жизнь играть в оловянные солдатики», и был искренне уверен, что «кино – это сплошные премьеры, приемы и красивые женщины». Конечно, Валера собирался поступать во ВГИК. Но в послевоенные времена туда брали в основном фронтовиков и девчонок. Парень решил не рисковать и поступил в родном Свердловске в Уральский государственный университет на факультет журналистики. Учиться Валерию нравилось, после вуза он даже пару лет проработал журналистом по распределению, но потом все-таки поступил в «кузницу кинематографических кадров». Компанию ему, как всегда, составил брат. Усков с Краснопольским сразу стали снимать неоднозначное, местами чересчур шокирующее кино. Но даже в студенческие годы педагоги не обрубали их идеи на корню, а подсказывали, правили и направляли юных режиссеров в правильное русло. Несмотря на смену политических режимов и даже эпох, творчество братьев всегда было актуально. В 90-е годы Валерий и Владимир сняли великолепный драматический сериал «Ночные забавы» с Алферовой и Гафтом в главных ролях. Потом друзья выпустили телефильм «Ермоловы» с Большовой и Лазаревыми. И, наконец, экранизировали жизнь самой мистической фигуры Советского Союза. Киноленту «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» по силе воздействия на ум и душу зрителя можно сравнить только с недавней экранизацией «Мастера и Маргариты», считают многие критики.