Советские гарибальдийцы

На модерации Отложенный

 В начале войны под Минском рядовой Тарасов попал в окружение. Вместе с войсками отходил на восток и в районе г. Луга попал в плен. В плену использовался на принудительных работах на территориях фашистских Германии и Италии.

       Партия пленных, в которой находился Анатолий Тарасов, была послана немцами для установки столбов телефонной линии в предгорья Апеннин. Воспользовавшись внезапно возникшей стрельбой и паникой среди охраны, под покровом темноты Анатолий и его друг Виктор, тоже русский, совершили побег из лагеря.
      Это был опасный и рискованный шаг. Оба очутились в незнакомой местности, без знания языка, без оружия. Но, к счастью, они были встречены итальянскими крестьянами, оказавшими им помощь и приют. Так Анатолий Тарасов очутился в доме крестьянина Альчидо Черви.
       Глава дома и его семеро сыновей были убежденными антифашистами, борцами с режимом Муссолини. После событий июля - сентября 1943 года и прихода к власти правительства маршала Бадольо семья Черви стала активно участвовать в освободительной войне, одним из элементов которой была помощь бежавшим из фашистского плена и организация группы местных партизан, в том числе и с участием бывших военнопленных.



81b0921a8f1b6e47b903a48b9ec89f13.jpg


      С приходом в северную Италию немецких фашистов значительно обострилось противостояние партизан, действовавших в горах Италии, и немецких войск. И отряд братьев Черви одним из первых партизанских соединений почувствовал это.
      Анатолий Тарасов вспоминает, что после успешной операции по разоружению казарм карабинеров, следующий партизанский рейд закончился неудачно. Ночная встреча партизан с "милитами" - фашистскими солдатами завершилась перестрелкой, и операция была сорвана, группа партизан рассеяна.
       Каждый из них, в том числе и Анатолий Тарасов, вынужден был добираться до базы (дома Черви) самостоятельно, скрытно, обходя фашистские заставы.
     Предвидя, что кольцо блокады вокруг дома Черви сжимается, Анатолий Тарасов и другие партизаны приняли решение искать другое убежище, но не успели. 25 ноября 1943 года дом Черви был окружен гитлеровцами.
     Превосходство их было подавляющим: 150 фашистов против семерых братьев Черви и пятерых партизан. Остальные жители дома - члены семьи Черви, женщины и дети. К тому же нападение застало всех врасплох.
       А.Тарасов вспоминал: "Первое, что пришло в голову, - надо обороняться! Но у нас одни пистолеты. Еще вчера ночью мы запаковали и пулеметы, и гранаты - надеялись с утра перейти в другое место. Это была, конечно, оплошность...".

Русские гарибальдийцы.

87b367159144e7b50b183f7bf0945de6.jpg

18c507a4005b29978e6c803a38504335.jpg


       Братья Черви, Анатолий Тарасов и все, кто мог держать пистолеты, отстреливались, пытаясь прорваться в подвал дома, где было спрятано оружие партизанского отряда. Фашисты подожгли дом. Огонь и пули стали угрожать женщинам и детям. Чтобы отвести беду, оборонявшиеся были вынуждены прекратить огонь и сдаться.
      Арестованных увезли в казарму местной жандармерии. Там А. Тарасов в последний раз видел братьев Черви. Его перевели в тюрьму г. Пармы, а братьев - в тюрьму г. Реджо-Эмилия.
      Почти месяц братья Черви были в тюрьме, подвергались допросам и пыткам. 28 декабря 1943 года на военном полигоне г. Реджо-Эмилия семеро братьев Черви были расстреляны.
        Чем была вызвана подобная жестокость? Вот версия А.Тарасова: "27 декабря партизаны привели в исполнение смертный приговор над секретарем фашистской партии. Собравшись у гроба убитого, фашисты поклялись отплатить "Десять за одного!" - кричали они. Стали читать списки заключенных, и кто-то из фашистов подсказал: "Расстрелять братьев Черви". Под утро братьев не стало".

brigata6-768x276.png

brigata3-768x360.png


         На первом же допросе Анатолий Тарасов и его товарищ были опознаны карабинерами, как нападавшие на гарнизон казармы месяц назад. Дальше допрос Тарасова сводился к требованию указать места явок партизан, назвать имена крестьян, укрывавших партизан.
         В противодействие этим допросам была легенда, подготовленная А.Тарасовым и его друзьями: друг друга не признавать, в доме Черви были всего несколько дней.

partigiano89Scialva.jpg


          Для побега была использована неожиданно представившаяся возможность. "Один местный житель через меня предложил немецкому часовому 50 пачек сигарет в обмен на мыло. Т.к. воды для умывания в тюрьме не давали, то у заключенных накопился небольшой запас мыла. В эту коммерцию включилась вся наша "мусорная команда", состоявшая из трех человек".
      Именно при этом обмене А.Тарасов просто убежал от охранника и смешался с толпой жителей Вероны. Охранник, он же неудачный коммерсант, не поднял тревогу и не заявил о побеге, скрывая свою оплошность.
      Исчезновение заключенного в тюрьме обнаружили лишь при вечерней проверке. В то время как Тарасов находился в городе, в горы на его поиск были посланы жандармы. А.Тарасов скитался в окрестностях города полторы недели. В феврале 1944 года он уже был в партизанском отряде провинции Вероны.

Rosi-Romelli-e-i-partigiani-della-54a-Brigata-Garibaldi-il-padre-Bigio-Romelli-impugna-la-mitragliatrice-Estate-1944-Val-Saviore-Anpi-Brescia.jpg


         К началу 1944 года итальянское сопротивление фашизму имело прочную базу. Было создано командование, координирующее всю деятельность партизан Италии - "гарибальдийцев". В 45 провинциях Италии действовало 724 партизанские бригады. В них участвовали 462 тысячи партизан и патриотов, в том числе 4981 советских граждан.
       После побега из плена А. Тарасову непросто было найти своих друзей-партизан, с которыми он сражался в отряде братьев Черви. Нужно было проехать из Вероны в Реджо-Эмилия через кордоны фашистов, найдя эмилийских партизан и завоевать их доверие.
       Уже в июне 1944 года А.Тарасов вступил в Русский батальон гарибальдийцев, которым командовал бывший капитан Советской армии Владимир Переладов. Бежав из плена, В. Переладов не только партизанил в горах, но и обратился через доверенных лиц к советским военнопленным, находящимся в лагерях, с призывом совершать побег, вступать в ряды партизан, тем самым искупить перед Родиной позор плена.

partigiani-in-montagna.jpg

B10_006.jpg


         Призыв был подхвачен, и в мае 1944 года в ходе тяжелых боев партизанских бригад за селение Монтефьорино был создан Русский ударный батальон. "В действительности, - вспоминает Переладов, - это был интернациональный батальон, но все были согласны назвать его "Русский батальон", поскольку советских воинов было большинство".
      Гарнизонная служба по охране Монтефьорино, зашита этого селения от превосходящих сил немцев, организованный отход партизан в горы - все эти этапы борьбы укрепили авторитет А.Тарасова. В сентябре 1944 года он был назначен комиссаром Русского батальона.
       Воевавший в рядах батальона итальянец Освальдо Кло, в последствии писал: "Мы, бойцы советского батальона, находились в Монтефьорино в качестве резерва...". Узнав, что немцы вновь расправляются с населением деревни Пиандолаготти, "мы вскочили в грузовики и двинулись в путь... Советские бойцы бросились вперед с их военным кличем, страшным и в то же время воодушевляющим. Батальон, как лавина, обрушился на немцев, обращая их в бегство".

immagine.jpg


        Боевые успехи Русского батальона неоднократно отмечались в приказах командования. За это батальон и получил название "ударный". Осенью 1944 года батальон успешно выполнял задачи по взрыву мостов на пути движения немецких автоколонн.
      Подчиняясь единому командованию отрядов Сопротивления, в ночь с 13 на 14 ноября Русский батальон штурмом, преодолев заставы немцев, перешел через Апеннинский хребет и прорвался к союзникам, наступавшим с юга.
      Батальон оказался в расположении 5-ой американской армии. Начавшиеся переговоры, которые проводили командир и комиссар, свелись к предложению американцев о службе их батальона в составе американской группировки.
Затем, когда предложение было отвергнуто, американцы предложили сдать оружие.
      Как это происходило известно со слов А.Тарасова: "Мы сказали: оружие отдадим только после того, как нас свяжут с офицерами нашей советской миссии. Требование это было выполнено. Рано утром нас отправили в Рим2.

A8_051.jpg


        В местечке Солерно, недалеко от Неаполя, раскинулись палатки бывших союзных военнопленных: англичан, американцев, французов и нескольких тысяч русских, прибывших из Франции. Для русских возможности уехать на Родину пока не было.
       А.Тарасов был вызван в миссию по репатриации советских граждан, где получил задание пробраться в тыл врага и помочь советским гражданам вернуться на Родину. И вновь переход с проводниками через линию фронта с покорением снежного перевала Апеннин, и вновь партизанская зона и встреча с боевыми товарищами.
      Были сформированы группы из русских добровольцев, которые переходили в зону союзников. Нашлись помощники из числа итальянцев, которые разыскивали русских, бежавших из плена, потом они же стали устраивать побеги из лагерей.
      Впрочем, не всегда и не всем было по нраву предложение миссии по репатриации. Вот слова Виктора - соратника Тарасова по побегу и партизанской борьбе: "Раньше этот вопрос как-то меньше волновал людей. Да, честно говоря, и времени не было раздумывать об этом. Концлагерь, побеги, борьба... Все это вытесняло другие мысли.
      А сейчас перед многими встает вопрос о репатриации. Как встретят, как отнесутся к нам? Правильно ли мы поступали? Все ли сделали для того, чтобы смело смотреть в глаза людям, тем людям, что до конца войны были со своей армией, со своим народом?".

A8_034.jpg


         Война шла к концу. По всему северу Италии полыхало национальное восстание. В Генуе немцы подписали акт о капитуляции. Миссия по репатриации предложила А. Тарасову немедленно отправиться в поездку по северной Италии.   Нужно было оповестить советских граждан об условиях возвращения на Родину. Эта работа заставила Тарасова задержаться в Италии после победы еще на полгода.
       На Родину Тарасов вернулся на трофейном "Виллисе", проехав через всю Европу: Вена, Варшава, Минск и долгожданная Москва. После возвращения последовал арест и три долгих года заключения.
       В период с 1955-65 гг. он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, Гарибальдийской звездой, юбилейной медалью республики Монтефьорино, медалью "Иностранному участнику Сопротивления".

A8_053.jpg


Подтверждение от итальянской стороны, что погибший советский партизан "Алессандро" - это Александр Климентьевич Накорчемный.

partigiani253Nakorcemnij2.jpg


"Я, нижеподписавшийся Джованни Барикка мер города Гонзага, вследствии многочисленных личных свидетельствований, а также на основании фотографий, представленных близкими, в соответствии с ясно выраженными принципами международного отделения Красного Креста, его итальянского и советского подразделений заявляю, что в состоянии признать, что боец - партизан советского гражданства, который сражался под боевым именем "Алессандро" и пал в партизанском сражении в городе Гонзага (провинция Мантуя), состоявшемся в ночь с 19 на 20 декабря 1944 года, индентифицируется с личностью НАКРЧЕМНОГО АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНТЬЕВИЧА, который родился в СССР, г. Киев, в 1918 году

Гонзага, 24 ноября 1984 года

Мэр (Джованни Барикка)"

А.С. Накарчемный "Алессандро".

partigiani252Nakorcemnij1.jpg


Здесь, где немецкие солдаты согнали итальянских крестьян для тяжелых работ в Германии в ночь на 20 декабря 1944 года во время партизанской атаки по освобождению пленных М.Д. Гараньяни Альчидэ "Скарпонэ" и русский партизан Александр Климентьевич Накорчемный сражаясь погибли, чтобы воскреснуть гигантами в мыслях свободных людей.

partigiani257Nakorcemnij6.jpg



Алиев Лачин Алиевич 1910 г.р. урож. с. Зидьян Дербентского р-на, призван Дербентским РВК в январе 1942 г. был на фронте по февраль 1943 г. В составе 397 сд.

Алиев указан стрелочкой.

partigiano105Aliev.jpg


        "В октябре 1943 г. в составе Азербайджанской Дивизии я попал на фронт в районе Днепропетровской области. 27.01.44 г. был получен приказ от командира роты добраться до II высоты, захватить ее и держать оборону до прихода основных сил роты. 5 солдат и командир взвода выполнили приказ.
       Подошли два фашистских танка, начали обстрел высоты. Так продолжалось трое суток, на четвертые обстрел прекратился. В тот день роте фашистов удалось незамеченными подойти к высоте и забросать наши окопы гранатами. Трое солдат погибает, двое ранены, лишь один из нас был невредим.
       Раненного и здорового захватывают в плен. Помещают в лагере в с. Васелевка. 10 июня 1944 г. направляют в Польшу, где помещают в лагере для военнопленных. Затем оттуда в италию. В Италии 13-ти удается бежать.
      В числе этих 13 был я - Алиев Лачин, майор Юнов Галим, Анон Конов аварец, быв. житель Махачкалы, девять осетин, один горский еврей, и еще один азербайджанец.
      Было это в р-не г. Кунео, из г. Кунео мы попадаем в партизанский отряд ЖОСТИНА ЛЕБЕРАТА ("Джустиция и Либерта"), базировавшийся в р-не с. ПРИДЛИВ. Командовал нами итальянец ОЛИМПБЕРГ, меня и трех осетин направили в пос. МОНТОРОСОВ (Монтероссо), остальных в разные подразделения.

A8_054.jpg


        В октябре 1944 г. немцы перешли в наступление против партизанских отрядов. Отряду Олимпберга пришлось уходить в горы из-за недостатка боеприпасов, дорога была покрыта льдом. Однажды Олимпберг подскользнулся, упал в ущелье и погиб.
     Немцы не решились продолжать преследование и вернулись на свою базу, вместо Олимпберга отрядом стал командовать Жинов (итальянец).
     25.12.1944 г. партизан-разведчик доложил, что в ближайшем пос. Королева базируются фашисты в количестве около 30 тыс. В горы уходить было нельзя из-за сильного снега. И поэтому по приказу Жинова наш отряд уходит в район г. Ниросон.
     В пос. Костеле та был в то время отряд коммуниста Карабалдина. Оба отряда соединяются и участвуют в беспрерывных боях. 1.02.45 г. по приказу Жинова отряд "Джустиция Либерта" вернулся на свою базу. При возвращении берем в плен 20 немецких солдат и офицера расположившихся на ж/д полотне.

A8_057.jpg


     Возвращаемся в Придлив 07.02.45 г. немцы развернули новое наступление. Трое суток продолжается бой, район боев между деревнями Монторосов и Придлив. В этих боях погибает несколько фашистских солдат, много фашистов ранено.
     Немцы вынуждены отступить, но начинают артобстрел наших позиций. От одного из снарядов погибают командир отряда Жинов и наш русский майор Галим Юнов. Немцы вновь отступают. Трупы Жинова и Галима Юнова помещают в гроб и их тела переносят в Придлив, помещают там в церковь.
     Командиром отряда становится Виков. В марте 1945 г. американский самолет доставляет в расположение отряда боеприпасы. Трижды еще фашисты делают попытки разбить партизанский отряд, но дальше деревни Вельгира пройти им не удается.

A8_047.jpg


        25 апреля все три партизанских отряда, действующих в этом районе, объединяются и начинают освобождение населенных пунктов Италии. Так были освобождены города Кунео, Миросон, Кастелет. 2 мая 1945 года в г. Кунео появились американские солдаты.
      10 мая тела погибших Жинави и Юнова переносятся в Куне. Все население сел Придлив, Монторосов, Вельгран вышло проводить их в последний путь. Был устроен митинг, было много выступающих. Могилу, где захоронены сегодня Жинави и Юнов назвали "Кровь с кровью смешанные обоих фрателло-брат". Похоронили их вместе."

B9_020.jpg



3a8ba4b5-s.jpg