Трусость? А может все таки необходимость?

На модерации Отложенный

 

Если вкратце изложить одно из распространенных  мнений  о последних днях  обороны Севастополя в 1941 – 1942г., то складывается следующая картина: руководство Севастопольского оборонительного района  трусливо бежало, бросив  на произвол судьбы  100 000 войск, а должно было помереть вместе с войсками в последней  атаке. А флот решили приберечь и бросили  окруженные войска на произвол судьбы.

Но давайте трохи разберемся.

Сразу вопрос:  что объединяет народного героя Константина  Рокоссовского, обладателя высшего звания в армии США – генерал армии  - Дугласа Макартура, и одного из лучших немецких генералов  - Эрвина Роммеля?

Их общий знаменатель таков: хотя бы раз их «выдергивали» из намечающихся или образовавшихся «котлов» что бы спасти их. Т.Е. они бросали  свои обреченные контингенты, и плыли-летели командовать на новом месте….

Ну вот  например:

-          В начале Московской битвы основные силы 16-й армии Константина Рокоссовского попали в Вяземский «котёл», однако управление 16-й армии  успело выйти из окружения.  Понятное дело, что без войск…..

 

-          Когда в ноябре  1942 года американские войска высадились в Марокко и Алжире, что фактически означало попадание итало-немецких сил в ловушку, и фельдмаршал Роммель был отозван из Туниса и был назначен командующим группой армий «В» в Северной Италии.

 

-          В феврале 1941г. генерал Макартур  эвакуировался из Манильской бухты на торпедном катере на о. Минданао, а оттуда вылетел в Австралию. А в это время десятки тысяч американских и филиппинских войск, которыми он руководил,  были окружены в сражении Батана-Корехидор, и фактически обречены. Большинство из них погибло в плену.

 

Но  генерал  не является хозяином своей судьбы. Он человек, находящийся на государственной службе, и он обязан воспользоваться направленными за ним самолетами или катерами. Остаться со своими войсками до конца — это объяснимое, но не всегда целесообразное с точки зрения дальней перспективы решение.

 

Примером  этому может служить герой Смоленского сражения – командующий корпусом Петровский. Сыгравший  своими действиями решающую роль, и остановивиший наступление южной «клешни»  немецкой группы армий «Центр», он отказался эвакуироваться на присланном за ним самолете, и остался в войсках командовать прорывом из окружения. И погиб.

С моральной точки зрения – его поведение безупречно.

С практической…В 1942г. в Крыму все просрал командующий фронтом  Козлов. А на обращения Мехлиса к  Сталину с просьбой сменить Козлова на кого ни будь более вменяемого, последовал ответ «У нас  нет запасных Гинденбургов». Увы..один из кандидатов в  Гинденбурги  - предпочел действовать «по-сердцу», а не «по-уму».

 

Итак, перед самим падением Севастополя около 700 человек начальствующего состава были вывезены подводными лодками. Ещё несколько тысяч смогли уйти на лёгких плавсредствах Черноморского флота. В плен попало около 70 000 чел.

И подобное пленение гарнизона крепости не было чем то уникальным. Напрмер,  в 1941г. Японцы, в два раза уступая по численности, за неделю боев,  взяли в плен 80.000 англичан в крепости Сингапур.

Но можно ли было эвакуировать гарнизон Севастополя?

Интересный вопрос. Давайте не забывать, что Севастополь пал во - многом из-за нарушения снабжения, поскольку немецкая авиация банально топила все надводные корабли. А авиа-прикрытия у них быть не могло.

Ну да ладно..предположим что адмирал Октябрьский решил: пусть потеряем весь флот, но сделаем  попытку вы везти гарнизон из крепости.

Итак, какие будут исходные условия задачи по эвакуации:

-          Авиаприкрытия – НЕТ. А для утопления  корабля достаточно, при извесном везении, одной торпеды. Топить корабли начнут еще на подходе к Севастополю. И топить их будет 4-й флот люфтваффе по командованием Рихтгоффена – элита авиации немцев.;

-          Возможность артилерийской дуэли между кораблями Черноморского флота и немецкой артилерией болем чем вероятна. Но, корабли ЧФ будут стоять неподвижно (по крайне мере час), их будет видно, у противника будет возможность коректировать огонь своих гаубиц. А немецкая артилерия  - укрыта в складках местности, стреляет навесом – не очень мтеко, но очень и очень много (и колличество переходит в качество),  накрыть же ее ответным огнем – проблемно – ее не видно и она рассредоточена;

-          Подводные лодки и катера противника. Тоже  козырь в колоде противника. Прекрасно подойдут для того что бы устроить завесу подходящим или уходящим корабли, или добить «подраноков»;

-          Время и расстояние. От Севастополя до Новороссийска – более 600 км. Топить подходящие корабли будут еще на подходе к Севастополю, и еще очень долго при прорыве к Новороссийску. Прикрыть корабли будет нечем, а идти они будут куда медленнее, т.к. многие будут иметь повреждения, подбирать тонущих людей из потопленных кораблей.

И последнее – Эрих фон Манштейн – был человеком любящим славу и  почести. И получить награду не только за взятие крепости, но и за утопление с суши Черноморского флота не отказался бы. Соотвественно, можно было предположить, что все что можно было поднять в воздух – в воздух было бы поднято, а все что плавает – отправлено на перехват. Ну а гаубичная артиллерия была бы обеспечена как нескромным количеством снарядов, так и самолетами-корректировщиками огня.

Исходя из вышеперчисленного, что то мне подсказывает, что попытка вывезти гарнизон Севастополя имела ну очень высокие шансы обернуться черномоской Цусимой.